30 июня, в последний день Месяца гордости (Pride Month), сеть супермаркетов здоровой еды «ВкусВилл» опубликовала статью в разделе «Рецепты семейного счастья», где рассказала о квир-семье. Через пару дней на сайте магазина появилась информация о том, что публикацию удалили, а «ВкусВилл» принес свои извинения за то, что «задел чувства большого числа покупателей».
Как сложившаяся ситуация повлияет на репрезентацию ЛГБТ+ персон в России и при чем здесь Барбра Стрейзанд? «Такие дела» узнали мнение представителей ЛГБТ+ и активистов.
Борис Конаков
журналист, ЛГБТ-активист
Я всегда, как низовой, независимый активист, как общественный деятель, в этом отношении за угнетенных, поэтому всячески выражаю свою солидарность, сопереживание и сочувствие этим женщинам, которых буквально удалили властной рукой из дискурса.
Сейчас многие говорят про новую этику, культуру отмены (cancel culture). На мой взгляд, вот это именно она и есть, в самой отвратительной ипостаси. Когда какая-то структура, у которой больше ресурсов и рычагов воздействия на аудиторию, сначала дает площадку людям, а потом у них эту площадку забирает.
Вопросы репрезентации представителей ЛГБТ+ сообщества стоят очень остро не только в России, но и за рубежом, где более лояльны: законодательство, общественные дискуссии на этот счет, бренды. Тем не менее гомофобия пока нигде в мире не побеждена. Когда тебя так вычеркивают и называют ошибкой — это на самом деле очень жестко, и я надеюсь, что этот момент пройдет максимально безболезненно для участниц этой истории.
Эта съемка, появление этой истории — так или иначе разновидность каминг-аута.
на которое требуется очень много личных ресурсов, определенный личный настрой, и не все готовы его делать. Именно поэтому столько внимания должно уделяться тому, когда такие каминг-ауты происходят. Репрезентация этой семьи могла бы стать и стала надеждой в первую очередь для таких же других семей, для других ЛГБТ+ персон. Возможно, кто-то задумался в направлении того, чтобы тоже сделать каминг-аут, и сейчас этот момент, когда людей просто вырезали из вот этого [удалили статью], — это лишает такого настроя и бьет по другим людям, которые, возможно, готовы бы были сейчас жить более открыто.
Это эффект Барбры Стрейзанд — удалили этот пост, а скринов стало еще больше, и обсуждений стало еще больше. Даже если вы считаете, что вы как-то просчитались или сделали что-то не то, просто напишите другой пост, сделайте другой материал, но зачем что-то удалять? Это как минимум недальновидно.
Залина Маршенкулова
журналистка, медиаменеджерка, создательница ресурса о смерти в большом городе Breakingmad, авторка телеграм-канала «Женская власть»
Я считаю, что это получилось абсурдное, чудовищное, нелепое и даже не смешное извинение в виде: «Извините за то, что наши продукты едят лесбиянки». Я впервые вижу такой сюрреализм, такую дикую ситуацию. Они совершили чудовищную глупость.
Просто бесчеловечный поступок по отношению к этой семье, которая согласилась поучаствовать в проекте. Они рассказали о себе, теперь их просто удалили и назвали их ошибкой. Ошибка — это эта гомосексуальная семья, получается?
Несмотря на все, их [торговой сети] эсэмэмщики прекрасно отработали гомофобный негатив — два дня вели соцсети, и тут появляется совершенно чудовищное заявление от руководства, и еще и с перечнем фамилий, которые извиняются. Получается, есть те, которые не извиняются? Значит, у них внутри произошел раскол. Сваливать все на каких-то некомпетентных сотрудников — это характеризует руководство компании очень плохо.
Но мне кажется, что любые толчки, любые столкновения всегда лучше, чем их отсутствие. Чтобы что-нибудь построить, всегда нужно что-нибудь разрушить. Такие встряски очень нужны, неважно, чем они заканчиваются, неважно, кто победил конкретно в этой битве.
И я ужасно сочувствую этой семье, не представляю, что они чувствуют.
К сожалению, в отстаивании каких-то элементарных общечеловеческих ценностей нужно либо вообще не лезть, либо идти до конца. А тот, кто пойдет до конца, — получит очень много несправедливого хейта, к этому нужно было быть готовым.
Андрей Петров
исполнительный директор ЛГБТ-группы «Стимул»
На самом деле мы разочарованы позицией «ВкусВилла», потому что, помимо самого прецедента, нам кажется, что это может повлиять на решение других френдли-компаний в России: сотрудничать ли им с ЛГБТ-организациями, делать ли им публичными ЛГБТ-персон. На наш взгляд, это может негативно повлиять на саму ситуацию. Я думаю, что они все-таки испугались какого-то преследования, потому что в различных пабликах в том числе им угрожали судами.
Я не продолжу пользоваться их услугами, потому что «ВкусВилл» поступил очень некрасиво, и мне кажется, он просто хочет усидеть на двух стульях. Вместе с тем у них есть магазин в Амстердаме, где работают ЛГБТ-беженцы, а в России они транслируют противоположное мнение.
Здесь для семьи важно, во-первых, подумать о своем личном плане безопасности, продумать нюансы. Ну и заручиться поддержкой адвокатов и ЛГБТ-организаций, которые готовы в случае таких ситуаций помочь.
Мария Кувшинова
соосновательница сайта о кино kimkibabaduk
Я считаю, что реакция со стороны ЛГБТ-общественности, людей, поддерживающих [ее], совершенно оправданная. Хочу обратить внимание на то, что, как мне кажется, до прошлой недели сама идея о том, что союз двух женщин, которыми являются мама и бабушка, может называться семьей, не была в таком широком инфополе. По реакции людей я вижу, что эта ситуация с извинениями, шокирующими по своей формулировке, стала сюрпризом для большого количества людей, которые не подозревали о масштабах гомофобии.
Я вижу, что люди говорят: теперь у нас не только на Северном Кавказе будут преследовать ЛГБТ-людей, но и в Москве. На самом деле, конечно же, эти преследования с 2013 года были. Эта реклама сделала для видимости этих семей, несмотря на этот отказ, довольно много. Я знаю пару женщин, которые годами живут вместе. Но они могут пройтись по улице, взявшись за руки, только в другом городе, потому что в своем городе они боятся наткнуться на коллег, которые узнают, что они живут в таких семьях. То, что это вообще фигурирует в качестве семьи, — это расширение о норме для большого количества людей. Также большое количество людей сейчас узнало, какие у нас масштабы гомофобии в российском обществе.
Могу только выразить сочувствие и поддержку этим женщинам. Я могу предположить, что, наверное, они закладывали какие-то последствия для себя. Любой публичный каминг-аут в России — это не просто так. Конечно, это в первую очередь ответственность бренда, и очень хотелось бы знать подробности, как это произошло. Я думаю, в ближайшем будущем это произойдет. Понятно, что, скорее всего, текст не был самодеятельностью какого-то низового сотрудника, это утверждалось на высоком уровне, и хотелось бы получить ответ от тех людей, которые принимали решение.
Саша Рахманов
блогер и открытый гей
То, что произошло, недопустимо по отношению к ЛГБТ-людям ни в России, ни где-либо еще. Мы все находимся в уязвимом положении, в первую очередь психологически. Мне писали десятки людей, как они тяжело восприняли эту новость.
Одно дело, что у нас большая часть страны гомофобная, — мы все нарастили броню, учимся пропускать и забывать подобное. Но когда сначала такая корпорация идет вам навстречу, открыто показывая одну из семей, а затем переобувается и выставляет абсолютно мерзкие извинения, — это ужасно.
За самой кампанией стояли замечательные ребята, которые там уже не работают, и я уверен, что они все делали с душой. Мне не жаль руководство сети — я не думаю, что были какие-то жесткие приказы сверху и тем более с Кавказа. Мне кажется, в этом случае извинение было бы не таким убогим. Если дело правда в каком-то звонке, то сочувствую и им.
«ВкусВилл», как и вся Россия, точно будет поддерживать все уязвимые группы, не сегодня, так через 5-10-20 лет. Желаю их нынешнему и будущему руководству делать это по-настоящему, а не ради денег.