Заметка

«Be My Eyes был незаменим». В России заблокировали международный сервис помощи незрячим людям

Пользователи одного из крупнейших международных сервисов для незрячих и слабовидящих людей Be My Eyes рассказали о блокировке приложения в России. Тысячи людей с нарушениями зрения не могут получить помощь волонтеров, которая зачастую оказывается жизненно необходимой. Что произошло с сервисом и есть ли альтернативы — в материале «Таких дел».

Фото: Be My Eyes

Что такое Be My Eyes

«Be My Eyes соединяет незрячих или слабовидящих пользователей, нуждающихся в помощи, с волонтерами и компаниями по всему миру посредством видеосвязи в реальном времени и искусственного интеллекта», — говорится на сайте сервиса.

Читайте также Какие есть приложения для незрячих людей

Это один из крупнейших в мире бесплатных международных сервисов для помощи незрячим и слабовидящим людям. Be My Eyes работает по принципу соединения волонтеров, желающих помочь, и пользователей, которым в данный момент времени нужна помощь.

Подключаясь по видеосвязи, волонтер буквально может стать глазами своего подопечного: через изображение с камеры телефона он голосом подсказывает, что находится перед звонящим или как ему выполнить нужное действие.

Чаще всего сервис используют в бытовых ситуациях — когда нужно прочитать инструкцию, определить цвет предмета, найти нужную вещь, сориентироваться в помещении или разобраться с упаковкой товара. Такой созвон обычно занимает несколько минут. Волонтеры работают в реальном времени.

О проблемах с доступом к сервису стали писать в соцсетях с начала декабря. В разговоре с «Такими делами» о блокировке сообщили несколько пользователей Be My Eyes и представитель самой компании.

«Мы тоже недавно это заметили», — говорит директор по маркетингу Be My Eyes Энди Бейли.

По его словам, проблемы с доступом к сервису могут быть связаны с тем, что некоторые поставщики услуг компании были заблокированы в России.

«Приносим извинения за это, но, к сожалению, до тех пор пока ситуация с блокировками не изменится, наши услуги могут быть недоступны в России», — говорит Бейли.

Фото: Be My Eyes

Маргарита Мельникова из Екатеринбурга пользуется Be My Eyes с момента основания сервиса. Сейчас она рассказывает, что звонки через приложение стали недоступны.

«Я пользовалась Be My Eyes 10 лет — почти с момента его основания, с 2015 года. В сентябре 2014-го я переехала и стала жить одна, отдельно от мамы. Тогда для меня Be My Eyes оказалось просто незаменимым», — вспоминает Маргарита.

Она говорит, что иногда короткий звонок волонтеру играет решающую роль в жизни незрячего и слабовидящего пользователя.

«Например, я звонила волонтерам, когда нужно было срочно убедиться, что я подобающе оделась на выступление или конференцию»

«Или мне нужно было прочитать квитанцию и понять, что вообще пришло мне в почтовый ящик. Волонтеры отвечали всегда! В любое время дня и ночи», — делится девушка.

Так, когда Маргарита купила смартфон, обойтись без волонтера она не смогла.

«Мы с волонтером целый час настраивали мой новый смартфон. Волонтер объяснял, куда мне надо было наводить палец, чтобы включить скринридер. Повезло, что этот человек сам недавно настраивал гаджет незрячему сыну. Мне это очень и очень помогло», — рассказывает девушка.

Помимо волонтерской помощи, в Be My Eyes есть функция распознавания изображений и объектов с помощью искусственного интеллекта. «Увы, но эта функция теперь тоже не работает без VPN», — заключает Маргарита. 

Читайте также «Незрячие тоже любят видеоигры»

Президент фонда «Неслепые слепые» Максим Спиридонов тоже пользуется встроенной нейросетью Be My Eyes.

«На главном экране есть кнопка “Сфотографировать”. Нейросеть все прекрасно озвучивает. Можно даже задать вопрос по фото: чистая ли одежда, одинаковое ли что-то и так далее — все, на что хватает фантазии. Я пользовался этой функцией и не испытывал нужды в человеке», — рассказывает Спиридонов. 

В то же время он отмечает, что Be My Eyes — уникальный сервис, потому что объединяет незрячих с волонтерами и незрячих — с нейросетью: «То есть все в одном приложении. Действительно очень удобно».

О блокировке Be My Eyes слышал и незрячий эксперт в области цифровой доступности инклюзивного проекта Everland Василий Дрожжин, но ему все еще удается пользоваться приложением, рассказывает он. «В отдельных регионах блокируют почти все, оставляя только условные сервисы заказа такси и “Госуслуги”. Но это никак не связано конкретно с Be My Eyes», — считает Дрожжин.

В реестре блокировок Роскомнадзора сервиса Be My Eyes нет. В то же время там не указаны и другие приложения — Telegram и What’s App, видеосвязь через которые в России сейчас недоступна.

Фото: Freepik.com

Самый верный способ проверить, ограничен ли доступ к ресурсу, — посмотреть, работает ли он с VPN и через других провайдеров, говорит эксперт по цифровой и комплексной безопасности Сергей Смирнов.

При этом доступность приложения может различаться в зависимости от интернет-провайдера.

«Я начал бы с домашнего/мобильного интернета. Важно, чтобы это был не только мобильный интернет, но и домашний. Чтобы это проверить, можно попросить коллег или друзей, пользующихся услугами других провайдеров, войти в приложение. Если где-то работает, а где-то нет,  возможно, это проблема на уровне провайдера, а не цензура, как в случае с Roblox», — объясняет эксперт.

Читайте также «Ребенок не понимает, почему у него это отняли». За что Роскомнадзор заблокировал игру Roblox

Еще один способ проверить работоспособность приложения — запустить его в другой юрисдикции: если есть возможность, попросить знакомых за границей скачать приложение и понять, работает ли. Если да, проблема именно для пользователей в России.

Альтернатива

В качестве альтернативы незрячие и слабовидящие люди в России сейчас могут использовать отечественный сервис «Робин Онлайн», хотя он и не может на 100% заменить Be My Eyes, говорит руководитель проекта «Робин Онлайн» лаборатории «Сенсор-Тех» Наталья Алексеева.

«Робин Онлайн» был разработан фондом поддержки слепоглухих «Со-единение». Там уже заметили наплыв новых пользователей из-за блокировки Be My Eyes. 

«До недавнего времени у “Робин Онлайн” было чуть больше тысячи пользователей, но за последние дни мы заметили резкое увеличение количества звонков. Новые пользователи рассказывали, что раньше звонили через Be My Eyes, но теперь сервис у них не работает», — говорит Алексеева.

По ее словам, «Робин Онлайн» нельзя считать полным аналогом иностранного сервиса, но главная функция — «Позвонить волонтеру» — совпадает. 

«Мы не знаем, почему сейчас приложение Be My Eyes стало недоступно, но мы поняли, что людям нужна помощь, и наши специалисты и волонтеры работают без выходных. Проблем с использованием “Робин Онлайн” не будет», — говорит Алексеева.

Она подчеркивает, что любой человек может стать волонтером, пройдя специальный курс фонда, и любой может обратиться за помощью.

Спасибо, что дочитали до конца!

Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране и предлагаем способы их решения. За девять лет мы собрали 300 миллионов рублей в пользу проверенных благотворительных организаций.

«Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям: с их помощью мы оплачиваем работу авторов, фотографов и редакторов, ездим в командировки и проводим исследования. Мы просим вас оформить пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать.

Оформив регулярное пожертвование на сумму от 500 рублей, вы сможете присоединиться к «Таким друзьям» — сообществу близких по духу людей. Здесь вас ждут мастер-классы и воркшопы, общение с редакцией, обсуждение текстов и встречи с их героями.

Станьте частью перемен — оформите ежемесячное пожертвование. Спасибо, что вы с нами!

Помочь нам

Публикации по теме

Загрузить ещё

Подпишитесь на субботнюю рассылку лучших материалов «Таких дел»

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: