В России юристы создали телеграм-бот для пострадавших во время полицейских рейдов в ночных клубах
Сотрудники Фонда имени Андрея Рылькова (ФАР) совместно с активистами программы «Новая наркополитика» запустили проект помощи людям, которые пострадали во время полицейских рейдов в ночных клубах. Об этом «Таким делам» рассказал один из инициаторов проекта правозащитник Арсений Левинсон.
Человек, который хочет обратиться с жалобой на действия силовиков, может написать в телеграм-бот @ravenotraidbot. Юристы проекта создали типовые тексты жалоб, которые пострадавший сможет вместе с ними доработать и подать в прокуратуру, управление МВД, а в дальнейшем — в суд.
Левинсон предположил, что порядка тысячи человек за последние дни были подвержены необоснованным задержаниям, ограничениям свободы, произвольным медосвидетельствованиям, а также унижениям со стороны сотрудников полиции. Он отметил, что через бот к ним приходят десятки подобных обращений.
«Мы надеемся, что некоторые дела удастся довести до суда и потребовать от органов полиции обоснования их действий, которые приводят к массовым нарушениям прав людей на отдых и свободу передвижения, а также унижают честь и достоинство каждого человека. Абсолютно недопустимо, чтобы полиция позволяла себе запирать тысячу человек в клубе и несколько часов держать там, заставлять их приседать, сдавать мочу. Есть намерение довести такие дела до ЕСПЧ, чтобы подобные действия российских силовиков признали незаконными на международном уровне», — рассказал Арсений.
Секретарь Форума людей, употребляющих наркотики, Глеб Пайкачев согласен с тем, что такая практика незаконна. Он надеется, что международные организации выскажут свою позицию о подобной деятельности силовиков и признают, что она неправомерна.
«Эти рейды происходят постоянно. Люди ходят на такие мероприятия в страхе, что оно будет сорвано, что они могут быть задержаны. Обычно мы видим лишь одно-два видео, что в клуб пришла полиция, а что дальше произошло — плохо известно. И важно сейчас зафиксировать происходящее и подробно его описать. Нельзя человека заставлять сдавать анализы просто за то, что он пришел в клуб», — считает Глеб.
По информации правозащитника, во время подобных рейдов выявляется около десяти фактов нахождения человека в состоянии наркотического опьянения, а также два-три случая хранения наркотиков для личного потребления. На рейвах не изымают большие партии наркотических средств и не выявляют факты распространения наркотиков, отметил Арсений.
«Такие тяжкие преступления выявляются другими способами, а не вот этими вот маски-шоу. Эти рейды — это все равно что в супермаркете проводить спецоперацию с СОБРом, чтобы выявить кражу шоколадки. А приводят эти операции к нарушению прав тысяч человек. Это унижающее достоинство человека обращение — когда посетителя культурного мероприятия боец СОБРа заставляет приседать, как будто бы он заключенный в лагере особого режима», — считает Арсений.
По его информации, как правило, сотрудники полиции во время таких операций указывают на то, что у них есть оперативная информация. Правозащитник убежден, что даже в таком случае силовики должны действовать точечно, а не запирать тысячи человек в помещении нового клуба на несколько часов и тестировать их на употребление наркотиков.
Ночью 13 сентября силовики оцепили московский клуб «Мутабор». Посетителям, которые находились в помещениях, не давали выйти. Очевидцы рассказали «Психо Daily», что к клубу привезли лабораторию и людей выпускали после тестов мочи. Внутрь гостей не пускали, даже чтобы забрать куртку в гардеробе.