Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) принял к рассмотрению дело из России о повторной психологической травматизации жертв сексуализированного насилия после жалобы опекуна девочки. Она рассказала, что несовершеннолетней пришлось больше 20 раз говорить об опыте насилия во время следствия и судебного разбирательства. О коммуницировании дела сообщили на сайте проекта «Правовая инициатива»*.
Суд задал вопросы российским властям по делу несовершеннолетней девушки из Татарстана. Он спросил, «достаточно ли были защищены права заявительницы на человеческое достоинство, уважение частной жизни и личную неприкосновенность в свете ее уязвимости из-за раннего возраста и пережитого сексуального насилия».
23 раза рассказала об изнасиловании
В 11 лет девочка попала в приют, где рассказала, что до этого пережила сексуализированное насилие со стороны взрослых мужчин. Директор приюта не стал сообщать об этом в правоохранительные органы, а объяснение девочки решили уничтожить, пишет «Правовая инициатива». После этого классная руководительница оформила над девочкой опеку. Она снова рассказала психологу, что в разное время в возрасте от 6 до 11 лет над ней совершали сексуализированное насилие четверо взрослых мужчин, которые приходили в гости к родственнице и оставались ночевать.
В 2019 году было возбуждено четыре уголовных дела о сексуализированном насилии в отношении несовершеннолетней. С февраля 2019 года до мая 2020 года девочку допрашивали более 10 раз, указал ЕСПЧ. Всего ей пришлось пересказывать обстоятельства акта насилия минимум 23 раза. Следователь в том числе спрашивал, «почему она не рассказала сразу взрослым». Кроме того, девочке приходилось видеть подозреваемых и их родственников вживую. В суде подчеркнули, что она участвовала в длительных очных ставках с обвиняемыми.
В декабре 2019 года девочке поставили диагноз «пролонгированная депрессивная реакция», в июле 2020 года установили, что у нее наблюдается повышенная тревожность, депрессия и умеренный суицидальный риск, уточнили в суде. Врачи не рекомендовали ей дальнейшее участие в следственных и судебных действиях. При этом правозащитники сообщили, что ее продолжают допрашивать.
Рассказ о насилии ведет к травматизации
В «Правовой инициативе» прокомментировали, что законодательство России не обеспечивает необходимый щадящий режим следственных действий для несовершеннолетних жертв сексуализированного насилия. Оно не ограничивает количество допросов и не позволяет соединить в одно производство дела разных обвиняемых в сексуализированном насилии, если следователь не усматривает признаки соучастия.
В январе 2021 года МВД зарегистрировало 376 случаев изнасилования и покушения на изнасилование, это на 27% больше, чем за аналогичный период в 2020 году. Специалистка по коммуникациям центра «Насилию.нет»* Диана Барсегян комментировала ТД, что статистика может быть занижена, поскольку многие женщины, столкнувшись с сексуализированным насилием, не заявляют в полицию.
Неготовность обращаться в правоохранительные органы связана в том числе с отсутствием щадящего режима допросов и быстрого эффективного расследования, сказали в «Правовой инициативе». «Психологически изматывающая процедура и многократное возвращение к событиям насилия могут привести к повторной травматизации потерпевшего ребенка, — подчеркнули правозащитники. — По данным психологов, повторное переживание травматического воспоминания воспринимается как реальная опасность, имеющая место здесь и сейчас, а не в прошлом».
* Организации выполняют в России функцию иностранного агента.