29 февраля, в Международный день редких заболеваний, в инстаграме запустили флешмоб в поддержку пациентов с муковисцидозом «Дайте мне дышать». В соцсети появилось более тысячи фотографий людей под целлофановой пленкой. Инициатор флешмоба — инстаграм-блогер Тася Шеремет, которая борется с муковисцидозом. Она рассказала «Таким делам», как появилась идея акции, какой охват она получила и что еще нужно сделать, чтобы проблема обеспечения лекарствами решалась на высоком уровне.
Тася Шеремет
В ноябре 2019 года случилась вся эта история с лекарствами (с российского рынка стали уходить иностранные антибиотики для людей с муковисцидозом. — Прим. ТД), и после моего первого поста об этом, который неожиданно «выстрелил», началась волна лекарственного протеста. Родители проводили пикеты, чиновники собирали круглый стол. Некоторые решения в итоге приняли. Они были точечные, латали дыры на тонущем корабле. Системных решений мы не добились.
Спустя два месяца после Нового года, по подсчетам родительского сообщества, умерло десять человек с муковисцидозом. По официальным данным — шесть. Стало понятно, что журналисты и общественность про нас забыли, поэтому появилась идея дописаться до крупных журналистов. Почти все они мне ответили: Юрий Дудь загружен, Алексей Пивоваров и Ирина Шихман думают.
Тогда было принято решение запустить флешмоб — иногда подобные акции помогают какой-то общественной кампании. Было несколько идей. Например, чтобы обычные люди делали фото с таблетками в руках, которые они принимают, и описывали бы, сколько они стоят, какую сумму из этого покрывает государство. А пациенты с муковисцидозом выкладывали бы фото со своей горой таблеток и оборудования, которые все вместе стоят как крыло от боинга. Но эту идею мы отмели, потому что фотографии человеческого лица собирают больше лайков и охватов.
В итоге остановились на идее с пакетом. Она содержит в себе двойную метафору. Первая — люди с муковисцидозом имеют проблемы с дыханием, они дышат, как в целлофановом пакете, и испытывают кислородное голодание. Вторая — наше государство нас убивает, заменяет оригинальные препараты на дженерики. Сам хештег #ДайтеМнеДышать значит «Дайте нам положенные лекарства, дайте нам дышать, прекратите нас убивать».
Идеи придумывала я, отбирать их мне помогала моя подруга, мама двоих детей с муковисцидозом Лейла. Но [когда я говорю “мы придумали», “мы сделали”] я подразумеваю не себя и Лейлу, а все МВ-сообщество. В итоге 29 февраля 50 блогеров выложили у себя пост примерно одинакового содержания. Надеюсь, что за эту неделю флешмоб поддержат и другие публичные личности.
Однозначно, все движется в лучшую сторону [в части решения проблемы с лекарствами], но нужно, чтобы нас поддержали независимые журналисты, актеры, публичные личности, чтобы их инстаграмы были забиты информацией о происходящем. Если напишет хотя бы один, за ним подтянутся остальные. Мне бы очень хотелось, чтобы они не боялись об этом говорить.
Муковисцидоз — генетическое заболевание, поражающее внутренние органы, в первую очередь легкие. Со временем они перестают справляться со своей основной задачей — дыханием. Муковисцидоз нельзя вылечить, но своевременная и эффективная терапия позволяет пациентам почувствовать себя лучше и продлить жизнь до зрелого возраста. В России пациенты с таким диагнозом живут в среднем до 25–29 лет.
В ноябре пациенты с муковисцидозом в Москве выходили на одиночные пикеты после ухода с российского фармрынка оригинальных антибиотиков. Они требовали вернуть лекарства и изменить закон № 44 о закупках, из-за которого иностранным фармкомпаниям стало невыгодно поставлять препараты в Россию.