Почему очередь на жилье для людей с инвалидностью движется так медленно? Разбираем на примере Самарской области
Почти каждый десятый житель России — человек с инвалидностью. Конституция гарантирует им социальное обеспечение, одна из основных мер — улучшение жилищных условий. Согласно отчету Счетной палаты, в 2019 году только 5,9% людей с инвалидностью, стоящих в очереди, получили социальные выплаты на улучшение жилищных условий. В чем главная проблема жилищных очередей в России «Такие дела» разобрали на примере Самарской области.
Гарантии на бумаге
Обеспечение инвалидов доступным жильем прописано в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития». К 2020 году в России должен был сложиться «качественно новый уровень состояния жилищной среды», который бы отвечал жилищным потребностям всех категорий граждан, в том числе людей с инвалидностью.
Проверка Счетной палаты показала, что гарантии на бумаге имеют слабую связь с реальностью. Например, в Самарской области всех ветеранов Великой Отечественной войны обеспечили жильем только к 2018 году, хотя по срокам, прописанным в Концепции развития, процесс должен был завершиться на тринадцать лет раньше.
Что касается остальных льготников, их очередь практически не движется. Людей, которые выходят из очереди, потому что утратили инвалидность, сами решили жилищные проблемы, переехали в другой регион или умерли, гораздо больше, чем тех, кто дождался государственной помощи.
Существуют два основных механизма обеспечения прав людей с инвалидностью на жилье:
- социальные выплаты — для тех, кто встал на учет до 1 января 2005 года;
- предоставление жилья по договору социального найма — для тех, кто встал на учет после 1 января 2005 года.
С 2011 по 2019 год количество людей с инвалидностью, претендующих на социальную выплату в Самарской области, сократилось на две с половиной тысячи человек, с 3045 до 480. При этом господдержку получили только 625 очередников. Остальные или решили жилищную проблему сами, или были сняты с учета по другим причинам.
Очередь из людей, вставших на учет после 2005 года, практически не сокращается. По подсчетам Счетной палаты, в Самарской области за последние три года для людей с инвалидностью выделили всего 66 квартир, и с каждым годом эта цифра уменьшается. За счет государства удалось получить жилье только 3,4% очередников, притом что всего в регионе в улучшении жилищных условий нуждаются 2 400 людей с инвалидностью.
Важно понимать, что многие люди нуждаются в улучшении жилищных условий, но не стоят в очереди. «Люди с инвалидностью, у которых есть право на жилье, часто не могут этим правом воспользоваться. Им надо помогать собирать документы, проходить бюрократические процедуры», — объясняет юрист Центра лечебной педагогики Павел Кантор.
Сколько еще людей с инвалидностью нуждаются в улучшении жилищных условий, но пока не стоят в очереди, оценить сложно.
Почему не двигаются очереди
Главная причина долгих очередей — в муниципальных фондах нет свободных жилых помещений. Новое жилье не строят, потому что у муниципальных образований нет достаточно средств для строительства. Выплаты из федерального бюджета сильно меньше реальных потребностей регионов.
Так, в Самарской области с 2014 по 2019 год выплаты из федерального бюджета на жилье для людей с инвалидностью только на 5% закрывали потребность региона в финансировании. Если не пересмотреть бюджетные ассигнования, Самарской области потребуется еще пять лет, чтобы обеспечить жильем всех людей с инвалидностью, которые стоят в очереди. А чтобы решить проблему по всей России — больше 20 лет.
Очередники, которые претендуют на выплаты, тоже сталкиваются с проблемами. Часто в муниципальных образованиях просто нет жилья, которое бы соответствовало их потребностям. В итоге люди покупают комнаты в коммунальных квартирах или дома в сельской местности, которые не отвечают их потребностям. Использование социальных выплат на покупку подобного жилья полностью искажает смысл «улучшения жилищных условий».
Даже если подходящее жилье находится, его невозможно купить без дополнительных вложений. Люди нередко отказываются от социальных выплат, если рыночная стоимость квадратного метра в их городах выше норматива минстроя — по Самарской области это 36, 6 тысячи рублей. При этом в городском округе Самара рыночная стоимость 1 квадратного метра выше норматива на 28,5%. Отказываясь от выплат, они продолжают стоять в очереди, и очередь не двигается.
Проблема с очередями касается не только людей с инвалидностью, а всех льготников в принципе. Павел Кантор рассказал, что предоставление любого социального жилья в России по сравнению с развитыми странами идет очень медленно, потому что застройщикам невыгодно его строить.
«В Германии рынок соцжилья хорошо работает, потому что государство субсидирует это строительство. Для инвалида или его семьи такое жилье будет стоить дешевле, при этом для застройщика или управляющей компании нет большой разницы. Для них это обычное жилье, часть которого просто выделяется социально незащищенным группам, — объясняет юрист. — В России есть большой разрыв в стоимости коммерческого и социального жилья. Государство возмещает застройщикам только небольшую часть расходов, поэтому им выгоднее строить только коммерческое жилье. Как результат, у нас нет адекватного рынка социального жилья».
Как решить проблему
Чтобы скорее обеспечить жильем людей с инвалидностью, эксперты Счетной палаты предлагают несколько мер:
— запретить людям повторно отказываться от социальных выплат;
— увеличить субвенции из федерального бюджета до необходимого объема;
— проверить, насколько жилищные условия инвалидов соответствуют их потребностям, на каком этапе находится строительство социального жилья в регионах, и создать специализированный жилищный фонд, который позволит быстро реагировать на потребность людей с инвалидностью в жилье;
— актуализировать список очередников и обосновать, почему в нем находится каждый человек;
— разработать дополнительные формы поддержки и помощи инвалидам, которые смогут улучшить их жилищные условия.
Жилье для инвалидов — довольно узкая тема, но, чтобы ее решить, нужно разбираться с системными проблемами жилищного строительства и социальной адаптацией инвалидов, уверен юрист Павел Кантор. «Если обеспечить людям с инвалидностью доступ к образованию и трудоустройству, организовать доступные способы социализации, большинство из них не будет нуждаться в социальном жилье. Если бы им была оказана помощь, они бы сам решали свои жилищные проблемы, и очередь двигалась гораздо быстрее», — уверен эксперт.
То же можно сказать и про социальное строительство. Рынок доступного социального жилья нужен не только людям с инвалидностью. Дети-сироты, многодетные семьи, военные — все, кто претендуют на жилье от государства, будут годами стоять в очередях, пока строительство социального жилья не будет привлекательно для застройщиков. Чтобы к этому прийти, надо полностью пересматривать систему государственного финансирования, считают эксперты.
Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране и предлагаем способы их решения. За девять лет мы собрали 300 миллионов рублей в пользу проверенных благотворительных организаций.
«Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям: с их помощью мы оплачиваем работу авторов, фотографов и редакторов, ездим в командировки и проводим исследования. Мы просим вас оформить пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать.
Оформив регулярное пожертвование на сумму от 500 рублей, вы сможете присоединиться к «Таким друзьям» — сообществу близких по духу людей. Здесь вас ждут мастер-классы и воркшопы, общение с редакцией, обсуждение текстов и встречи с их героями.
Станьте частью перемен — оформите ежемесячное пожертвование. Спасибо, что вы с нами!
Помочь нам