«Раз — и ничего не стало». Что делать, если сгорела квартира или дом?
По статистике МЧС, более 70% пожаров происходит в жилых домах. Причиной почти каждого второго пожара становится неисправная электропроводка.
По закону собственник сам несет ответственность за содержание, состояние своего жилья и возможные происшествия, которые могут с ним случиться. Тем не менее терять квартиру или дом — это всегда тяжело как материально, так и психологически. Стоя перед сгоревшим жилищем, люди часто не понимают, что делать и как дальше жить.
Вместе с руководителем программы «Феникс» Екатериной Шведовой, которая помогает пострадавшим от пожаров, «Такие дела» подготовили инструкцию, что делать, если сгорела квартира или дом, как восстановить документы, получить компенсацию и справиться с психологическими последствиями.
Никто не застрахован
13 марта у жительницы совхоза «Боровский» Калужской области Людмилы дотла сгорел частный дом, в котором жила ее семья — она, муж и двое младших дочерей-дошкольниц. По ее словам, возгорание произошло из-за проводки: накануне семья купила новый большой холодильник, и после его подключения, прямо накануне пожара, «свет несколько раз включался-отключался, щелкал туда-сюда». Муж Людмилы отключил питание и планировал разобраться с этой проблемой позже, но так и не успел.
Людмила точно называет время, когда начался пожар, — ровно 14.00. Она запомнила эту деталь, потому что дети «только-только уснули». Сначала она услышала «какое-то характерное то ли постукивание, то ли потрескивание», а затем увидела на веранде огонь и «поняла, что ничего сделать уже нельзя».
«Когда мы поселились в доме, а он у нас был деревянный, мысли какие-то [о возможном пожаре] бродили. Но я понимала, что ничего и никогда спасать не стану, только свою жизнь, жизнь своих близких и, конечно, документы. Повезло, что буквально последние полгода все документы мы хранили собранными в одном месте — на первом этаже в шкафу, прямо возле выхода. Когда все началось, старшая дочка, ей пять лет, взяла младшую, а я успела сбегать за сумкой с документами и куртками, потому что было холодно, — вспоминает Людмила. — Телефон в руке оказался. Я с этим телефоном, как вышла, так сразу и позвонила в МЧС и мужу. Пожарные приехали минут через пять, но мне показалось, что вечность прошла. У меня такая паника была, что все горит, а никого нет. Ветер в тот день был сумасшедший. Дом сгорел на глазах, буквально за 15 минут. Пожарные тушили, но там уже нечего тушить было. У них стояла задача, чтобы огонь не пошел дальше и не затронул соседнюю застройку».
«А чего не смеяться, у нас дом сгорел»
Когда Людмила выбежала с детьми из полыхающего дома, на помощь сразу пришла соседка и забрала их к себе. Другие соседи дали одежду: «Детям — какие-то носки, тапки, мне — брюки». Уже позже на место приехали коллеги мужа, загрузили семью в машины и повезли в магазин. Там Людмила с мужем купили одежду и обувь на первое время — немного денег у них было при себе, плюс помогли коллеги.
«Такое состояние было [шоковое]. Когда коллеги мужа приехали, мы даже смеялись. Они спрашивали: “А чего вы смеетесь?”А мы говорили: “А чего не смеяться, у нас дом сгорел”. Ты сидел, лежал в своем доме, и тут раз — и ничего не стало. Жили, что-то покупали, какие-то планы строили, отдыхать собирались уехать. Только-только билеты на самолет купили, прямо в этот день пришло сообщение о списании средств», — почти плачет Людмила.
Следующий месяц семья жила у друзей, а знакомые подсказывали, что делать дальше и куда обращаться за помощью. Первое время было особенно тяжело, признается женщина, потому что у семьи не осталось ничего: ни подушек, ни одеял, ни матрасов, ни одежды, ни предметов обихода. На помощь пришли знакомые, друзья и коллеги.
«Тяжело рассказывать. Конечно, твое окружение тебе посочувствует. Но ты же можешь нарваться и на какие-то укоры со стороны.
Если что-то нужно, надо обращаться за помощью. Детям привозили столько одежды и обуви, что мы даже частично отдали их в фонд, потому что нам не все подошло. Дали предметы обихода, соседка целый сервиз отдала. Мы написали в соцсетях о нашей ситуации. Друзья из Беларуси через мою маму собрали нам деньги», — говорит Людмила.
Кроме того, также через соцсети семья нашла программу «Феникс», они написали ее специалистам письмо. Через некоторое время с Людмилой связались из организации и скинули методичку, как действовать после пожара.
«Нам объяснили, что фонд дает не деньги, а конкретные вещи. Поэтому мы сели с мужем, подумали и составили список: телевизор, холодильник. Не надеялись, что удастся приобрести, но все-таки попросили бензогенератор. Потому что мы сейчас живем в домике в другой деревне, и до этого нам очень часто отключали свет. В итоге нам оплатили все, что мы просили», — рассказала Людмила.
Новый дом на новой земле
Домик, в котором временно живет семья, — это старая дача родителей мужа Людмилы. По ее словам, так как это летний вариант жилья, своей воды там нет — за водой семья ходит к соседям, туалет на улице, а вместо отопления — печка. Из всех возможных вариантов, которые рассматривали Людмила с мужем, они выбрали продать землю, где сейчас стоит сгоревший дом, и построить новый на месте дачи. Еще во время пожара глава Боровского совхоза обещал помочь со своей стороны — выделить лес на строительство, говорит Людмила.
Благодаря тому, что после пожара у семьи на руках остались все документы первой необходимости — паспорта, документы на дом, свидетельство о браке, они смогли сразу же обратиться за компенсацией. В итоге, говорит Людмила, удалось получить все возможные выплаты, которые полагаются погорельцам — от районной соцзащиты, от районного отдела гражданской обороны — и подать заявление в администрацию на получение делянки леса, которую обещал местный глава.
«Немножко дают, но тем не менее. Не миллионы, не сотни тысяч, но прилично. У нас все прошло нормально. Нам пошли везде навстречу. Может быть, потому что было понимание, а в больших городах ситуация как-то похуже», — предполагает Людмила.
Что делать, если сгорела квартира или дом
Обратиться за помощью к родным и знакомым
В первые минуты после пожара, говорит руководитель программы «Феникс» Екатерина Шведова, пострадавшим крайне важно оценить свое самочувствие: проверить, нет ли повреждений, болезненных ощущений в теле, и при необходимости попросить помощи врачей. Затем нужно определиться с временным размещением. Самое оперативное — обратиться за помощью к ближайшим родственникам, друзьям, знакомым и договориться пожить некоторое время у них. Если удалось спасти какие-то деньги, то попытаться снять жилье.
«Можно претендовать на временное размещение от администрации. У них обычно есть резерв мест, куда могут расселять людей, например, при массовых пожарах. При этом администрация самостоятельно решает, на какой срок предоставить временное жилье. В каждом регионе по-разному. Но, к сожалению, практика показывает, что претендовать на то, что вам выдадут временную квартиру или какое-то жилье, не приходится», — уточняет Шведова.
Попросить вещи первой необходимости
По словам Екатерины, люди откликаются очень быстро и жертвуют много вещей в первые дни. Поэтому она советует родным, знакомым и просто неравнодушным людям узнать у пострадавших, что им конкретно нужно.
«Часто люди отдают много ненужных вещей, а так как у пострадавших нет дома, им даже негде эти вещи разместить. На самом деле нужен ограниченный набор предметов. Самое первое — это телефон для связи и постельное белье, подушки, одеяла, одежда по сезону и по размеру», — уточняет Шведова.
Восстановить документы
Чтобы восстановить паспорт, как правило, необходимо подать заявление в полицию и получить там талон-уведомление о регистрации сообщения о происшествии. В крупных городах паспорт, как и большинство других документов, также восстанавливают через МФЦ, порталы государственных услуг или загс. Пока идет процесс восстановления, можно пользоваться временными удостоверениями личности и предъявлять справку о пожаре от пожарной службы.
Если сгорели банковские карты, нужно сообщить банку об изменении своих паспортных данных и заказать перевыпуск карты.
Запросить компенсации
Если жилье не застраховано
Екатерина Шведова отмечает, что размер компенсаций — в России он не превышает 120 тысяч — зависит от многих факторов. Компенсации за сгоревшее жилье и имущество выплачиваются местными органами власти, если:
— на жилье имеется зарегистрированное право собственности;
— пострадавшая недвижимость была единственной;
— из-за пожара было частично или полностью утеряно имущество первой необходимости;
— пожар стал результатом действий работников государственных или муниципальных служб.
Компенсация при пожаре в частном доме выплачивается только при условии, что жилье не было застраховано. Если сгоревшее жилье было построено на материнский капитал, необходимо встать на учет в местной администрации.
Однако практика Екатерины показывает, что на возмещение ущерба в полном объеме рассчитывать не стоит. «Все наши пострадавшие как один благодарят друзей, знакомых, родственников, соседей, фонды за помощь. Выплаты — это общая боль, их сложно добиться. Например, семья из четырех человек может получить компенсацию в 25 тысяч рублей. Рассчитывать на адекватные выплаты при пожаре не стоит, возможно, только если это был поджог и с поджигателя есть что списать», — объясняет Шведова.
Чтобы претендовать на выплату больше, нужно собрать максимальное количество документов, рекомендует Екатерина. Скорее всего понадобятся:
— справка от пожарной службы, в которой указана причина пожара (пожарные ее выдают прямо на месте пожара);
— справка о расследовании и его результатах (она выдается пожарной службой через несколько дней после происшествия);
— письменный отказ в возбуждении уголовного дела ;
— документы, подтверждающие зарегистрированное право собственности на имущество;
— выписка из ЕГРН (Единого государственного реестра недвижимости) об отсутствии другой недвижимости, пригодной для проживания;
— справка о размере нанесенного ущерба (скорее всего, потребуется проведение независимой экспертизы);
— справки о доходах членов семьи, а также выписки из домовой книги и банковские реквизиты.
Чтобы получить документы, подтверждающие ущерб от пожара и от тушения, можно обратиться в управляющую компанию, ТСЖ, жилищный кооператив. Необходимо подробно описать ущерб, причиненный жилому помещению и находящемуся в нем имуществу.
Если жилье застраховано
Если жилье застраховано и пожар признан страховым случаем, то размер компенсации рассчитывает страховая компания после оценки ущерба. Если страховщик отказывается выплачивать деньги или пострадавший не согласен с выплаченной суммой, то он может подать заявление в суд.
«В наших реалиях этот процесс чаще всего идет через суд, потому что страховые компании редко идут навстречу», — говорит Шведова.
Если установлен поджог
Если пожарная служба заключила, что причиной пожара стал поджог, то с этим заключением можно обращаться в полицию. Начнется разбирательство: поиск поджигателей и взыскание с них средств через суд. Возмещать виновнику придется стоимость уничтоженного огнем имущества и расходы на восстановление жилья. При этом суд может уменьшить размер компенсации с учетом материального положения виновного. Исключение — случаи, когда вред нанесен умышленно.
Психологическая помощь
Екатерина уверена: чем быстрее человек осознает, что с ним случилось, примет это и перестанет искать виноватых, тем быстрее он сможет предпринять какие-то действия. Справиться с эмоциями самостоятельно сложно, особенно если в пожаре погиб кто-то из близких или домашний питомец, говорит Шведова. Лучше, если рядом будет близкий человек, который выслушает, врач, который назначит лечение, или психолог, причем специализирующийся именно на работе с последствиями катастроф.
Как психологическую, так и материальную помощь — в виде одежды, предметов быта, продуктов — могут оказать и благотворительные фонды.
«В России пока нет ни одного фонда, который занимался бы только помощью пострадавшим при пожаре. Но в некоторых фондах есть программы, которые так или иначе помогают пострадавшим от катастроф и стихийных бедствий. Прежде чем обращаться в благотворительный фонд, следует ознакомиться с его целями, задачами и условиями оказания помощи. Заявка чаще всего пишется в свободной форме, но обязательно нужно указать, что случилось, когда именно, а также в какой помощи человек нуждается», — заключила Шведова.
Фонды, которые помогают людям в трудной жизненной ситуации
- Программа «Феникс» фонда «Лавка радости». Помогает пострадавшим от пожаров и других стихийных бедствий;
- Фонд продовольствия «Русь». Бесплатно доставляет продукты питания людям в трудной жизненной ситуации;
- Программа «Семейная почта» фонда «Созидание». Отправляет посылки с одеждой и обувью, школьными принадлежностями, книгами, продуктами и игрушками семьям, в том числе тем, у кого сгорело жилье;
- Проект «Добрый ящик». Собирает обувь, одежду в хорошем состоянии, развивающие игры, канцелярские товары и передает нуждающимся семьям;
- Фонд «Правмир». Помогает многодетным в сложных ситуациях;
- Программа «Люди в беде» фонда «Предание». Помогает людям, пострадавшим от стихийных бедствий, пожара, военных действий.
Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране и предлагаем способы их решения. За девять лет мы собрали 300 миллионов рублей в пользу проверенных благотворительных организаций.
«Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям: с их помощью мы оплачиваем работу авторов, фотографов и редакторов, ездим в командировки и проводим исследования. Мы просим вас оформить пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать.
Оформив регулярное пожертвование на сумму от 500 рублей, вы сможете присоединиться к «Таким друзьям» — сообществу близких по духу людей. Здесь вас ждут мастер-классы и воркшопы, общение с редакцией, обсуждение текстов и встречи с их героями.
Станьте частью перемен — оформите ежемесячное пожертвование. Спасибо, что вы с нами!
Помочь нам