Что произошло
11 марта агентство Reuters сообщило, что компания Meta Platforms временно сняла в своих социальных сетях запрет на призывы к насилию против российских военных. После этого Следственный комитет России возбудил уголовное дело по статьям «Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности» и «Содействие террористической деятельности», а Генпрокуратура потребовала запретить работу Meta в России.
Глава комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству Андрей Клишас заявил, что владельцы аккаунтов, которые продолжат ими пользоваться, несмотря на блокировки, считаться экстремистами не будут. Помимо этого, по информации «РИА Новости», мессенджер WhatsApp не будет затронут мерами против Meta, поскольку это средство общения, а не размещения информации.
Специалисты проекта «Сетевые свободы» в своем разъяснении назвали вопрос об уголовной ответственности для простых пользователей соцсети «дискуссионным».
«Требование удалять аккаунты и прекращать пользоваться прямо не прописаны, но даже приложения могут быть сочтены экстремистскими материалами, а их использование может быть квалифицировано как участие в деятельности [экстремистской организации]», — говорится в сообщении.
Руководитель юрдепартамента фонда «Русь сидящаяНекоммерческая организация включена в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента » Ольга Подоплелова добавляет, что это первый в своем роде случай, когда коммерческая IT-компания рискует получить статус экстремистской организации.
«Для российских пользователей приложений Facebook, Instagram и WhatsApp, к сожалению, возникают новые угрозы избирательного административного и уголовного преследования, если они сохранят там аккаунты», — отмечает юрист.
По мнению проекта «Сетевые свободы», сейчас удалять аккаунты не нужно. В экстремистский список организации включают только после вступления в силу решения Верховного суда. Но заблокировать Instagram на территории страны могут и без него, как произошло с Facebook. Роскомнадзор уже заявил, что ограничил доступ к Instagram в России.
Переносить подписчиков
Жительница Санкт-Петербурга Ирина Орлова четыре года назад решила сменить профессию журналиста на массажиста. По ее словам, именно Instagram помог ей набрать базу клиентов.
«Человек сходил, записал сториз со словами “Мастер супер”, отметил мастера. Это бесплатная реклама очень классная. Приходят адекватные люди», — рассказывает Ирина.
Через соцсеть массажист не только ищет клиентов, но и записывает их на сеансы. После того как с 25 февраля начались перебои в работе сервиса и пошли слухи о его закрытии, девушка стала спешно распространять среди клиентов свой телефон.
По словам Орловой, ее знакомые, также продвигающие свои услуги через Instagram, «напряглись в эти дни», но социальная сеть продолжила работу. Теперь, по ее словам, если не «пронесет», остается один выход — переносить подписчиков во «ВКонтакте» и Telegram.
Руководитель студии депиляции в Краснодаре и преподаватель по ведению Instagram для бьюти-мастеров Ольга Романова считает, что происходящее — повод еще раз проверить, не держат ли специалисты «все яйца в одной корзине».
«Важно хранить контакты клиентов в других социальных сетях и иметь их телефоны, чтобы в случае чего выйти на них другими способами. Этот совет полезен не только в текущей ситуации», — говорит Романова.
Ксения Божок из Хабаровска помогает экспертам и блогерам продавать свои услуги через социальные сети — такие задачи называются продюсированием. Среди ее клиентов — психологи, юристы, дизайнеры и косметологи. После появления угрозы закрытия Instagram в конце февраля они продолжали вести аккаунты, но стали искать аудитории и в других социальных сетях.
«Telegram, куда все побежали экстренно, это не совсем подходящая площадка, чтобы вести экспертный блог. Там нет виральности, люди не делятся постами. Для этих целей больше подходят “ВКонтакте” и “Яндекс.Дзен”», — считает Божок.
Новые клиенты не приходят
Поводом начать продвижение параллельно в других соцсетях стало и отключение возможности показывать в Instagram свою рекламу. 4 марта Роскомнадзор заблокировал Facebook. Социальные сети принадлежат одной компании, Meta, и заказывать рекламу необходимо было через единый рекламный кабинет в Facebook. Сейчас эта функция недоступна.
«Для нас это большая потеря. Мы ведем через него много нового трафика», — говорит врач-косметолог Елизавета Кондратьева из Москвы. Она работает наставником по развитию бьюти-мастеров, то есть рассказывает, как правильно управлять бьюти-бизнесом и вести его аккаунты, и владеет студией эстетической косметологии, где работают четыре врача.
По ее словам, обычно в студию в течение месяца приходит минимум 60 новых клиентов. После отключения рекламы не пришло ни одного новичка. Постоянные клиенты продолжают записываться на прием, поэтому финансовые потери пока не сильно ощутимы. Кондратьева планирует начать продвижение своего бизнеса во «ВКонтакте» и тестирует контекстную рекламу «Яндекса».
«На своем здоровье будут экономить»
Некоторые опрошенные специалисты уже столкнулись с оттоком клиентов — не только из-за нестабильной работы Instagram: кто-то стал экономить, кто-то уехал из страны, у кого-то уже начались проблемы с деньгами.
По словам Кондратьевой, клиентов стало меньше примерно на четверть. Девушка говорит, что сохраняет спокойствие.
«Это пока не из-за того, что у людей нет денег, а из-за того, что они боятся их тратить», — считает она. Елизавета работает с клиентами с достатком выше среднего.
Орловой два клиента написали, что не смогут ходить к ней, потому что пока не знают, что будет дальше с работой и деньгами, еще четверо экстренно уехали за границу. По ее словам, она «с перепугу» начала зарабатывать только больше, потому что стала больше работать. Ее цель — максимально запастись и деньгами, и материалами на следующие месяцы.
«Люди будут экономить не на еде. А на таких услугах, как массаж, бьюти-процедуры, психологическое консультирование, которое и так только-только начинает распространяться в России. Массаж тела или лица подождет. Я готова к этому, с этим смирилась. Зачем отрицать очевидное», — рассуждает Ирина.
Орлова отметила, что часть необходимой ей для работы продукции подорожала уже больше чем на треть: французские альгинатные маски, тейпы для лица и тела. По словам Романовой, также поднялись цены на материалы для депиляции — в полтора-два раза, из-за чего мастерам придется повысить стоимость услуг.
«Если ты готов говорить, говори, учитывая последствия»
Люди, продвигающие себя в социальных сетях, задаются вопросом, можно ли сегодня продолжать работать, будто бы в мире ничего не случилось. Клиенты спрашивают у продюсера Божок, этично ли публиковать что-то в социальных сетях и продавать свои услуги.
«В целом ответ один: как вы ощущаете, так и делайте. Соцсети — это история про эмоции. Если ты готов говорить, говори, учитывая последствия, если ты высказываешь свою позицию. Я обычно рекомендую делиться тем, что есть на душе. Мы же не можем закрыть глаза, сказать, что мы в домике. Но при этом нужно сохранять спокойствие и понимание, как мы можем помочь. У моих экспертов есть компетенции, как поддержать аудиторию, они сейчас на это заточены».
Среди клиентов Божок есть те, кто подготовил мини-ретрит с медитациями, марафон женственности и похудения, потому что подписчики просили «переключить фокус на что-то еще, сделать что-то для себя». Сама Ксения запустила бесплатную игру о том, как начать продвигать себя в соцсети «ВКонтакте».
Студия Елизаветы Кондратьевой после начала «специальной военной операции» на несколько дней приостановила публикации в Instagram, потому что продавать что-то хозяйка салона посчитала неэтичным. Политически не высказывалась, «чтобы не разжигать агрессию между людьми».
Анна, автор блога «Думай о Зап» (фамилия не указана по просьбе героини), ведет «околопсихологические» курсы и консультации онлайн и офлайн. В отличие от Елизаветы, она поняла, что не может писать ни о чем, кроме актуальной повестки. «Пишу, что происходит, как поддерживать себя, знакомых людей на Украине, пишу о цензуре, о запрете свободы слова», — говорит женщина.
Ей писали как поддерживающие, так и осуждающие ее взгляды люди. С конца февраля количество подписчиков уменьшилось с 83 до 76 тысяч. Анне пришлось закрыть страницу, потому что она узнала, что ее данные выложили в телеграм-канале, где, по ее словам, собирают информацию о тех, кто активно выступает за мир. Романова тоже заметила, что от нее начали отписываться. Но в ее случае это было связано с тем, что она ничего не писала о ситуации на Украине.
«Из-за любого контента или его отсутствия найдутся недовольные, — считает она. — И если ты высказываешься, и если ты молчишь».