Футбол в России считается мужским видом спорта. И несмотря на то, что по всему миру появляется все больше профессиональных женских команд, далеко не каждые родители готовы разрешить дочери ходить на тренировки: все еще жив стереотип о том, что девочка должна заниматься танцами, фигурным катанием или гимнастикой.
«Такие дела» побывали на тренировке, где семилетние девочки играют в футбол, и узнали, как тренировки учат их принимать решения, переживать проигрыши и выступать против гендерных стереотипов.
(Не)женская борьба
В большом мире спорта у женского футбола довольно драматичная история. Первый женский футбольный клуб появился в Англии еще в конце XIX века. Когда началась Первая мировая война, все мужчины ушли на фронт, а женщины стали много и тяжело работать. Расслабиться после трудового дня многим помогал именно футбол.
После окончания войны мужчины обнаружили, что женский футбол становится все более и более популярным, и запретили его в Англии на полвека — вплоть до 1971 года.
Только с 1970-х годов женский футбол начал отвоевывать свое место в одном ряду с остальными видами спорта. Постепенно стали появляться профессиональные команды и крупные турниры на национальном и международном уровнях. Одной из первых стран, где женщинам стали платить за футбол, стала Италия. Там спортсменки еще в 1970 году получили возможность профессионально играть в футбол на неполной ставке.
В 1985 году женская национальная футбольная команда появилась и в США. С тех пор это одна из сильнейших в мире сборных в этом виде спорта. А турниры по женскому футболу собирают в Америке десятки тысяч зрителей.
В Советском Союзе первая национальная женская сборная была создана в 1987 году. В 2016 году появился женский футбольный клуб ЦСКА, а чуть позже вслед за ним стали образовываться женские команды при других топовых российских клубах: «Локомотиве», «Краснодаре», «Зените» и других.
Там и еще в нескольких частных школах девушек и девочек разных возрастов учат играть в футбол. Но в масштабах всей России этого, конечно, очень мало.
Активистка и автор книги «Настоящая девчонка» Лена Климова отмечает, что, несмотря на возросший за последние годы интерес к женскому футболу, масштабы его популярности все равно пока еще не сравнимы с мужским: мало кто знает спортсменок по именам, а их гонорары гораздо меньше тех, что получают футболисты-мужчины.
«Все знают Криштиану Роналду, — отмечает активистка. — Но кто слышал о Кристиане Розейра де Соуза Силва? А ведь это самая крутая футболистка в мире. Она забила 14 голов на четырех Олимпиадах (абсолютный рекорд среди мужчин и женщин) и собирается на пятую. Но мне кажется, что отношение меняется — хотя и медленнее, чем хотелось бы».
Лена Климова добавляет, что сейчас уже довольно глупо делить виды спорта даже на условно «мужские» и «женские»: «Для женщин, так же, как и для мужчин, — все, чем они хотят заниматься».
Полезнее для всех
«“Да вы что, какой футбол? Она же девочка!” — так считают многие родители, — рассказывает основатель футбольной школы для девочек GirlPower Владимир Долгий-Рапопорт, пристально следя за тренировкой чуть в стороне от поля. — В обществе есть четкое представление о том, что девочка должна быть послушной, нежной. Не то чтобы мы это отрицаем. Но мы считаем, что у девочки должен быть выбор, какой ей быть».
Владимир Долгий-Рапопорт объясняет: он всегда занимался футболом на любительском уровне. Однажды его сыновья сказали, что тоже хотят научиться играть, но найти футбольную школу, где из детей не пытались бы сделать профессиональных спортсменов и при этом обеспечили достойный уровень любительской подготовки, оказалось нелегко. По словам Владимира, проще было создать свою.
Так появилась академия футбола TagSport, где тренировались и мальчики, и девочки, а затем образовалась отдельная женская футбольная школа GirlPower.
Поначалу девочки и мальчики здесь занимались вместе. И тренеры по-прежнему считают, что так лучше и для тех, и для других. Однако далеко не каждой девочке комфортно начинать в команде, где практически все мальчики. Так появились девчачьи группы.
«Мы сделали это, чтобы девочкам было проще на первых этапах, — объясняет Владимир. — Потом они все равно начинают играть и вместе с мальчишками, и против них. Так полезнее для всех. Группа, на которую вы сейчас смотрите, тренируется почти год.
И вы увидите, что большинство из них уже этого не боится. Но раньше боялись».
Пользу от совместных тренировок и турниров с мальчиками отмечает и активистка Лена Климова, которая считает, что это помогает бороться с гендерными стереотипами. Однако важно учитывать разницу в физиологическом развитии детей.
«Во-первых, до определенного возраста — до начала полового созревания — физическое развитие девочек и мальчиков не особенно различается, так что они могут соревноваться друг с другом на равных, а потом — уже нет, — поясняет Климова. — Во-вторых, из-за воспитания (грубо говоря, мальчиков растят как “сильных”, а девочек — как “слабых”), чем старше девочки становятся, тем меньше они верят в свои силы и спортивные возможности, потому что это якобы “не для них”. Совместные занятия могли бы помочь развеять стереотипы о “мальчиковом” или “девочковом” спорте. Но при этом важно сохранить возможность здоровой конкуренции. Семилетние девочки могут спокойно соревноваться с семилетними мальчиками, а вот четырнадцатилетние друг с другом — уже не всегда».
«Она сама решила»
За тренировкой наблюдают и родители юных футболисток. Вмешиваться в тренировочный процесс им нельзя, но болеть за дочерей запретить невозможно.
«Почему вы решили отдать дочку на футбол?» — спрашиваю у рядом стоящего мужчины.
«Мы вообще ничего не решали. Она сама решила, — отвечает папа, который представляется Иваном. — Просто пришли на пробную тренировку, и она сказала: “Буду ходить”. У нас вопросов не возникло, потому что до этого она занималась тхэквондо».
«А мы пришли из спортивной гимнастики, — подхватывает разговор мама другой девочки, Ксения. — Бабушка до сих пор считает, что Агате следовало бы остаться там, а не идти в футбол. Об этом очень грустно говорить, потому что это история про уважение к чужим границам, которого у советских людей в принципе никогда не было. Поэтому бабушка навязывает свою точку зрения, в том числе про вид спорта. Но на самом деле, везде найдется человек, который скажет, что девочки не могут играть в футбол. Только на днях нам такое заявили в магазине детской спортивной обуви».
«Как вы считаете, девочка должна быть послушной и аккуратной?»
«Мы стараемся таких наставлений избегать, — осторожно дополняет Иван. — Но даже если родители максимально нейтральны в этом вопросе, то все равно найдутся те, кто будут говорить ей, какой она должна быть».
«Турниры для нашей команды – это, в первую очередь, психологические турниры»
К этому времени на футбольное поле против девочек вышли играть мальчики, как и обещал тренер. Они ровесники, но мальчики тренируются дольше.
«На тренировках они редко играют с мальчиками, но, видимо, сегодня просто людей не хватает, — объясняет мама Ксения. — А вот на турнирах они постоянно играют против мальчиков. Для девочек в футболе, особенно для таких маленьких, в принципе мало соревнований, поэтому приходится сражаться с мальчишескими командами. Тренеры еще в самом начале предупредили, что турниры для нашей молодой команды — это, в первую очередь, психологические турниры, потому что будем проигрывать и проигрывать крупно».
Стоящая сзади нас женщина с маленьким ребенком на руках негромко произносит, обращаясь к младенцу: «Смотри, сейчас им пацаны наваляют».
Ксения спокойно замечает: «На турнирах родители мальчиков с трибун и не такое кричали:
«Ты не можешь обвести девчонку?» Но это все равно опыт, каким бы горьким он ни был».
Стоящий рядом папа Иван кивает головой: «Да, был момент, когда дочь сказала, что больше не будет ездить на турниры, потому что тяжело постоянно проигрывать. Но тут важно объяснить, что если не пробовать, то ничего и не получится».
«Футбол — это больше, чем любовь»
Проиграв и сегодня, но с небольшим счетом, девочки собираются у забора в ожидании родителей. Кто-то вытирает со щек слезы, кто-то устало сутулится. Но стоит тренеру крикнуть: «Девочки, у вас хотят взять интервью!», как от подавленности не остается и следа. Девочки начинают тянуть вверх руки, как в школе, чтобы первой ответить на вопрос. Без остановки тараторя и перебивая друг друга, они дают интервью практически хором.
Через несколько минут гул голосов затихает, и инициативу отвечать от лица команды берет на себя Агата — дочь Ксении. На вопрос: «Почему решила заниматься футболом?», она тут же эмоционально восклицает: «Потому что это интересно! В футболе можно пас подавать, например, а в гимнастике — нельзя. В футболе у тебя будет своя команда, а в гимнастике — ты одна».
— А что изменилось в твоей жизни после того, как ты начала заниматься футболом?
— Моя жизнь стала тяжелее. Я сама стала тяжелее, — отвечает Агата, заливаясь смехом. — Правда, после футбола я все время хочу есть.
Агату перебивают другие девочки: «Мы подкачались!», «Мы стали сильными!», «Мы перестали бояться!» — раздается с разных сторон.
—Меня решили подстричь, потому что волосы мешают в игре, — добавляет Агата. — И теперь меня иногда путают с мальчишкой. Конечно, мне обидно! Я же не мальчишка. Но я решила, что футбол важнее всего.
— Мальчики принимают вас в свои команды во дворе?
Раздается громкое и протяжное «Нееееет!»
— С мальчиками тяжелее играть, — снова от лица всей команды говорит Агата. — Приходится все время просить: «Ой, подождите, ой, постойте. А можно мне поиграть?»
— А что для вас футбол?
И снова ответы хором: «Радость», «Счастье», «Дружба».
— Футбол — это больше чем любовь, — вдруг произносит одна из девочек.
«Вместе с игрой к ним приходит раскрепощенность, смелость и уверенность»
«Понимаете, футбол — это не только про спорт, — объясняет Владимир Долгий-Рапопорт. — Футбол учит взаимодействию, развивает лидерские качества и умение принимать решения. Представьте: на вас несется другой человек — это страшно! Вам нужно принять решение, и вы его принимаете. Эта игра требует самостоятельности. И это важно, как для девочек, так и для мальчиков».
Кроме того, считает тренер, футбол помогает стать более уверенным в себе. Его наблюдения подтверждают и данные исследования УЕФА, согласно которым 80% играющих в футбол девочек-подростков более уверены в себе, чем их сверстницы. А почти половина опрошенных футболисток заявила, что игра позволила им стать менее стеснительными.
«Это приходит не сразу, но приходит, — отмечает Владимир. — Например, подходит девочка к дворовой площадке, там играют пацаны, она стоит, а ее не зовут. Конечно, есть наглые, которые сами заходят на площадку, не спрашивая разрешения. Но таких немного. Большинство подойдет и будет стоять. Но вместе с игрой к ним приходит раскрепощенность, смелость и уверенность, потому что сама игра требует этого. И скоро она уже не будет бояться подойти и спросить».