Как понять, что человек потерялся, и помочь ему? Инструкция от «Островка безопасности»

Партнерский материал

В 2020 году добровольческий поисково-спасательный отряд «ЛизаАлерт» принял заявки на поиск 31 987 человек. 23 273 нашлись живыми. Почти тысяча человек была найдена благодаря «островкам безопасности» — специальной зоне в магазинах торговой сети «Пятерочка», где потерявшиеся люди могут получить помощь от обученных специалистов. Сотрудники торговой сети и волонтеры поисково-спасательного отряда «ЛизаАлерт» рассказали «Таким делам», как помочь дезориентированному человеку вернуться домой живым.

Иллюстрация: Света Муллари для ТД

Как помочь взрослому?

В случае с потерявшимися людьми тревога без повода лучше, чем подход «наверное, показалось». Предлагать помощь нужно, даже если вы сомневаетесь. Все ли в порядке с бабушкой, которая растерянно шарит глазами по полкам в магазине? Да, возможно, она сбита с толку тем, что ее любимые печенья неожиданно переехали в другой отдел. А может быть, она не ела три дня, скитается по улицам и не помнит свою фамилию.

Вовремя разглядеть в толпе того, кому нужна помощь, жизненно важно: мысль «пусть поможет кто-нибудь другой» / «я очень спешу» / «за пару часов ничего страшного не случится» может стоить человеку жизни. «Настраивать радар» только на детей и пожилых тоже не стоит. Потеряться может любой, даже тот, кто выглядит взрослым и самостоятельным, — из-за последствий травмы головы, алкогольного делирия, внезапного обострения психического заболевания, ментальных особенностей. Так как понять, что человеку нужна помощь?

  • Человек одет не по погоде, выглядит дезориентированным, неуверенно двигается: теряет равновесие, сутулится, спотыкается, с трудом берет в руки мелкие предметы, подолгу «зависает» на одном месте, постоянно оглядывается по сторонам, часто меняет направление движения.

Пожилые люди с когнитивными нарушениями могут выйти в ближайший магазин за хлебом и забыть дорогу домой. Им трудно самим попросить о помощи, потому что они не в состоянии сформулировать запрос: например, не помнят свой адрес или вообще не понимают, что потерялись. Рассчитывать на то, что такому человеку непременно помогут полиция и скорая, не стоит. Полиция может отреагировать с большим (иногда фатальным) опозданием, а скорая — просто отвезти человека в ближайшую больницу. Иногда люди месяцами лежат в стационарах под чужими именами, потому что не смогли вспомнить собственное, а родственники ищут их на улицах.

  • Обращается к окружающим со странными вопросами.

Некоторые люди с синдромом Дауна, аутизмом или, например, задержкой развития иногда могут потеряться даже на знакомом маршруте. У человека с психическим заболеванием может внезапно начаться обострение. Важно помнить, что человеку с особенностями развития сложнее справиться с ситуацией самостоятельно. Скорее всего, он погибнет без посторонней помощи.

  • Лежит на земле.

Вы не узнаете, почему человек лежит на земле, если не подойдете. Возможно, человек потерял сознание и упал. Но даже если присутствует запах алкоголя — это не повод отказать в помощи. Но сначала нужно убедиться, что вам ничего не угрожает.

Иллюстрация: Света Муллари для ТД

Что делать?

  • Если человек спит, попробуйте разбудить его и отвести в ближайшее теплое место, например к «островку безопасности» в ближайшей «Пятерочке». Там ему помогут и свяжутся с необходимыми службами.
  • Если человек выглядит дезориентированным, задайте несколько простых вопросов: «Как вас зовут?», «Откуда вы?», «Вам нужна помощь?»
  • Человек может говорить убедительно и уверенно отвечать на вопросы. Для того чтобы удостовериться, что с ним все в порядке и он понимает, где он и что происходит, задайте контрольный вопрос — например, спросите, какой сейчас год.
  • Предложите человеку поискать в карманах записку с адресом и телефонами близких, которую именно на такой случай туда могли положить родственники.
  • Позвоните по номеру 112, вызовите полицию и скорую (если необходимо).
  • Сфотографируйте человека, запишите место и время вашей встречи, узнайте номер больницы или адрес полицейского отдела, в который его везут, и данные сотрудника полиции, который приехал на вызов.
  • Позвоните на круглосуточную горячую линию «ЛизаАлерт» 8 (800) 700-5452 и расскажите все, что знаете о человеке.
  • Оставайтесь рядом с человеком до приезда полиции и скорой.

Чего не делать?

  • Не задавайте слишком много вопросов — это запутает человека, он может начать нервничать.
  • Не давайте человеку еду и лекарства — на них может быть аллергия.
  • Не сажайте дезориентированного человека в такси или на автобус «в нужную сторону» — люди с деменцией, например, иногда стремятся туда, где уже не живут и не работают, называют несуществующие адреса и могут забыть, что давно переехали в другой город.
  • Не оставляйте человека одного до приезда скорой, полиции или волонтеров «ЛизаАлерт».

Как помочь ребенку?

Больше 60% пропавших детей находят в первые 72 часа. При этом в мировой статистике большая часть детей не учитывается — никто просто не пишет заявления об их пропаже. На самом деле звонить в полицию и поисковые службы стоит, если

— Ребенок один и плачет.

Что делать?

  • Попробуйте выяснить, что случилось и где родители ребенка.
  • Если вы в общественном месте, обратитесь к конкретному человеку из толпы и попросите его сходить в информационный пункт и вызвать полицию.
  • Если кто-то называет себя родителем ребенка, убедитесь, что ребенок знает этого человека.
  • Попросите ребенка проверить карманы — там может быть записка с контактами родителей.

Чего не делать?

  • Не ищите записок с контактами в карманах ребенка сами.
  • Не трогайте, не обнимайте и не хватайте ребенка.
  • Не оставляйте ребенка с другими людьми до приезда полиции.
  • Если ребенок потерялся в лесу или на природе, доведите его до ближайшего города или поселка и передайте родственникам или полиции.
  • Если поблизости есть магазин «Пятерочка», отведите ребенка туда и подойдите к ярко-оранжевому пину «островка безопасности» или обратитесь к сотрудникам магазина.

— Ребенок плачет и его куда-то тащит взрослый.

Эксперимент «ЛизаАлерт» показал, что 19 из 20 детей готовы пойти куда-нибудь с незнакомым взрослым. А среднее время жизни ребенка с момента похищения — три часа. И лучше вмешаться в «семейную разборку» и выслушать раздраженного родителя, чем это допустить.

Что делать?

  • Оцените ситуацию. Если у вас возникают малейшие сомнения в том, что этот взрослый — родитель ребенка, вмешивайтесь.
  • Спросите ребенка: «Тебе нужна помощь?»
  • Позвоните в полицию и опишите приметы ребенка и взрослого.
  • Сделайте фото/видео.

— Ребенок один, не плачет, но ему потенциально угрожает опасность.

Иногда детям стыдно просить о помощи, а иногда они даже сами не понимают, что она им нужна. Подросток, который потерялся, может постесняться спросить дорогу у незнакомых взрослых.

Что делать?

  • Спросите у ребенка, что случилось. Может быть, его мама или папа стоят неподалеку и он просто их ждет.
  • Если ребенок выглядит обеспокоенным, а родителей рядом нет, проводите его в безопасное место — например, на «островок безопасности». Сотрудники обратятся на горячую линию, специалист которой вызовет все необходимые службы.

Иногда ближайший магазин — это действительно самое безопасное место. В «Пятерочке» есть специальные «островки безопасности» — совместный проект с «ЛизаАлерт» и Центром поиска пропавших людей (ЦППЛ). Там потерявшийся человек может дождаться волонтеров поискового отряда, полицию и врачей — сотрудники зала свяжутся с ЦППЛ, работники горячей линии которой вызовут необходимые службы, пока человек в тепле дожидается помощи. «Островки» работают в 66 регионах во всех магазинах сети — каждый отмечен большим оранжевым знаком. Это значит, что персонал магазина прошел обучение и знает, как помочь потерявшимся людям.

У «Островка безопасности» есть горячая линия. Звоните: 8 (800) 700-2945.

Все новости

Новости

Текст
0 из 0

Подпишитесь на субботнюю рассылку лучших материалов «Таких дел»

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: