Источник «Коммерсанта» объяснил, почему в реестр иностранных СМИ-инагентов попали правозащитник Лев Пономарев и акционистка Дарья Апахончич, не имеющие отношения к журналистике. Юрист, близко знакомый с ситуацией, рассказал, что для попадания в этот реестр не обязательно быть журналистом, пишет «Ъ».
Источник газеты объяснил, что Апахончич давала комментарий на канале «Настоящее время», а участие в создании материала в качестве эксперта тоже расценивается как соавторство.
«Господин Пономарев распространял информацию с сайтов СМИ-инагентов на своей странице в фейсбуке. Подтверждено, что [Пономарев и Апахончич] получали за это деньги из иностранных источников. Двух этих условий достаточно, чтобы попасть в список», — сказал юрист.
Он подтвердил, что в законе нет конкретного указания, что человек может получить иностранные деньги именно за сотрудничество со СМИ-инагентом. «Получается, что в реестр рискует попасть любое лицо, получающее иностранное финансирование и взаимодействующее в плане информационной политики со СМИ-иностранным агентом», — сказал источник «Ъ».
Люди, попавшие в реестр СМИ-инагентов, должны ставить предупреждения на все свои материалы, в том числе записи в соцсетях. Также они обязаны раз в полгода отчитываться в интернете о своей деятельности и расходах. Собеседник «Коммерсанта» затруднился сказать, каким образом должен вестись такой отчет. Он признал, что в законе нет наказания для физлиц, которые не предоставили отчетность.
«Теоретически требования можно не выполнять. Действительно, наше законодательство об иностранных агентах содержит ряд противоречий и лакун, над нивелированием нестыковок, в котором наши законодатели и работают», — сказал источник.
Дарья Апахончич намерена обжаловать внесение в реестр иностранных СМИ-инагентов. «Я считаю, что власть заметила нашу борьбу за права женщин и против домашнего насилия. И вот таким образом сообщила нам об этом. Конечно, хотелось бы, чтобы власть занималась нужными людям вещами», — сказала она.
Лев Пономарев считает, что «попал в список уважаемых изданий и в хорошую компанию». Он назвал «полной чушью» утверждение, что получал иностранные деньги за посты в фейсбуке. «Никогда ни от какого СМИ я не получал никаких денег. Ни в качестве автора, ни эксперта, ни за репосты в соцсетях», — сказал он.
Помимо Апахончич и Пономарева в реестр добавили трех журналистов. Юрист Правозащитного центра «Мемориал» Татьяна Глушкова прокомментировала «Таким делам» решение Минюста. По словам Глушковой, для того, чтобы человек был признан СМИ-инагентом, он должен публично распространять информацию. Например, вести блог и получать финансирование из иностранных источников.
«Причем ему даже необязательно работать в компании, финансируемой из-за рубежа: достаточно получить новогодний подарок от бабушки из Минска. Очевидно, что этим критериям соответствует почти любой житель России», — заключила юрист.