Без права на брак и общих детей. Реформа Семейного кодекса РФ приведет к дискриминации трансгендерных людей
Пакет поправок в Семейный кодекс был опубликован 14 июля и вызвал бурное обсуждение в ЛГБТ-сообществе. Инициаторы законопроекта хотят запретить трансгендерным людям менять свидетельство о рождении и вступать в брак. «Такие дела» обсудили с экспертами, к чему приведет введение реформ.
Курс на дискриминацию
Члены Совета Федерации, в числе которых Елена Мизулина и Людмила Нарусова, предлагают реформировать Семейный кодекс вслед за изменением Конституции. Законопроекты включают 112 поправок в 69 статей Семейного кодекса РФ, две новые главы и 27 новых статей. Они корректируют формулировки в документах и касаются правил работы органов опеки. Часть реформ затрагивает права ЛГБТ-людей.
В частности, сенаторы предлагают прописать определение брака как союза мужчины и женщины, а также установить запрет на заключение однополых союзов. По действующему законодательству гомосексуальные люди и так не могут вступать в брак, и в этом плане закон не меняется. Однако такая формулировка делает дискриминацию по признаку сексуальной ориентации законодательно обоснованной.
Другие поправки «фактически призывают к дискриминации трансгендерных людей», считает правовой советник ЛГБТ-группы «Выход» Макс Оленичев. По мнению эксперта, законопроект составлен с нарушениями, а его положения не всегда можно реализовать.
Запрет на смену свидетельства о рождении
Законопроект меняет процедуру смены документов трансгендерными людьми. Сейчас для этого необходимо получить справку от специальной врачебной комиссии. Эта справка предоставляется в загс по месту прописки или регистрации, где вносят изменения в запись акта о рождении. После чего выдается новое свидетельство о рождении, с которым трансгендерные люди могут изменить паспортные данные.
Если проект закона примут, то выдавать новое свидетельство о рождении будет запрещено.
«Получив справку от врачебной комиссии, трансгендерные люди будут обращаться в орган загс, который не будет изменять их гендерный маркер в документах. При этом будет регистрироваться факт обращения и выдаваться заключение о причине [требуемых] изменений. Возникает вопрос — зачем? Видимо, это заключение станет единственным основанием для того, чтобы трансгендерный человек получил паспорт с новым гендерным маркером», — комментирует Оленичев.
Фактически у трансгендерных людей окажутся документы на два имени и с разными гендерными маркерам. Например, свидетельство о рождении на женское, а паспорт — на мужское, что станет бюрократически спорной ситуацией. Коснется нововведение и интерсекс-людей: их генетические особенности часто не позволяют определить пол при рождении и впоследствии им также может потребоваться изменить гендерный маркер в документах.
Трансгендерных людей, уже сменивших документы, принудят получить старое свидетельство о рождении до 1 января 2022 года. Мало того что это дискриминационно, рассмотрение всех обращений потребует привлечения значительных ресурсов со стороны государства. Это противоречит финансово-экономическому обоснованию законопроекта, где говорится, что реализация «не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета».
«По сути, эта реформа говорит о том, что мы вас будем аутить, мы будем нарушать медицинскую тайну, и все будут знать, с каким акушерским полом вы были рождены, какое у вас было прошлое. Будут знать ваши коллеги, будут знать все встречные-поперечные, потому что мы лишим вас того свидетельства о рождении, которое вы уже поменяли, и заставим вас получить другое», — комментирует журналистка и авторка петиции против законопроекта Лариса Жукова.
Инициаторы законопроекта не понимают особенностей работы системы загс, считает Оленичев. «Изменения и исправления в запись акта о рождении вносятся не только в связи с трансгендерным переходом, но и когда возникают ошибки в ранее составленных записях», — говорит юрист. Орфографические ошибки и неполные сведения могут быть в записях любого человека, вне зависимости от его гендерной идентичности. Новая формулировка не содержит сведений о том, будет ли в таких случаях меняться свидетельство о рождении, однозначно прописан только запрет для трансгендерных людей.
Запрет на вступление в брак
Согласно поправкам в статью 22 ФЗ «Об актах гражданского состояния», орган загс получит право проверять свидетельство о рождении вступающих в брак. Если у трансгендерного человека будут одновременно документы с женским и мужским гендерными маркерами, органы загс будут признавать союз с ним как однополый, что означает фактический запрет на заключение брака.
Реформа также не позволит получить равные права в отношении детей. «Если у партнера, вступающего в брак, есть дети, то второй супруг может их усыновить. В случае принятия мизулинского законопроекта трансгендерные люди лишатся таких возможностей», — отмечает Оленичев.
В то же время статус усыновителей и опекунов останется неизменным. Сейчас взять приемного ребенка не могут однополые семьи, заключившие брак за рубежом. Однако органы опеки узнают об этом только в том случае, если информация опубликована в открытом реестре иностранного государства. Трансгендерные люди могут усыновить ребенка вне зависимости от того, состоят они в браке или нет. Однако на практике, если органы опеки узнают о трансгендерном статусе человека (например, после доноса), все равно могут возникнуть сложности.
Непосредственно положения ЛГБТ-сообщества касаются только три листа законопроекта из 177. В частности, поправки расширяют перечень случаев, в которых родителей можно ограничивать в правах. «То, что Мизулина использовала трансфобную риторику, указывает только на одно: истинная цель сенаторов, внесших законопроект, не ЛГБТ-люди, а разрушение семьи», — полагает юрист.
Жукова считает, что единственная причина создания таких поправок — «набрать политических очков и выслужиться перед начальством». «Напрашивается неприятная историческая параллель с третьим рейхом, когда одной из первых мер было лишение прав ЛГБТ-людей и розовые нашивки, которые им выдавали», — добавляет Жукова.
Ранее замглавы комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Оксана Пушкина заявила, что законопроект противоречит статье 19 Конституции РФ, которая гарантирует равные права для всех граждан России.
«В случае принятия законопроект отодвинет ситуацию с признанием прав трансгендерных людей на несколько лет назад. Трансгендерное сообщество и в целом ЛГБТ-сообщество возмущены такими поправками и будут добиваться того, чтобы они не были приняты. Уже сейчас многие люди пишут письма депутатам и распространяют информацию о законопроекте», — добавляет Оленичев.
На момент написания материала петицию против поправок подписало более 37 тысяч человек. Также представители ЛГБТ-сообщества призывают обращаться в Государственную думу. Активист Мира Тай составил инструкцию по тому, как это сделать.
Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и интервью, фотоистории и экспертные мнения. Мы собираем деньги для множества фондов — и не берем из них никакого процента на свою работу.
Но сами «Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям. И мы просим вас оформить ежемесячное пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать. Пятьдесят, сто, пятьсот рублей — это наша возможность планировать работу.
Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.
Помочь нам