НКО нужно собирать и анализировать открытые данные. Как это делать и зачем?

6 и 7 марта в Москве проходила конференция Open data day. Представители НКО рассказали, как работа с данными помогла изменить законодательство в шести регионах, выиграть грант на 10 миллионов и привлечь внимание 128 тысяч человек к одной проблеме. «Такие дела» объясняют, почему собирать и анализировать данные важно каждому фонду, и показывают, что начать эту работу совсем не сложно.

Фото: Александр Натрускин/РИА Новости

Данные открытые и не очень

Открытые данные — это информация, которую собирают и публикуют государственные органы в форматах, подходящих для автоматической обработки без предварительного изменения человеком (машиночитаемых). Открытые данные часто используют журналисты, некоммерческие организации, активисты, разработчики приложений и сервисов. Например, проект фонда «Нужна помощь» «Если быть точным» создан на основе открытых данных.

Читайте также «Можно двигаться с картой, а не вслепую»: зачем некоммерческим организациям нужен свой инструмент для бенчмаркинга

Есть несоответствие между данными, которые регулярно собирают госорганы, и теми, которые действительно нужны фондам. Государственные ведомства в основном считают предоставленные услуги и потраченные на них средства, а НКО важна информация о реальных потребностях благополучателей и эффективности конкретных программ помощи. Поэтому некоммерческие организации часто сами собирают данные.

Фонд поддержки слепоглухих «Со-единение» создает базу подопечных, которая постоянно пополняется и уточняется. По каждому благополучателю есть актуальная информация о его состоянии, потребностях, помощи, которую он уже получил от фонда, и ее эффективности. Эти данные помогают определить индивидуальную траекторию развития подопечных и корректировать работу волонтеров. Благодаря собранной базе в фонде поняли, что многие их подопечные даже не умеют пользоваться компьютером, и запустили программу компьютерной грамотности.

Зачем НКО собирать и анализировать данные?

Помогать, а не причинять добро

Что нужно благополучателям фонда, чего им не хватает, какой помощи слишком много, а какая «не в тему»? Ответить на эти вопросы помогает регулярная обратная связь с подопечными. Фонды анализируют полученную информацию и планируют работу так, чтобы закрывать реальные потребности.

Фонд «Второе дыхание» собирает ненужную одежду и передает людям, которые в ней нуждаются. Через небольшие региональные фонды и социальные центры одежду получают 50 тысяч человек в 12 регионах России. Оценить, насколько эффективна работа в таких масштабах, помогло простое решение — Google-форма. Опрос, составленный за несколько часов, помог фонду узнать много неожиданных фактов:

  • психоневрологическим интернатам не подходят узкие наволочки, потому что их нельзя надеть на большие перьевые подушки;
  • стоит всегда узнавать, кому передает одежду социальный центр, чтобы случайно не отправить яркие вещи в места лишения свободы;
  • важно рассказывать, как собирать и раздавать вещи, потому что во многих пунктах выдачи их просто раскладывают на полу.

После анализа результатов опроса сотрудники фонда стали лучше понимать, каким НКО какую помощь и в каких объемах нужно отправлять, а также запустили обучающие программы.

Сопоставлять затраты и достижения, чтобы работать эффективнее

Некоммерческим организациям всегда не хватает ресурсов — финансовых, трудовых, временных. Анализ данных позволяет выделять эффективные проекты и направления, которым стоит уделять больше времени, сил и денег.

Программа раннего вмешательства «Уверенное начало» помогает родителям детей с нарушениями опорно-двигательной системы. Специалисты фиксируют, какие процедуры проходит ребенок и насколько эффективны или неэффективны они оказываются. Документооборот занимает 20-25% времени специалистов, однако такой подход позволяет врачам более точно подбирать программу развития для новых подопечных, а родителям показывает, каких улучшений может достичь их ребенок. Это усиливает доверие семьи к специалистам программы.

Убеждать других и мотивировать себя

Структурированные данные, которые из года в год собираются по одной методике, необходимы для крупных НКО. При этом небольшие, но «говорящие» сведения о работе, успехах и затратах полезно собирать всем организациям. На них можно ссылаться на встречах с потенциальными донорами, в общении с журналистами, при составлении заявок на гранты.

Стирка вещей обходится фонду «Второе дыхание» в три раза дороже, чем вся работа по сбору, сортировке и распределению одежды. Обосновать для гранта самую дорогую статью расходов помог все тот же онлайн-опрос среди благополучателей: общественных объединений, благотворительных организаций и других НКО, которые помогают людям, находящимся в трудной жизненной ситуации.

Оказалось, что у большинства организаций нет ресурсов, чтобы стирать одежду самостоятельно. Обратная связь помогла фонду аргументировать все статьи расходов и получить 10 миллионов рублей от Фонда президентских грантов.

Международная коалиция по готовности к лечению (ITPC) старается повышать доступность лекарств против ВИЧ. Специалисты анализируют портал госзакупок, принимают сообщения от пациентов и фармкомпаний. Такой подход помогает мониторить обеспеченность людей лекарствами. Когда возникают перебои в поставках, информация об этом сразу попадает в СМИ и заставляет региональные власти быстро решать проблему.

Читайте также Что несет река: как экоактивисты искали пластик на берегах водоемов по всей стране

Чтобы привлечь внимание к проблеме пластика, российский Гринпис запустил акцию «Пластиквочинг«. Волонтеры в разных регионах осматривали берега рек, озер, морей и других водоемов, вручную пересчитывали весь найденный мусор и отчитывались о результатах в Гринпис. Всего прошло 274 акций волонтеров, во время которых нашли почти 230 тысяч фрагментов мусора. Петицию за законодательное регулирование пластика подписали 128 тысяч человек.

Сотрудники «ОВД-Инфо» тоже проводят аналитику, для них основные данные — нормативно-правовые документы и судебные решения. Когда в 2019 году некоторые регионы запретили пикеты, юристы «ОВД-Инфо» и правозащитного центра «Мемориал» добились отмены этого запрета, потому что по федеральному законодательству пикетирование согласовывать не нужно.

Важен и терапевтический эффект данных для сотрудников фонда. Годовые отчеты собираются долго и трудно, но они показывают, что получилось достичь на очередном этапе, напоминают об успехах и мотивируют работать дальше.

Технологии спасения

Иногда работа с данными помогает решать основные задачи НКО. Поисковые отряды, которые ищут пропавших людей, чаще всего выходят в пешие рейды. Такой поиск эффективен, но занимает очень много времени, часто волонтеры просто не успевают к потерявшемуся.

Программисты стартапа «Лакмус» обучили нейросеть распознавать человека на фотографиях, которые дроны делают с воздуха. В отличие от пешего поиска или поиска с вертолета автоматизированный поиск позволяет быстро просматривать большие территории.

Обученная нейросеть способна анализировать четыре тысячи фотографий за полтора часа.

Сейчас эту технологию постепенно внедряет поисково-спасательный отряд «Лиза Алерт» и другие организации. С помощью автоматического анализа фотографий уже нашли восемь человек.

С чистого листа: с чего начать работу с данными

Шаг 1. Аудит собственных данных

Проанализируйте, какие данные уже есть. Каждый фонд составляет годовые отчеты, в которых есть много полезной информации. Анализ годового отчета помогает понять:

  • какие данные действительно полезны и помогают скорректировать работу фонда;
  • сбор каких данных можно автоматизировать;
  • какие данные вы не собираете, но они могут быть полезны;
  • в сборе каких данных нет смысла.

Шаг 2. Поймите, где найти недостающую информацию

Когда вы поняли, какой информации не хватает, нужно определиться, где ее можно взять. Может быть, она есть в открытых источниках или ее собирают другие фонды. Например, на сайте проекта «Если быть точным» можно найти государственные данные, которые могут быть полезны НКО по темам сиротства, инвалидности, ВИЧ, мест лишения свободы, преступности.

Если нужны данные по вашим подопечным, их придется собирать самостоятельно. Подумайте, достаточно ли провести разовый опрос или такую информацию стоит собирать регулярно.

Шаг 3. Свяжитесь с благополучателями

Изучите своих подопечных и соберите обратную связь. Самый простой и рабочий способ — встретиться и поговорить. В личной беседе всегда открываются неочевидные детали. Если подопечных много, можно провести опрос или анкетирование.

Плохо составленные анкеты и неправильно сформулированные вопросы могут сильно исказить результат и привести к ложным выводам. Если в штате фонда нет социолога, лучше попросить о помощи сторонних экспертов. Можно обратиться на социологические факультеты вузов, скорее всего, преподаватели или студенты-старшекурсники пойдут навстречу.

Еще более глубокая аналитика

Опросы, анкеты и личное общение помогают оценить потребности благополучателей, но чтобы работать эффективнее, фонды должны понимать своих спонсоров. Для этого нужно анализировать соцсети, оценивать эффективность рассылок, отслеживать путь человека с того момента, как он зашел на сайт или открыл рассылку, до того, как он совершил пожертвование.

Сервисы, с помощью которых делаются рассылки, показывают, сколько получателей открыли письмо и перешли на сайт. С помощью Google-аналитики можно понять, по каким ссылкам переходят пользователи на сайте, доходят ли они до кнопки с пожертвованиями, и если нет, то почему.

С помощью регулярного анализа данных фонд помощи хосписам «Вера» выработал рекомендации для авторов, которые работают с рассылками:

  • манипулятивные обращения всегда работают плохо;
  • не стоит отправлять письма чаще раза в неделю;
  • одно сообщение — одна четкая цель;
  • нельзя в каждом письме просить о пожертвовании, важно рассказывать спонсорам о проектах и успехах фонда;
  • важно благодарить спонсоров;
  • всех спонсоров стоит делить на группы (новые жертвователи, жертвуют только на определенные события, подписаны на регулярные пожертвования) и для каждой составлять отдельное сообщение.

Проводить такую аналитику фондам помогают штатные программисты или внешние решения. Например, проект PHILIN создает программное обеспечение, ориентированное на НКО, которое помогает эффективно работать с донорами и фандрайзингом.

Некоторым навыкам сотрудники фондов учатся сами. Образовательные онлайн-порталы организовывают вебинары и целые курсы по работе с социальными сетями и Google-аналитикой. Проект «Теплица социальных технологий» регулярно проводит вебинары, записывает обучающие видео по работе с данными, которые могут помочь работникам НКО.

Спасибо, что дочитали до конца!

Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и интервью, фотоистории и экспертные мнения. Мы собираем деньги для множества фондов — и не берем из них никакого процента на свою работу.

Но сами «Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям. И мы просим вас оформить ежемесячное пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать. Пятьдесят, сто, пятьсот рублей — это наша возможность планировать работу.

Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.

Помочь нам
Все новости

Новости

Текст
0 из 0

Подпишитесь на субботнюю рассылку лучших материалов «Таких дел»

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: