Моего ребенка травят в школе. Что делать?
Травля — это не только побои и оскорбления. Она может проявляться как бойкот или игнорирование. А еще одноклассники могут портить и красть вещи ребенка, отбирать его еду. Как распознать травлю? В какой момент вмешиваться? И как помочь ребенку восстановиться? На эти вопросы отвечает психолог проекта «Травли.NET» Марина Ртищева.

Как понять, что моего ребенка травят?
Многие дети боятся говорить, что столкнулись с буллингом, и пытаются справиться самостоятельно. Чтобы ребенок мог рассказать о травле, в семье должна быть доверительная атмосфера. Важно ощущение, что со взрослыми можно обсуждать все, что на душе: они не осудят и не проигнорируют.
У родителя может возникнуть подозрение по нескольким причинам:
- у ребенка пропадает еда и вещи;
- его поведение резко изменилось — например, он стал раздражительным;
- на теле стали появляться следы, которых раньше не было (синяки, ссадины);
- ребенка не приглашают гулять или в гости, на праздники и вечеринки, и к нему домой тоже никто не приходит;
- он отказывается идти в школу;
- при сборах в учебное заведение резко болит голова или живот, поднимается температура (нежелание туда идти может проявляться через тело).
Если родитель заметил что-то из списка, нужно спросить ребенка, что с ним происходит. Можно уточнить, как давно это началось, что конкретно происходило, кто принимал в этом участие, а кто был свидетелем. Знают ли о ситуации учителя и пробовал ли ребенок что-то предпринять.
При этом важно говорить спокойно, не перенося на сына или дочь свою тревогу. Когда ребенок рассказывает, надо внимательно его слушать. Показывать своим видом и проговаривать, что любые чувства, которые возникают в кризисных ситуациях, нормальны. Так родитель разделяет сложные эмоции с ребенком и помогает с ними справиться.
Когда стала понятна ситуация, важно определить, что это — травля или конфликт. В случае конфликта есть равные силы: два человека или две группы. Как правило, он возникает спонтанно и длится недолго. Для решения конфликта можно привлечь службу примирения. Ее специалисты выслушают обе стороны, помогут найти причины вражды, прийти к компромиссу или соглашению.
Травля же — это длительное систематическое преследование ребенка превосходящей по силам группой или одним человеком, который обладает более высоким статусом (например, это учитель). Это всегда ситуация неравенства.
Если конфликт возникает из-за противоречий, то у буллинга есть цель — унизить достоинство человека. И просто примирение здесь не поможет. Должна измениться групповая динамика и среда, в которой буллинг стал возможен.

Если мой ребенок подвергся травле, с ним что-то не так?
Травля — не проблема одного конкретного ребенка. Она развивается только там, где для нее есть условия: на действия агрессоров закрывают глаза, они ощущают вседозволенность. Это среда, где буллинг — негласная норма. Чаще всего травля проявляется в средней школе, но буллить могут и в более раннем возрасте: в детском саду или в развивающих кружках.
Как правило, издевательствам подвергаются дети с необычной внешностью или с особенностями здоровья. Проблемы могут возникнуть у новеньких или у тех, кто часто болеет и пропускает школу: такие дети меньше вовлекаются в жизнь коллектива. Они попадают в среду, к которой нужно заново адаптироваться, устанавливать связь с классом и учителями.
Порой дети меняются, словно по кругу. Если один из подвергшихся буллингу уходит из коллектива, новой мишенью выбирают кого-то еще.
Как разговаривать с ребенком, который столкнулся с буллингом?
В первую очередь важно дать ребенку понять, что родитель на его стороне. Объяснить, что он не виноват, что подвергается буллингу: проблема не в его личности, а в действиях агрессора и токсичной среде и подобное могло случиться с каждым. Такой подход поможет ребенку сохранять эмоциональное равновесие.
Многие родители сразу начинают давать непрошеные советы: как противостоять травле, дать сдачи обидчику — или, наоборот, подстроиться. Такие рекомендации часто не работают. Напротив, подобные комментарии как бы подсвечивают для ребенка его неуспешность. Если бы он был способен себя защитить, он бы уже это сделал. Но ребенок этого не может — следовательно, он слабый. Такие мысли только усиливают ощущение никчемности, неудачности и неуспешности.
Если ребенок сам просит дать какой-то совет, можно вместе порассуждать о том, что могло бы сработать в конкретной ситуации.
Что ребенок может сделать самостоятельно?
На начальных этапах травли и при условии, что издевки только словесные, можно попробовать просто не реагировать. Буллинг часто становится способом развлечения. А реакция в виде слез, криков, попыток дать сдачи подпитывает интерес агрессоров. Отсутствие такого ответа может свести травлю на нет.
Если буллинг продолжается, эффективной стратегией часто становится техника усталого удивления. Ребенок должен спокойно сказать: «Серьезно?», «Зачем ты мне это говоришь?», «Почему ты это делаешь?» Такие ответы нарушают ожидания агрессора, сбивают с толку. Его внимание перемещается с мишени травли на собственные размышления.
Еще ребенок может добавить в ответ знание о своей внешности и физических особенностях. Например, сказать: «Я знаю, что я ношу очки. Зачем ты мне это говоришь?» Подобные фразы демонстрируют уверенность в себе и не дают агрессору нужной ему эмоциональной реакции.

Когда необходима помощь учителя и как с ним поговорить?
Если травля не прекращается или она проявляется не только в устных обзывательствах, к решению проблемы стоит привлекать педагогов.
Первым делом родителю нужно договориться о встрече с классным руководителем. К разговору важно подготовиться: собрать факты, зафиксировать даты и имена участников, сфотографировать поврежденные вещи, оформить медицинские справки о травмах.
Общаться нужно максимально спокойно, иначе диалог не будет конструктивным. Обвинительный тон, скорее всего, вызовет защитную реакцию и сопротивление со стороны учителя.
Важно подчеркнуть, что семья и школа — союзники, объединенные общей целью: создать безопасную и комфортную учебную среду для всех детей. А благоприятная атмосфера в классе позитивно скажется на успеваемости и дисциплине.
Затем стоит перейти к поиску совместного решения проблемы. Например, учитель обещает поговорить с учениками или развести компанию агрессоров в разные классы. После этого нужно снова обсудить со своим ребенком, изменилась ли ситуация.
Что делать, если решить проблему не получается?
Если учитель не воспринимает проблему всерьез или не выполняет данные обещания, необходимо обратиться к администрации школы с письменным заявлением. В нем нужно подробно изложить все факты: даты инцидентов, имена участников. А также описать все предпринятые ранее меры (включая разговоры с учителем) и их результаты. Чем более достоверной и детальной будет информация, тем выше шансы на эффективное решение проблемы.
Иногда руководство образовательного учреждения не хочет вмешиваться в проблему или даже участвует в травле. В этом случае перевести ребенка в другой класс или школу может оказаться эффективнее и потребовать меньше сил, чем месяцами бороться с системой. Но прежде чем принять такое решение, необходимо проанализировать ситуацию и оценить свои ресурсы.
Однако в случае физического насилия медлить нельзя. Нужно как можно скорее забрать ребенка из опасной среды — например, на время организовать для него дистанционное обучение.

Как помочь ребенку восстановиться?
У школьной травли могут быть серьезные последствия: от низкой самооценки до тревожных и депрессивных расстройств. Процесс работы с этими эффектами может быть длительным и потребовать помощи специалистов — психолога, социального работника, психиатра.
При этом родители играют ключевую роль в поддержке ребенка. В семье необходимо создать атмосферу безусловного принятия и безопасности. Важно проводить вместе время, делать что-то приятное.
Если проблема была в школе, ребенку можно предложить сосредоточиться на кружках и секциях. Родителям стоит поддерживать его в том, что позволяет ему чувствовать себя принятым и успешным. При этом важно не просто хвалить, но и создавать условия для того, чтобы ребенок мог достигать своих целей. Победы важно замечать, какими бы маленькими они ни казались. Такой подход укрепляет самооценку ребенка. Это поможет ему постепенно восстановиться и справиться с негативным опытом, полученным в результате травли.
Куда обращаться за помощью?
Проект «Травли.NEТ» благотворительной организации «Журавлик» борется со школьным буллингом, предлагая школам бесплатные программы, онлайн-помощь детям и родителям, а также методические рекомендации для учителей.
У проекта есть горячая линия — 8 800 500-44-14. Позвонить может подросток старше 11 лет или молодой взрослый до 23 лет. На звонок ответят профессиональные психологи, которые специализируются на работе с травлей. Если специалист сразу не отвечает, нужно подождать или перезвонить через некоторое время. Если звонок прервался из-за технического сбоя, стоит перезвонить. Также можно написать на почту psy@zhuravlik.org
Помимо этого, существуют чат-боты:
- «1221» — помогает людям от 12 лет до 21 года в разных ситуациях (подробнее «Такие дела» рассказывали в этом тексте), в том числе травли;
- «Добрыня» — предоставляет детям и родителям доступ к консультациям по проблемам буллинга;
- «мырядом.онлайн» — помогает детям, которые столкнулись со сложными ситуациями или просто хотят поговорить с психологом.
Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране и предлагаем способы их решения. За девять лет мы собрали 300 миллионов рублей в пользу проверенных благотворительных организаций.
«Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям: с их помощью мы оплачиваем работу авторов, фотографов и редакторов, ездим в командировки и проводим исследования. Мы просим вас оформить пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать.
Оформив регулярное пожертвование на сумму от 500 рублей, вы сможете присоединиться к «Таким друзьям» — сообществу близких по духу людей. Здесь вас ждут мастер-классы и воркшопы, общение с редакцией, обсуждение текстов и встречи с их героями.
Станьте частью перемен — оформите ежемесячное пожертвование. Спасибо, что вы с нами!
Помочь нам