«Наши отношения — якорь для ребенка». Истории волонтеров, которые стали наставниками для воспитанников детдомов

Помогаем: Солнечный город

«Наставничество» — программа новосибирского благотворительного фонда «Солнечный город». Проект помогает воспитанникам детских домов обрести взрослого человека, с которым можно посоветоваться и обсудить переживания. Сейчас в проекте участвуют волонтеры из 14 регионов. 

Наставники рассказали «Таким делам», что им дает участие в проекте и почему ребенку из детского дома нужны длительные отношения, а не разовые посещения.

Имена детей изменены, а лица скрыты

Персональные данные несовершеннолетних героев можно раскрывать только с согласия их родителей или опекунов.

Валерия, 31 год, Новосибирск

наставница 16-летнего Арсения (имена несовершеннолетних героев изменены)

Мы познакомились с Арсением, когда ему было 10 лет. Я приходила в качестве волонтера в его группу, мы мастерили поделки или выполняли уроки вместе с ребятами. Поначалу Арсений держался в стороне, но постепенно тоже стал принимать участие в занятиях. Мы проводили все больше времени вместе. 

Валерия и Арсений
Фото: личный архив

Арсений очень яркий и обаятельный, пишет музыку в стиле хип-хоп. Он легко идет на контакт даже с незнакомыми людьми. Арсений заботливый и добрый, отлично ладит с малышами. При этом у него взрывной характер, он может вести себя крайне вызывающе, за что его недолюбливают работники соцслужб. У Арсения бывают проблемы с законом, он несколько раз сбегал из детдома. Но, если бы люди дали себе шанс познакомиться с ним поближе, они бы увидели светлого человека.

Спустя два года общения я решила, что готова стать наставником Арсения. Ребята очень радуются, когда у них появляется наставник. В детском доме важно, чтобы у тебя было что-то свое, ведь все остальное — общее. Даже личную вещь могут забрать, испортить, а наставник — свой, собственный, он приходит только к тебе. Это очень важно для формирования личности — осознавать, что есть что-то, что никто не может тронуть.

У нас с Арсением много ярких, светлых воспоминаний. Особенно запомнилось 9 мая, когда мы гуляли по городу, — это был радостный солнечный день, на фото, сделанное тогда, я люблю смотреть до сих пор.

Читайте также «Семья — это единственная правильная форма жизнеустройства ребенка»

Бывали у нас и сложные моменты, но редко — Арсений даже не курит при мне, не то чтобы грубостей наговорить. Но однажды в преддверии его дня рождения я спросила, что ему подарить. Арсений попросил поздравить деньгами, а по правилам проекта деньги я ему давать не могу. Он не понял моих объяснений и, когда я уходила из детского дома, кричал вслед: «Ну и не приходи тогда больше!» Я навсегда запомню эту фразу. Но почему-то тогда я не обиделась — уже знала взрывной характер Арсения.

То ли в этот же день, то ли на следующий Арсений позвонил мне, извинялся, говорил: «Лера, я не хотел. Я не это имел в виду». Я сказала ему, что, конечно, все понимаю и снова приду. Но я бы все равно пришла, даже если бы он не позвонил и не захотел со мной разговаривать.

Мне кажется, наши отношения — это для него якорь. Даже когда Арсения болтает в разные стороны и он совершает необдуманные поступки, у него всегда есть человек, которому он важен. А я благодаря Арсению и волонтерству в детдоме ушла с офисной работы и стала преподавать физику в школе — по образованию я инженер-программист.

Я не могу сравнить роль, которую наставники играют в жизни подопечных, с ролью родителей, старших братьев, сестер или взрослых друзей. Наставник — это, скорее, сенсей, учитель, а подопечный — ученик, только не в школьном плане, а в жизненном.

Сейчас Арсению 16, он живет в Крыму со своей приемной семьей, я ездила к ним в гости. И, даже если наши дорожки разойдутся, я надеюсь, что этот опыт отношений поможет Арсению в дальнейшем.

Елена, 42 года, Томская область

наставница 17-летней Дарины

Из-за напряженного графика я долго сомневалась, стоит ли мне становиться наставником: я депутат города Асино, у меня есть своя семья, дети, работа и бизнес. Волновалась, что не будет хватать времени на встречи с подопечной, но получилось совсем по-другому: Дарина сделала мою жизнь ярче и насыщенней, с ней я научилась выкраивать время на посещение концертов и выставок, походы в кино и кафе.

Елена и Дарина
Фото: личный архив

Мы с Дариной познакомились два года назад, когда ей было 15. За это время мы очень сблизились и сейчас общаемся как подружки: смайлики друг другу отправляем в соцсетях, картинки — просто так, для хорошего настроения. Если мне нужна поддержка, она мне помогает, если ей — конечно, я. 

Дарина целеустремленная, веселая, эмоциональная. Если у нее бывают разногласия со сверстниками, она быстро забывает обиды. Любит фотографировать, рукодельничать, особенно хорошо у нее получается работать с волосами — прямо золотые руки. У Дарины большие планы на жизнь — хочет побыстрее начать работать, получить права (это сейчас ее самая заветная мечта) и купить машину.

В позапрошлом году Дарина приняла участие в конкурсе местной газеты, победитель должен был получить сертификат в самый дорогой магазин города и публикацию своего портрета на первой полосе. Мы с Дариной отправили ее фото с рассказом о ней, а дальше началось голосование. Эмоции зашкаливали и у нее, и у меня, и у всего детского дома, все голосовали и очень болели. Дарина победила — нашим восторгам не было предела. К Дарине, 16-летней тогда девчонке, приехал корреспондент из газеты, о ней написали большую статью, ее даже начали узнавать на улицах. Я рада, что все это мы пережили вместе.

Читайте также «Для чего вам ребенок?»

Одно время я работала педагогом дополнительного образования в детском клубе, вела кружок, который посещали в том числе ребята из детдома. Но отношение таких детей к взрослым отличается: им проще довериться, если они знают, что ты, во-первых, делаешь это не за деньги, а во-вторых, если это продолжительное общение, во время которого ребенок успевает раскрыться.

Сейчас Дарина выпустилась из детского дома, но наше общение не прекратилось. Напротив, видеться мы стали чаще. Я надеюсь, наши отношения продолжатся и в дальнейшем.

Ирина, 29 лет, Иваново

наставница 13-летнего Паши

Наша первая встреча с Пашей в качестве наставника и подопечного состоялась этой весной и проходила в онлайне из-за карантина. Сижу я, разговариваю с Пашей по видеосвязи и вдруг замечаю, что мы, оказывается, совсем не одни: из-под стола, за которым сидит Паша, то макушка чья-то покажется, то бантик. Дело в том, что в Иванове мы были первой парой «наставник — подопечный», поэтому остальным ребятам из детского дома тоже очень хотелось посмотреть, как это все происходит.

Ирина и Паша
Фото: личный архив

Финальным аккордом стал паренек, который пришел чуть позже и пробирался от двери до стола почти ползком, прячась за спину Паши. И все ведь искренне верили, что я их не вижу! Это было забавно и трогательно.

До того как я стала наставником Паши, мы уже были знакомы с ним больше семи лет — с тех пор, как я начала приходить в детский дом в качестве волонтера, но тогда я не выделяла Пашу среди остальных ребят. Я была очень рада, когда по рекомендации психолога в рамках проекта мне определили в пару именно Пашу — по его и моему психотипу. Он спокойный, веселый и очень позитивный. Я по образованию режиссер, а Паша — театрал и талантливый актер, я видела его выступления в студии детского дома.

В самом начале я сомневалась, понравлюсь ли я Паше. Может, он ждет в наставники крутого мужчину — футболиста или летчика? Боялась, что ему будет со мной скучно. Но потом оказалось, что у нас много общих интересов. Мы, например, можем вместе послушать рок, обсудить исполнителей — у нас очень неформальные отношения.

Читайте также «Закон подлецов» в действии. Как введенные российскими властями ограничения для иностранных усыновителей сказались на сиротах

С Пашей я расслабляюсь, могу позволить себе снова почувствовать себя подростком — оторваться, пошалить. Это совсем не то, как я веду себя со своим ребенком — с ним я примерная, иногда даже строгая мама. Это две совершенно разные социальные роли, их нельзя сравнивать.

Ребятам из детского дома на самом деле очень нужен наставник — человек, с которым можно посоветоваться и не получить по шапке за «неправильные» мысли, человек, которому можно выговориться, ведь воспитатель один и его на всех не хватит.

Благодаря Паше я научилась проще относиться к жизни. Я ответственный человек и могу поругать своего ребенка за проступок. Потом рассказываю об этом Паше, а он мне в ответ: «Ну ладно, он же ребенок, что такого. Не надо его ругать». И я думаю: «А что такого, действительно? Зачем я его ругаю?»

А еще наставничество дает мне возможность почувствовать, что я делаю что-то нужное, доброе, светлое, делаю чью-то жизнь лучше. Ведь каждому из нас на самом деле важно это осознавать.

Ксения, 34 года, Томск

наставница 16-летней Вики

С Викой мы познакомились не так давно — в мае. Она мне сразу понравилась — очень красивая смышленая девочка. Несмотря на то что Вика добрая и нежная, у нее есть характер, внутренний стержень. Кроме того, мы обе любим творчество, это помогло найти общий язык.

Ксения и Вика
Фото: Юрий Ларионов

Из-за карантина наше знакомство проходило онлайн — не самые простые условия, чтобы открыться чужому человеку и наладить доверительное общение. Поэтому на первой встрече я решила провести мастер-класс по интуитивной живописи — это микс арт-терапии и рисования, который позволяет избавиться от напряжения, выразить эмоции на холсте. Мастер-класс помог нам сделать первый шаг к взаимопониманию.

Сейчас мы с Викой поддерживаем постоянную связь по WhatsApp, вместе посещаем разные мероприятия, например несколько раз ходили на бигль-встречи — и я, и Вика любим собак.

За эти полгода я очень привязалась к Вике, она для меня близкий человек, надеюсь, и я для нее. Даже если не нужно звонить по делу, возникает желание пообщаться, лишний раз узнать, как она. У меня пока нет своих детей и отношения с Викой позволяют мне делиться нерастраченной материнской энергией, а Вике, надеюсь, дают возможность почувствовать опору и поддержку взрослого человека.

Читайте также Пять вопросов о подарках в детские дома на Новый год

Иногда Вика приятно удивляет меня своим самообладанием и рассудительностью. Так было и во время поступления в колледж этим летом: когда оставался последний день поступления, а она все еще не сдала экзамен, я распереживалась, а Вика, оказывается, уже все рассчитала — и подработать успела, и документы подала, и экзамен сдала вовремя.

Один из самых ярких моментов нашего общения — фотосессия, которая проходила в рамках проекта для наставников и их подопечных. Для нас с Викой это был радостный и волнующий процесс — мы подбирали образы и делились друг с другом одеждой, делали прически, а на фотосессию обе, не сговариваясь, пришли с красной помадой на губах. Думаю, этот день запомнится нам надолго.

Спасибо, что дочитали до конца!

Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и интервью, фотоистории и экспертные мнения. Мы собираем деньги для множества фондов — и не берем из них никакого процента на свою работу.

Но сами «Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям. И мы просим вас оформить ежемесячное пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать. Пятьдесят, сто, пятьсот рублей — это наша возможность планировать работу.

Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.

Помочь нам

Спасибо, что дочитали до конца!

Помогите организации «Солнечный город»

Поддержать
Все новости

Новости

Текст
0 из 0

Подпишитесь на субботнюю рассылку лучших материалов «Таких дел»

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: