Вечером в воскресенье, 29 октября, к международному аэропорту «Уйташ» стали стягиваться сотни мужчин — местных жителей, которые хотели помешать «беженцам из Израиля» разместиться в Дагестане (такая информация за несколько дней до этого стала распространяться в местных телеграм-каналах, но никакого подтверждения не получила). Участники схода скандировали «Аллаху Акбар», некоторые из них держали в руках палестинские флаги, другие — плакаты с антисемитскими лозунгами.
Протестующие намеревались остановить самолет авиакомпании Red Wings, который прибыл из Тель-Авива, для этого они прорвались на взлетно-посадочную полосу, несмотря на то что сотрудники полиции пытались им помешать. На кадрах видеозаписей с места событий видно, как протестующие кидают камни в сторону правоохранителей и раскачивают машину ППС.
МВД Дагестана оценило количество протестующих в 1,2 тысячи человек. По данным минздрава региона, всего в беспорядках в махачкалинском аэропорту пострадали примерно 20 человек, двое из них находятся в крайне тяжелом состоянии. В МВД Дагестана сообщили, что среди пострадавших — девять полицейских. К вечеру 30 октября появилось сообщение о смерти одного из пострадавших в беспорядках полицейского, но в минздраве почти сразу выпустили опровержение этой информации.
Граждане Израиля не пострадали в беспорядках в аэропорту Махачкалы, все они вывезены, сообщил посол Израиля в России Александр Бен Цви. «К счастью, среди пассажиров самолета никто не пострадал. Там были и граждане, у которых есть израильский и российский паспорта, были те, у кого только израильский или только российский паспорт. Например, дети, которые ездили в Израиль на лечение от рака. Они все попали в эту ужасную ситуацию. К счастью, с ними ничего не случилось, все они были вывезены и уже не находятся в Махачкале», — сказал Цви. Он подчеркнул:
Следственный комитет (СК) возбудил уголовное дело по статье о массовых беспорядках — частям 1, 2 статьи 212 УК. В заявлении СК РФ события в аэропорту дагестанской столицы названы «погромами», участники которых «оказывали вооруженное сопротивление сотрудникам правоохранительных органов». МВД сообщило об установлении личности 150 участников протестов, 60 из них задержаны до выяснения обстоятельств.
Главный раввин России Берл Лазар призвал верующих разных конфессий сделать все возможное, чтобы не позволить экстремистам «сжечь мосты дружбы» между народами многонациональной России, потому что восстановить их будет непросто. Он также сказал, что ждет жесткого ответа на антисемитские акции на Кавказе.
Российский еврейский конгресс заявил об опасности антисемитских выступлений в Дагестане и Карачаево-Черкесии. «Такие события, безусловно, опасны, потому что угрожают межрелигиозному и межнациональному согласию, могут вызвать неконтролируемые трагические последствия», — говорится в сообщении конгресса.
Муфтий Дагестана Ахмад Абдулаев опубликовал видеообращение к мусульманам и призвал их к спокойствию и терпению. «То, что касается сегодняшней акции. Искренне говорю, вы ошибаетесь, таким путем этот вопрос не решается… Максимум терпения и спокойствия», — сказал он.
Глава Дагестана Меликов предложил отправлять задержанных на протестах в аэропорту Махачкалы на «специальную военную операцию» в Украине. «Если кто-то из задержанных участников беспорядков изъявит желание, как говорится, отмыться от позора, принять участие либо в составе добровольческих подразделений, либо заключит контракт с вооруженными силами, я буду это только приветствовать, но каких-то специальных мер не будет», — сказал он.
Почти через сутки после беспорядков Кремль впервые прокомментировал ситуацию в Махачкале. Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил, что Владимир Путин получает подробные доклады о событиях в Дагестане. При этом Песков заявил, что ему «очевидно»: протесты в Дагестане — «результат вмешательства извне». В МИД России заявили, что в случившемся виноват «киевский режим».
Председатель национально-культурной автономии евреев Дагестана Игорь Пинхасов отказался от комментариев «Таким делам». Раввин дербентской синагоги Овадья Исаков, который в 2013 году пережил покушение из-за религиозной деятельности, не стал разговаривать с корреспондентом «Таких дел».
Долгое время крупные конфликты на национальной почве в республике не возникали, но в постсоветские годы напряжение усилилось, говорит куратор музейных проектов Катя Гандрабура, изучавшая культуру горских евреев Дагестана.
«В девяностые евреи в Дагестане пережили многое: погромы, похищения людей. Когда я занималась исследованием общины в дагестанском городе Буйнакске, там нанимали рабочих для ремонта синагоги. Они как-то сначала мялись, а потом разговорились и рассказывали, как проходили погромы, как били на улице евреев. Они рассказывали, откуда бросали камни, какие камни, в кого. Когда нужно было остановиться, чтобы не убить, чтобы не было уголовного дела. Просто за избиение их никто не наказывал», — рассказывает Гандрабура.
Она отмечает, что местные жители сейчас боятся говорить о случившемся накануне:
«У них накопился большой опыт всяких погромов, похищений людей, поэтому они на всякий случай сейчас очень опасаются и не хотят какой-то большой публичности», — объясняет куратор музея.
Член еврейской общины в Дагестане Александр Писаков говорит, что в советское время случались небольшие проявления антисемитизма, но это было редкостью.
«По большему счету жили очень дружно. Но с девяностых годов распространился ваххабизм, который пудрит молодежи мозги. Я звонил другу [мусульманину], он очень расстроен из-за произошедшего в аэропорту. Я думаю, там участвовала молодежь, воспитанная радикальным исламом», — рассуждает Писаков.
По словам руководителя исследовательского центра «Сова» Александра Верховского, масштабных исследований антисемитизма в России в последние годы не проводилось.
С 2007 года центр «Сова» зафиксировал 39 случаев насилия в отношении евреев по национальному признаку. Для сравнения: люди с темным цветом кожи за этот же период пострадали в России как минимум в 250 случаях. Верховский отмечает:
«Конкретно евреи вроде соседа или сослуживца не вызывают сильных чувств. Речь идет о неком “еврейском влиянии”, “засилье”, о “еврейском заговоре” в конце концов. А вот атаки на символические объекты, на кладбища, на синагоги — это другое дело, это выражение протеста против еврейского влияния, как думают эти люди», — пояснил эксперт.
По словам Верховского, погромы в Махачкале — следствие процессов, происходящих на Северном Кавказе и эхо войны на Ближнем Востоке. В то же время табуированность антисемитизма в стране в целом снижается — это связано в том числе с двусмысленными выступлениями представителей власти, заключил он.