«Закопают, как медицинские отходы». Зачем умерших от COVID-19 хоронят в пакетах?
Читательница «Таких дел» Елена Рубинштейн рассказала, что в середине июня в Москве от коронавируса умер ее дедушка. Его тело выдали для похорон в двух пластиковых пакетах и запретили их снимать, даже с учетом того, что гроб на церемонии был закрыт. Нужны ли такие меры безопасности или это перестраховка, разбирались ТД.
Эффективное решение
В конце мая 94-летний Михаил Елисеев, дедушка Елены, попал в больницу имени С. Юдина с вирусной пневмонией. Во время лечения его тест на COVID-19 показал отрицательный результат, и через неделю пациента отпустили домой. Спустя три дня у пенсионера поднялась температура и его снова госпитализировали. 15 июня Михаил Елисеев скончался в больнице.
Елена рассказала, что морг больницы имени В. Демихова провел вскрытие, не спросив разрешения родственников покойного. У ее дедушки подтвердился коронавирус, и в свидетельстве о смерти первой причиной указали легочную эмболию, второй — COVID-19. Тело для похорон выдали в двух пластиковых пакетах и закрытом гробу, который запретили вскрывать, чтобы не допустить распространения инфекции. Такое распоряжение дал столичный департамент здравоохранения касательно всех умерших от коронавируса.
«У дедушки нет родственников в Москве, кроме моей мамы, которая на момент его смерти находилась дома на двухнедельном карантине, так как у нее обнаружили коронавирус, — пояснила Елена Рубинштейн. — Я живу в Германии и не смогла прилететь: единственный рейс, летевший в ту неделю в Москву, был заполнен. Кроме того, в любом случае по прилету мне пришлось бы две недели провести на карантине в квартире. Поэтому я организовывала похороны по телефону и электронной почте».
Елена говорит, что была готова к похоронам в закрытом гробу и ограничениям по количеству участников церемонии прощания. Но, когда похоронный агент сообщил, что дедушку будут хоронить в двух пластиковых мешках, испытала шок.
«Я просила врачей, которые лечили дедушку, сотрудников морга больницы имени В. Демихова не делать этого (выдавать тело в пакетах, — прим. ТД), но они сказали, что ничего не могут сделать, поскольку есть распоряжение департамента здравоохранения Москвы. При этом медики в разговоре подтвердили, что пакеты — это перестраховка, тело в закрытом гробу уже не представляет никакой опасности. Заведующая моргом Людмила Гундорова предположила, что для крупного города, как Москва, использование пластиковых пакетов — это наиболее эффективное решение. В других регионах, насколько ей известно, тела заворачивают в другие материалы. Она также добавила, что вирус опасный и что трупы лучше вообще кремировать», — сказала Рубинштейн.
«Право распоряжаться трупом неуместно»
Елена написала письмо заведующему организационно-методическим отделом по патологической анатомии НИИ организации здравоохранения и медицинского менеджмента Николаю Полянко. В нем она попросила разрешить сотрудникам морга передать тело дедушки похоронному агенту в закрытом гробу, с соблюдением всех надлежащих мер предосторожности, но без двойного пластикового пакета.
От Николая Полянко внучке пришел официальный отказ (есть в распоряжении ТД). «Ссылки на религиозные мотивы и право распоряжаться инфицированным трупом родственника неуместны», — говорится в ответе.
В документе отмечается, что по указанию Роспотребнадзора по Москве и в соответствии с рекомендациями Минздрава России, тело умершего от COVID-19 помещают в пластиковый пакет, дезинфицируют, заворачивают во второй пакет и после этого укладывают в гроб. Открывать гроб запрещено в соответствии с КоАП, в котором с 1 апреля предусмотрено наказание за нарушение санитарно-эпидемиологического законодательства.
Елена Рубинштейн рассказала, что вместо того, чтобы похоронить дедушку на третий день согласно христианским обычаям, похороны пришлись на шестые сутки. Задержка произошла из-за вскрытия тела и перегруженности моргов в Москве.
«Смысл погребения в том, чтобы тело как можно быстрее разложилось в земле, смешалось с ней. Двойные пакеты очень плотные, неизвестно, сколько завернутый в них труп будет разлагаться. Для окружающей среды это тоже не лучшее решение. Я не хочу, чтобы люди соглашались на то, чтобы их близких хоронили в мешках. Это оскорбление человеческого достоинства. Получается, если кому-то из нас будет суждено умереть от COVID-19 в Москве, с нами поступят как с медицинскими отходами», — заявила Елена.
Она добавила со слов похоронного агента, что некоторые представители религиозных общин в Москве вывозят тела умерших за пределы региона, чтобы распаковать тело и провести обязательный обряд омовения и облачения в саван.
Чума, холера, коронавирус
По мнению президента Российского общества патологоанатомов Льва Кактурского, выдача тела для похорон в пластиковых мешках оправдана. «Труп умершего от COVID-19 заразен в течение трех-пяти дней. Патологоанатомы проводят вскрытие в противочумных костюмах, в респираторах, перчатках, шапочке, — сказал эксперт. — Несмотря на это, я знаю случаи заражения среди своих московских коллег. К сожалению, альтернативы пластиковым пакетам нет. При разложении у трупа появляются жидкостные выделения, любой другой материал будет просто их впитывать, а пластик создает преграду и для выделений, и для испарений».
Патологоанатом пояснил, что со временем целостность пакетов нарушится и останки просочатся в землю, где их утилизируют бактерии. Это произойдет, возможно, уже через год. К этому моменту зараженное тело уже не будет представлять эпидемиологической опасности.
Эксперт «Просто спросить о COVID-19» фонда «Не напрасно», врач-инфекционист Оксана Станевич изучила документ ВОЗ, регламентирующий порядок обращения с телами умерших от коронавируса, и не нашла в нем требований заворачивать труп в пакеты. В рекомендациях говорится, что близкие могут видеть тело на похоронах, но не должны у нему прикасаться и целовать его. Кроме того, тем, кто омывает и одевает тело, необходимо использовать респираторы, перчатки и сменную одежду.
«Роспотребнадзор по Санкт-Петербургу, например, запретил родственникам открывать гроб вне зависимости от причины смерти. Я считаю, что это лишнее, а выдача тела в пластиковых мешках в случае с коронавирусом — суперперестраховка. Такие меры оправданы при особо опасных инфекциях: чуме, холере, сибирской язве, желтой лихорадке, лихорадке Эбола», — уверена Оксана Станевич.
Обновлено 18 августа. В департаменте здравоохранения Москвы «Таким делам» сказали, что дата выдачи тела из морга определяется родственниками или доверенными лицами. «Задержки со стороны медицинского учреждения не было, тело было готово к выдаче на третий день после смерти. Вскрытие было произведено по графику 17.06.2020. Свидетельство о смерти выдано в тот же день гражданину, который представился родственником умершего и предъявил его паспорт», — прокомментировали в депздраве.
В ведомстве утверждают, что во всех моргах соблюдаются меры эпидемиологической безопасности, и медперсонал полностью обеспечен средствами индивидуальной защиты, регулярно проводится тестирование, измерение температуры тела, при появлении симптомов ОРВИ сотрудник не допускается на рабочее место. «На сегодняшний день случаев заражения COVID-19 среди врачей ПАО ГКБ имени В.П. Демихова нет», — говорят в ведомстве.
В депзраве подтвердили, что тела всех умерших от COVID-19 помещаются в два пластиковых пакета, дезинфицируются снаружи и выдаются в закрытом гробу без церемонии прощания. «Такие меры необходимы для предотвращения распространения коронавирусной инфекции и связаны с тем, что на данный момент COVID-19 отнесен к особо опасным инфекционным болезням», — прокомментировали в департаменте.
В случае смерти человека с подозрением на COVID-19 в Москве проводится патологоанатомическое исследование с подробным посмертным анализом. «Это необходимо для установления посмертного диагноза, причины смерти и учета всех смертей от COVID-19. Согласие родственников на проведение данной процедуры не требуется», — добавили в департаменте здравоохранения.
Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране и предлагаем способы их решения. За девять лет мы собрали 300 миллионов рублей в пользу проверенных благотворительных организаций.
«Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям: с их помощью мы оплачиваем работу авторов, фотографов и редакторов, ездим в командировки и проводим исследования. Мы просим вас оформить пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать.
Оформив регулярное пожертвование на сумму от 500 рублей, вы сможете присоединиться к «Таким друзьям» — сообществу близких по духу людей. Здесь вас ждут мастер-классы и воркшопы, общение с редакцией, обсуждение текстов и встречи с их героями.
Станьте частью перемен — оформите ежемесячное пожертвование. Спасибо, что вы с нами!
Помочь нам