Самые важные тексты от «Таких дел» в моментальных уведомлениях
Подписаться
Заметка

«Пострадают все»: как бороться с травлей в школе и почему важно обратить на это внимание именно сейчас

Любая попытка разделить общество на «своих» и «чужих» становится поводом для эскалации насилия, в том числе среди детей. На фоне «военной спецоперации»* на Украине обострилась проблема буллинга в школах, отмечают эксперты. «Такие дела» попросили руководителя психологической службы программы «Травли NET» НКО «Журавлик» Марию Зеленову объяснить, почему это происходит и как предотвратить буллинг. * Роскомнадзор обязывает российские СМИ называть происходящее на территории Украины «специальной военной операцией». Материалы, в которых конфликт назван иначе, ведомство требует удалять под угрозой блокировки издания.

Фото: unsplash.com

Дети отзеркаливают взрослых

Раскол в обществе на почве «военной операции» на Украине неизбежно влечет за собой конфликты не только между взрослыми, но и между детьми в школах, потому что «школьный класс — это общество в миниатюре, дети, собранные из разных семей, с разными взглядами, традициями, устоями, религией и культурой способны адекватно уживаться друг с другом, — считает Мария Зеленова. — Но если агрессии много среди детей, значит, к сожалению, агрессии много и среди взрослых, и по этим данным мы можем судить о том, что происходит во взрослом обществе».

Читайте также Буллинг: кого и за что травят

По словам психолога, в проект «Травли NET» в последнее время поступает все больше запросов, связанных с травлей по национальному признаку. Буллингу, то есть травле, со стороны одноклассников подвергся в том числе и ребенок знакомых Зеленовой, украинец по происхождению. После начала событий на Украине на него ополчились одноклассники. «Стали кричать всякие страшные вещи, например чтобы он убирался домой, чтобы его вообще больше не было», — рассказывает психолог.

«Тут важно понимать, что в травле на национальной почве обычно очень быстро все переходит на физический уровень, интенсивность развития травли очень высока, люди быстро переходят к жестоким физическим расправам, — отмечает Зеленова. — Примеров в истории огромное количество, это происходит, когда люди начинают с превосходством относиться к своей нации и принижать достоинства другой, пресекать такую травлю нужно как можно быстрее».

Инцидент с ребенком-украинцем удалось смягчить благодаря обращению родителей к администрации школы и классному руководителю, который сейчас занимается урегулированием конфликта. Главное, что прекратились угрозы физической расправой. «Но травля не проходит после одного слова, — говорит психолог. — Нужна системная работа, к тому же таких ситуаций сейчас достаточно много. И нам — в любом случае и при любом исходе — предстоит еще очень долго восстанавливать отношения и между детьми, и между взрослыми».

Проект «Травли NET» подготовил специальные рекомендации для учителей и родителей. Они помогут выявить в школах ситуации травли и выйти из них наиболее гуманными способами. Похожие рекомендации, по словам Зеленовой, работают в зарубежных школах, где проблема буллинга — на этот раз в отношении россиян — также стоит достаточно остро.

«Во многие интернациональные школы за границей разосланы специальные письма о том, что дети учатся вне зависимости от национальности, что все едины, — рассказывает Зеленова. — Запрещается задавать провокационные вопросы, на чьей вы стороне и за кого вы, которые могут ставить ребенка в неловкое положение, в ситуацию болезненного выбора, на который он в любом случае повлиять не может. Он может только отразить то, что происходит в его стране или в его конкретной семье».

Что такое травля?

Известный психолог Людмила Петрановская в специальном методическом пособии, посвященном травле, отмечает, что буллинг нередко путают с конфликтами и детскими играми. «Мы просто играем» — часто говорят сами дети, которые, например, перекидывают друг другу рюкзак или шапку одноклассника, доводят свою жертву до слез. 

Читайте также «Не создавать атмосферу, где унизить ребенка — норма». Учителя — о борьбе с травлей в школах

Но у травли и игры, по словам Зеленовой, есть одно фундаментальное различие. Когда дети играют, весело должно быть всем, а в случае травли веселятся только те, кто осуществляет насилие. При этом жертва не может выйти из своей роли и ответить.

Не похожа травля и на обычный конфликт или драку, потому что в конфликте участвуют равные стороны, любая из них может его прекратить. А когда ребенка систематически обзывают или унижают, прекратить это не в его силах. Попытки ответных действий обычно только усиливают давление, запускают новую волну унижений.

Буллинг, как, например, и дедовщина, характерен исключительно для закрытых систем, в которых участники коллектива объединены по административному принципу, вне зависимости от собственного желания. В кружке или спортивной команде дети объединяются по интересам, у них есть цель, а школьный класс — искусственно созданная структура, в которой дети разобщены, каждый учится сам за себя, никакой общей цели или позитивной мотивации, как называют ее психологи, у них нет. Если взрослые не формируют такую мотивацию, дети начинают искать ее самостоятельно, например, объединяются против кого-то, чтобы почувствовать общность, в том числе и на национальной почве.

«Но корень зла не в самом устройстве классов, — считает Зеленова, — а в том, что взрослые не заботятся о создании этой самой позитивной мотивации. Детям говорят, что они должны учиться, но учеба — обычно вплоть до института — не является позитивной мотивацией, такая мотивация заключается совершенно в другом, она заключается в коммуникации друг с другом и с учителями, в том, чтобы детям было интересно учиться».

Чем опасна травля?

Многие взрослые до сих пор считают травлю невинными играми детей, тем более что еще пару десятилетий назад такое поведение в школе было вполне обычным. Но специалисты утверждают, что травля — серьезная проблема, которая очень опасна для общества и в крайних проявлениях может привести к трагическим последствиям.

«Ситуация травли в классе и в школе погружает в стресс всех детей, ведь если у нас так можно, если травля — в порядке вещей, часть обычной жизни, значит, нельзя быть уверенным, что завтра этого не сделают со мной, нельзя расслабиться ни на минуту»

«Стресс истощает детскую психику, не дает сосредоточенно работать, не оставляет места учебной мотивации, любознательности, развитию способностей, творчеству, — пишет Петрановская. — Травля в классе, с которой взрослые не знают как справиться, дает педагогу опыт бессилия, отчаяния, заставляет усомниться в своих способностях и даже в призвании, а кого-то подталкивает к профдеформации, заставляя во всем обвинять детей или их семьи, а то и начать использовать групповое давление для “наказания неугодных”».

Разъедая изнутри весь коллектив, в котором насильственное взаимодействие остается нормой, травля, по словам Зеленовой, порой становится причиной подростковых самоубийств, селфхарма и даже нападений на учебные заведения. Причем взяться за оружие может не только жертва травли, но и свидетели или участники буллинга, потому что «свидетели тоже подвергаются травматизации, даже если напрямую травят не их, так или иначе, конечно, в ситуации травли страдают все».

«Очень много случаев, когда доведенный до отчаяния подросток совершает суицид или начинает вести себя антисоциально, — говорит психолог. — Например, приходит с оружием в школу или делает самодельную бомбу или еще что-то. Просто потому, что он не знает, как прекратить то, что происходит, а терпеть издевательства больше невыносимо. И ему кажется, что виноваты все, раз не помогают».

Как справиться с травлей?

В ситуациях травли страдают буквально все вовлеченные в нее стороны, поэтому и разбираться с ней специалисты рекомендуют коллегиально — с участием учителей, школьных психологов, детей и родителей. Но именно учитель в идеале должен выступать медиатором, лидером коллектива, который устанавливает правила, принимает на себя ответственность и называет вещи своими именами.

Читайте также Как бороться с буллингом?

Назвать травлю травлей и затем дать ей однозначную негативную оценку — важнейшие шаги на пути решения ситуации. После этого можно начинать обсуждение травли как проблемы всей группы, а не только жертвы, искать выходы. Учитель в этом процессе должен стать настоящим лидером и моральным авторитетом для всего класса, а класс — принять предложенные правила поведения и сплотиться.

«Трудно ли остановить травлю? И да и нет, — пишет Людмила Петрановская. — У уверенного в себе взрослого с осознанной собственной моральной позицией, имеющего хороший контакт с детьми, это может занять несколько минут. Ему достаточно, увидев травлю в самом начале, выразить детям свое неприятие этой ситуации, и все немедленно стихнет. Если ситуация уже существует давно и запущена, понадобится больше внимания и усилий, возможно, понадобятся новые знания или помощь коллег, но результат обязательно будет».

Когда травля возникает на национальной почве, «в первую очередь нужно учить сочувствию, сопереживанию и поддержке друг друга, а не агрессивному воздействию, — считает Зеленова, — потому что каждый со стрессом справляется по-разному, и здесь первостепенная задача — пробовать видеть необходимость друг друга поддерживать».

Читайте также Исследование: дети бывших инициаторов буллинга в семь раз чаще травят других в школе

Важную роль в борьбе с травлей играют и родители учеников, потому что для хороших результатов ребенку необходима «поддерживающая атмосфера, позволяющая чувствовать себя в безопасности, расти, развиваться. Но не всегда позиция родителей может совпадать с позицией школы, — говорит Зеленова. — Например, родители часто советуют детям давать сдачи, школа же может говорить о том, что насилие в стенах школы недопустимо, проводить практику ненасильственного общения, медитативных техник, учить договариваться конструктивно и отстаивать эту позицию перед родителями».

Если же все наоборот: школа не уделяет должного внимания воспитательным практикам или даже способствует травле, а родители беспокоятся о безопасности и здоровье своих детей, — то действовать нужно незамедлительно. На первом этапе родственники могут обсудить происходящее с другими родителями, классным руководителем, школьным психологом и администрацией школы, а не найдя понимания — обращаться с жалобами в вышестоящие инстанции — вплоть до Министерства образования.

Подробный алгоритм действий для родителей расписан в специальной инструкции «Травли NET». Учителям специалисты рекомендуют ознакомиться с методическим пособием Петрановской и циклом видеороликов. Специальный видеокурс подготовлен сотрудниками проекта и для родителей.

Спасибо, что дочитали до конца!

Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и интервью, фотоистории и экспертные мнения. Мы собираем деньги для множества фондов — и не берем из них никакого процента на свою работу.

Но сами «Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям. И мы просим вас оформить ежемесячное пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать. Пятьдесят, сто, пятьсот рублей — это наша возможность планировать работу.

Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.

Помочь нам

Публикации по теме

Загрузить ещё

Материалы партнёров

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: