Самые важные тексты от «Таких дел» в моментальных уведомлениях
Подписаться
Заметка

Какие есть приложения для незрячих людей

В России проживает более 210 тысяч человек с инвалидностью по зрению. По данным исследовательского проекта «Если быть точным», городская среда большинства регионов России плохо приспособлена под нужды людей с особыми потребностями. Инклюзивных коммерческих и муниципальных центров мало, домов и магазинов с лифтами и пандусами, указателями со шрифтом Брайля и голосовыми подсказками в некоторых городах нет вовсе. Цифровая среда позволяет решать многие задачи: оформлять доставку, вызывать такси, совершать банковские операции, искать работу. Все это в том числе может повысить качество жизни незрячих людей. Однако многие сайты и приложения для них недоступны. «Такие дела» составили список приложений для слабовидящих и незрячих людей и попросили пользователей с инвалидностью по зрению рассказать, какими из них они пользуются и с какими сложностями сталкиваются.

Фото: Onur Binay / Unsplash.com

Какие есть приложения для незрячих и слабовидящих людей?

  •     ViaOpta Nav — пошаговый навигатор 

С помощью функции преобразования текста в речь приложение помогает уточнить местоположение человека. Голосовой помощник перечислит объекты вокруг и подскажет расстояние до них. Есть опция задействовать интегрированную службу Be My Eyes — это вызов зрячего помощника через видеозвонок. Скачать можно по ссылкам здесь и здесь бесплатно.

  •     Приложение «Говорящий город» 

Это система радиоинформирования и звукового ориентирования, повышающая доступность городской и транспортной инфраструктуры. Разработана при поддержке Всероссийского общества слепых. Помогает ориентироваться в городских пространствах, внутри зданий, в подземных переходах и транспорте. Работает в 30 регионах России. Скачать можно на сайте проекта.

  •      «Яндекс Go» — приложение для заказа такси, адаптированное для незрячих

В 2021 году «Яндекс» адаптировал работу приложения и сайта Taxi.yandex.ru программами экранного доступа. Это позволяет озвучивать информацию с экрана, и таким образом незрячие люди могут сами вызывать такси через приложение. Скачать можно в Google Play на Android, App Store со смартфона или планшета на iOS либо воспользовавшись прямыми ссылками  на приложения. 

  •     Sensor-Tech — определитель купюр

Приложение позволяет людям с нарушениями зрения и слуха определять номинал денежных купюр. Программа распознает только настоящие банкноты. Камеру телефона надо навести на купюру и коснуться экрана. Приложение покажет цифры крупным шрифтом, голосовой помощник озвучит номинал. Если в кадре несколько купюр, приложение назовет все и озвучит сумму. Приложение поддерживает голосовой помощник TalkBack и брайлевские дисплеи. Sensor-Tech можно скачать здесь. 

  •     OsmAnd — приложение для путешествий и навигатор

В приложении есть электронные карты с голосовым сопровождением, работающие в офлайн-режиме, также можно узнать рельеф местности по выбранному маршруту. По дороге можно вести запись поездки и пользоваться компасом. Приложение доступно для скачивания на сайте

  •     izi.TRAVEL — путеводитель

В приложении представлено несколько десятков аудиотуров. Пользователи могут также записывать собственные туры по еще не представленным объектам. Установить приложение можно бесплатно, большинство маршрутов и аудиогидов там тоже в свободном доступе. Скачать приложение можно здесь и здесь.

  •     Blind Samurai — игра

Игра разработана специально для незрячих людей. Ее герой — незрячий самурай. Он попадает в разные места с характерными узнаваемыми звуками. Ориентируясь на шум и сигналы опасности, самурай должен отбиваться от противников. По словам разработчиков, прибыль от покупки игры жертвуют благотворительной организации для людей с особыми потребностями AbleGamers Charity. Скачать можно здесь.

Светлана

руководитель клуба «Мудрый пес»

Я пользуюсь приложением «Яндекс Go». Когда водитель подъезжает, озвучка сообщает: «Такси будет через пять минут». Стоя у подъезда и прислушиваясь к шуму машины, я могу понять, близко ли она. Могу даже покричать, если водитель вдруг не отреагировал и ждет, что слепой его сам найдет, — такие тоже бывают.

Читайте также Собака ведет человека. В какие места можно пройти с поводырем и что делать, если не пускают

Со мной ездит мой поводырь — большой лабрадор. Специального места в такси для собаки нет. Если я сделаю пометку, что еду с животным, водитель может ждать хомячка в клетке. В приложении нет отдельной пометки про собаку-поводыря, поэтому приходится писать об этом дополнительно. Думаю, галочка о поводыре была бы не лишней. В такси собака сидит у меня в ногах, Честер у нас приученный. Я надеваю на него костюм, чтобы оставалось меньше шерсти, беру с собой липучку-валик и влажные салфетки. Если идет дождь, беру еще и одноразовую пеленку и стелю на коврик — так максимально удобно убирать следы грязных лап. Когда выхожу из машины, предлагаю водителю валик и салфетки — уборка занимает полминуты. 

Удобно, что в приложении появилась функция «поделиться поездкой». Бывали случаи, когда таксист меня не туда увозил. Муж бегал по району и искал меня. Это был скандал, ужас, кошмар, все нервничали. Семья чуть было не запретила мне пользоваться такси. Теперь можно сбросить свою геолокацию в семейный чат. Близкие в любой момент могут узнать, где я. И мне легче, и им. 

Мне еще нравится приложение «Определитель купюр». Подносишь купюру к камере, оно говорит: «100 рублей», «5 тысяч рублей». Это очень удобно, когда тебе дали сдачу в магазине и надо разложить деньги по разным кармашкам. Но приложение уже года два как не обновляется — 200 рублей не может распознать.

Юлия

Сейчас есть много приложений для разных маршрутов, но если нужно сориентироваться в помещении, то собаку пока не заменить.

В навигаторе OsmAnd можно построить маршрут, поставить нужную точку. Но у него погрешность 10—20 метров. То есть люди понимают, что они где-то рядом с конечной точкой находятся, но не подходят к ней до конца — до миллиметра. Например, если это какой-то магазин или общественное место, то им надо просить собаку: «Ищи вход», «Ищи дверь».  

Еще я пользуюсь «Яндекс Go» — приложение в целом хорошо адаптировано для незрячих, а недавняя версия стала еще доступнее. Из минусов — там есть галочка «перевозка животного», и это повышает стоимость поездки. Но по закону мы не должны доплачивать за перевозку четвероногого помощника. 

Психологически не всегда удобно доказывать таксисту, что я имею право поехать вместе с собакой-поводырем

В такси мы садимся на переднее сиденье, отодвигаем его назад, и в ногах под «торпедой» на коврике располагается собака. Обычно сворачивается клубочком и спит, никому не мешая. 

Владислав Михайлов

У меня установлено больше 500 приложений, но пользуюсь я пятью десятками, а то и меньше. Самый популярный — мессенджер WhatsApp, потому что все остальные сильно уступают в плане доступности, какой ни возьми. Ну еще Signal более-менее, но он менее удобный и функциональный. В основном все незрячие сидят на WhatsApp. Viber плохо озвучивает, про Telegram вообще молчу.

Читайте также Вот человек!

Из навигаторов у меня «Ариадна.GPS». Эта программа изначально разрабатывалась со всеми принципами доступности. Поэтому с ней проблем не возникает. По такси — я пользуюсь «Яндексом», но ко мне пару раз приезжали глухие водители. А так ничего нового там не появилось — просто то, что было, они сделали озвучиваемым. Никаких дополнительных фишек. 

Александра

Я постоянно пользуюсь мессенджерами и банковскими приложениями, а для заказов и доставки товаров у меня Ozon, «ВкусВилл» и Lamoda. Еще одно удобное для меня приложение — определитель купюр Cash Reader. Оно платное. Там можно выбирать валюту, распознавать купюры, в том числе в беззвучном режиме.  

Когда мне нужно такси, я вызываю машину по телефону. Это быстрее, чем через адаптированное приложение «Яндекс Go».

Если водитель не прочтет в комментарии к заказу, что со мной поедет собака-поводырь, есть вероятность, что он откажется ехать — даже после того, как согласился. Увидит собаку, развернется и уедет

Я считаю, что любое приложение изначально на стадии выпуска должно быть адаптировано для всех. Вопрос только в том, что у нас это не всегда учитывается, не отслеживается законом, и это не всегда выгодно.

К сожалению, у нас есть такие пережитки Советского Союза — очень мало кто из лиц с дополнительными потребностями выходит на улицу. Соответственно, как покупатели и клиенты, как люди, с чьим мнением надо считаться, они не котируются. И из этого вытекают все последствия. Если бы за спрос среди потребителей с дополнительными потребностями шла какая-то конкуренция, то, я думаю, все давно было бы по-другому.

Все приложения должны быть доступными

Специалист по доступной среде клуба «Мудрый пес», технический специалист ИПТК «Логосвос» Павел Дремин отметил, что в соответствии с госстандартами любые приложения должны подходить для того, чтобы их могли использовать люди с особыми потребностями, через программы экранного доступа.

Сейчас полностью доступна для незрячих людей только часть приложений для операционных систем iOS и Android. По словам Дремина, при их разработке авторы часто не задумываются о том, что сервисы можно адаптировать под нужды людей с инвалидностью, или не знают об инструментах, с помощью которых это сделать. 

«Мы постоянно ведем работу с разработчиками приложений. В Сбербанке, например, есть незрячие сотрудники, которые занимаются доступностью сервисов», — рассказал эксперт. 

Павел отметил, что встречался с представителями «Яндекс Go», чтобы обсудить, почему незрячие люди не могут заранее отметить в заказе, что с ними поедет собака-поводырь. В компании ответили, что это сбор персональной медицинской информации. 

«Необходимо, чтобы по закону о персональных данных было письменное согласие на это. Если заказ приходит по цепочке (а таких заказов сейчас много), водитель может не успеть увидеть комментарий про собаку-проводника. Мы сейчас дорабатываем процесс таким образом, чтобы при наличии комментария к заказу водитель получал голосовое оповещение», — рассказали ТД в компании. 

Сам Дремин использует навигатор ViaOpta Nav, определитель номинала банкнот и хотел попробовать систему звукового ориентирования «Говорящий город». Но недавно она исчезла из App Store — после введения санкций в отношении России. 

Спасибо, что дочитали до конца!

Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и интервью, фотоистории и экспертные мнения. Мы собираем деньги для множества фондов — и не берем из них никакого процента на свою работу.

Но сами «Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям. И мы просим вас оформить ежемесячное пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать. Пятьдесят, сто, пятьсот рублей — это наша возможность планировать работу.

Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.

Помочь нам

Публикации по теме

Загрузить ещё

Материалы партнёров

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: