«Почему он на коляске?» Как объяснить ребенку, что такое инвалидность

«Такие дела» попросили экспертов рассказать, как лучше говорить с детьми об инвалидности и почему не стоит делать из этого разговора что-то особенное. 

Детские костыли в инклюзивной школеФото: Karl-Josef Hildenbrand / DPA / TASS

Как подготовить ребенка к разговору о том, что такое инвалидность?

Один из вариантов: показать книги, мультфильмы и кино, где есть герой, не похожий на остальных

Ирина Пудовинникова, руководитель программы «Инклюзивная капсула» в АНО «Журавлик» предлагает подготовить ребенка к разговору об инвалидности с помощью мультфильмов и книг, в которых есть герой, отличающийся от остальных. Это поможет донести суть через образы. Например, в российском мультсериале «Про Миру и Гошу» есть серия о Диме, мальчике с ограниченными возможностями здоровья. Из зарубежных картин можно посмотреть короткометражный мультик «Кастрюлька Анатоля» режиссера Эрика Моншода, фильм «Анимированная жизнь» режиссера Роджера Росс Уильямса или картину Стивена Чбоски «Чудо». 

Елена Блохина, психолог центра «Помогая другим — помогаешь себе!», советует не делать из разговора об инвалидности «что-то особенное». У детей не должно сложиться впечатление, что это какие-то особенные люди: «есть “мы”, а есть “они”», —поясняет она. 

«В детстве мы усваиваем нормы поведения. Обговаривая вопрос взаимодействия с людьми, имеющими ограничения по здоровью, родители могут, как и в других случаях, просто сказать, как лучше себя вести, что можно, а что нет», — объясняет Анастасия Мильчакова, клинический психолог, обозреватель аудиожурнала «Люди. События. Творчество». 

Почему не надо говорить, что людей с инвалидностью нужно жалеть?

Нужно, чтобы ребенок понимал: особенности здоровья не определяют людей

Люди с особенностями развития — прежде всего личности, и ограничения по здоровью не определяют их. Они имеют разные интересы, где-то они сойдутся с интересами ребенка, а где-то нет, и это нормально. 

Не стоит учить ребенка, что люди с инвалидностью несчастные, слабые и их надо жалеть, подчеркивает Галина Сафиуллина, специальный педагог центра «Перспективы». Во-первых, это неправда: кто-то, действительно, может быть несчастным, а кто-то очень счастливым. А во-вторых, жалость может вызывать отдельная ситуация, но не сам человек.

Например, ребенку грустно, что его друг не может бегать с ним. Обсудите эту ситуацию, не культивируя чувство жалости, а помогая придумать другой способ поиграть вместе так, чтобы это было интересно и доступно обоим детям. 

Ребенок спросил, как человек оказался на коляске. Это ужасно невоспитанно?

Узнать историю можно у самого человека, но после личного знакомства

Маленьких детей привлекает все новое. Человек на коляске может заинтересовать ребенка так же, как что-то другое незнакомое и непонятное, объясняет Елена Блохина. Дети могут спросить, что случилось с дядей или тетей, и в этих вопросах нет ничего страшного. Необходимо объяснить ребенку, что если его заинтересовала история человека, то спросить об этом лучше его самого, но вежливо и после знакомства. 

В три-четыре года ребенку уже можно объяснять ситуации, проводя аналогии с тем, какое обращение он любит в отношении себя, поясняет Галина Сафиуллина. Например, ребенок расплакался или разбил что-то в магазине. Ему было неприятно и неуютно от того, что люди вокруг смотрели на него. Так и человеку с особенными потребностями может быть неприятно пристальное внимание. 

Спрашивать человека с инвалидностью стоит и в том случае, если хочется помочь. Важно предупредить, что человек может как не согласиться на знакомство, так и отказаться от предложенной помощи. Оказывая помощь без согласия человека, мы нарушаем личные границы. 

Как тогда научить ребенка общаться?

Главное: научить соблюдать правила приличия, которые работают и в отношении других людей. «Относись к людям так же, как хотел бы, чтобы относились к тебе»

Человека с особенностями развития, как и любого другого, оскорбит невежливое поведение. Анастасия Мильчакова отмечает, как неприятно людям с ОВЗ, когда им пытаются подать милостыню или крестятся, проходя мимо. Оскорбляют и громкие восклицания о том, как им не повезло, попытки сделать фото на улице. Стоит указать ребенку на то, что при встрече с человеком, имеющим особенности здоровья, обращаться нужно именно к нему, а не к сопровождающим. 

Нужно знать, как общаться с человеком с особенностями здоровья, но дружить с человеком из жалости недопустимо. Все должно происходить по взаимному интересу и желанию. Здесь работает правило «относись к людям так же, как хотел бы, чтобы относились к тебе», поясняет Анастасия Мильчакова.

«Если хочешь улыбнуться — улыбнись. Если хочешь познакомиться — подойди и спроси, а можно ли это сделать. А если не хочется этого делать, то можно спокойно пройти мимо. Главное — соблюдать правила приличия», — комментирует она. 

Что делать, если я сам/а чувствую себя неловко?

Волнение можно обсудить с партнером или психологом. Важно не настраивать ребенка на подобные чувства.

Личный пример взрослых влияет на поведение детей. Если родители спокойно общаются с людьми с инвалидностью, то и дети будут вести себя так же. Но если при встрече с человеком, имеющим инвалидность, родители ускоряют шаг и сжимаются, то дети обязательно это заметят. 

Волнение хорошо обсудить с партнером или психологом. Галина Сафиуллина говорит о том, что беспокойство родителей можно объяснить естественной тревогой за себя и своих близких. Но не стоит настраивать ребенка на аналогичные чувства, которые он может и не испытывать. 

А если в класс привели ребенка с особенными потребностями?

Объяснить ребенку, как лучше дружить и играть с новым одноклассником

Галина Сафиуллина советует подготовить ребенка к тому, как появление ученика с инвалидностью повлияет на жизнь класса. Например, объяснить, что однокласснику на коляске может понадобиться больше времени, чтобы зайти в кабинет, или зачем вместе с ребенком на уроки ходит тьютор. Попросите родителей ребенка с инвалидностью помочь с рассказом детям о новом ученике: что он любит, какие игры предпочитает, как лучше с ним общаться или в чем можно предложить помощь. 

Ирина Пудовинникова говорит о том, что в их программе были случаи, когда дети сами спрашивали ребенка с инвалидностью о том, что с ним случилось, и он рассказывал. Это важная для него история, а в корректных вопросах нет ничего страшного. 

Важно и то, как к ребенку с ограниченными возможностями здоровья относятся взрослые. Сами родители часто переживают за то, что дети увидят агрессию или начнут хуже учиться. Успеваемость зависит не от состава класса, а от атмосферы в нем: если ребенку комфортно и безопасно, то появление нового человека не повлияет на учебу, говорит Ирина Пудовинникова.

Спасибо, что дочитали до конца!

Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и интервью, фотоистории и экспертные мнения. Мы собираем деньги для множества фондов — и не берем из них никакого процента на свою работу.

Но сами «Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям. И мы просим вас оформить ежемесячное пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать. Пятьдесят, сто, пятьсот рублей — это наша возможность планировать работу.

Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.

ПОДДЕРЖАТЬ
Все новости
Новости
Загрузить ещё
Текст
0 из 0

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: