Почему принудительная стерилизация — только часть глобального нарушения прав человека в ПНИ

Сюжет: Система ПНИ в России

В Екатеринбурге женщина, живущая в Уктусском пансионате для престарелых и людей с инвалидностью, рассказала, что ее и нескольких постоялиц угрозами заставили сделать стерилизацию. Министерство социальной политики Свердловской области и региональный омбудсмен начали проверку информации.

«Такие дела» спросили у экспертов профильных некоммерческих организаций, могло ли подобное произойти в психоневрологическом интернате и почему права их постояльцев так легко нарушить. 

Фото: www.pixabay.com

Анна Битова

Директор центра лечебной педагогики «Особое детство»

Эта история катастрофична и, к сожалению, не нова. Женщины в интернатах беременеют регулярно — от персонала, от мужчин, живущих там, хотя мужское и женское отделения разделены. Меня в этой ситуации больше поражает, почему женщинам не помогают предохраниться? Ведь есть и спирали, и таблетки.

Тех, кто забеременел, вынуждают делать аборты, поскольку в интернате для взрослых ребенок не сможет жить по определению. Женщинам приходится скрывать свою беременность, прятаться. В случае если ребенок все-таки родился, его забирают в детдом. Другие мамы настаивают на том, чтобы видеться со своими детьми, и иногда это им удается.

История с женщинами из интерната в Екатеринбурге — это часть глобальной проблемы, связанной с нарушениями прав людей, живущих в закрытых учреждениях.

Они как будто бы принадлежат директору [интерната], который может распоряжаться их жизнями и чувствами

Лишать личной жизни человека, пусть и с ментальными нарушениями, — это абсолютная дискриминация.

Маргарита Урманчеева

Руководитель ГАООРДИ

Само сочетание «принудительная стерилизация» вызывает кошмарные ассоциации с концлагерем. Такая процедура незаконна и не может быть узаконена, никогда и ни в каком варианте.

Стерилизовать женщину — это не решение проблемы

Необходимо искать цивилизованные подходы: вынести вопрос на общественное обсуждение, учесть опыт не только российских интернатов, но и западных стран. Хотя и там тоже пытаются ограничить рождаемость в подобных заведениях, понимая, что родители не смогут в полной мере уделить ребенку внимание, необходимое для развития.

У людей есть влечение, привязанность, каждый имеет право на личную жизнь. Поэтому для пар, у которых будет или уже родился ребенок, нужно создавать специальные условия, например выделить отдельную комнату.

«Такие дела» выпустили спецпроект «Таким любить нельзя» о том, как люди живут и пытаются строить личную и семейную жизнь в психоневрологических интернатах.

Спасибо, что дочитали до конца!

Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и интервью, фотоистории и экспертные мнения. Мы собираем деньги для множества фондов — и не берем из них никакого процента на свою работу.

Но сами «Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям. И мы просим вас оформить ежемесячное пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать. Пятьдесят, сто, пятьсот рублей — это наша возможность планировать работу.

Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.

Помочь нам
Все новости

Новости

Текст
0 из 0

Подпишитесь на субботнюю рассылку лучших материалов «Таких дел»

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: