Такие дела

Как коронавирус изменил нашу жизнь?

Как в России распространялся вирус?

Эксперты считают, что весной 2020 года в Москве вовремя ввели локдаун. Это помешало распространению COVID-19. Позже из-за экономических причин настолько строгий режим самоизоляции уже не вводили.

Однако во время локдауна плохо контролировалось перемещение людей из Москвы и Петербурга в регионы, из которых они изначально приехали на заработки. Так вирус распространялся из столиц в другие города и поселки. Этого можно было бы избежать при соблюдении двухнедельного карантина по возвращении. 

В Дагестане в конце мая 2020 года смертность превысила обычные показатели в три раза. Это во многом связано с массовыми мусульманскими обрядами, от которых местные жители не могли отказаться даже в условиях пандемии. К этому рекорду осенью 2021 года приблизились Оренбургская и Саратовская области (смертность выросла в 2,5 раза).

Предполагалось, что в жаркое время года заболеваемость коронавирусом снизится. Но летом 2020 года мы увидели вспышки в Казахстане, Свердловской и Астраханской областях.

В апреле — мае 2021 года уже была доступна вакцина и все были уверены, что заболеваемость сойдет на нет. Но вскоре из Индии пришел новый штамм дельта, многие этого не ожидали. 

Во время новой волны коронавируса, в октябре 2021 года, государство отреагировало на рост заболеваемости с опозданием.

Как считают избыточную смертность от COVID-19?

Избыточная смертность — превышение количества фактических смертей над прогнозируемым показателем из-за экстраординарного незапланированного события. Это могут быть экстремальные жара и холод, война, эпидемия.

На сайте Росстата к этому дню опубликована статистика смертности по октябрь. О показателях смертности в ноябре публично говорила вице-премьер Татьяна Голикова. Также имеются инсайдерские данные за последние недели. С помощью этих данных можно приблизительно подсчитать фактическое число умерших.

Журналисты изданий «Холод» и «Медиазона» подсчитали, что избыточная смертность в России с апреля 2020 года до середины декабря 2021-го превысила миллион человек. К похожим выводам пришел и Алексей Ракша. В Минздраве эти цифры отрицают.

Эксперты отмечают, что последнее время официальные данные по смертности стали стремиться к большей объективности. В итоге все выглядит так, как будто смертность растет, несмотря на вакцинацию. Но это не отражает действительность и дает возможность для манипуляций тем, кто выступает против прививок.

По показателю избыточной смертности из 112 стран Россия находится в начале второй десятки. Ее опережают Перу, Боливия, Эквадор, Колумбия, Иран, Мексика, Албания, Косово, Северная Македония. На одном уровне с Россией Азербайджан и Казахстан. У остальных стран показатель лучше. При этом столь низкая позиция в списке не соответствует ВВП, уровню образования и развития системы здравоохранения России.

Сколько людей вакцинировано?

Объективных данных о количестве вакцинированных нет.

Согласно математическим подсчетам, за последние шесть месяцев привито меньше 40% людей, говорит Ракша.

Что мешает людям прививаться?

Эксперты связывают низкие темпы вакцинации в России с манипулированием информацией о вакцинах.

До сих пор нет открытых данных о российских вакцинах, кроме исследования The Lancet.

Организация вакцинации легла на и без того перегруженную систему здравоохранения. Соловьев считает, что можно было провести более серьезную подготовку населения к массовой вакцинации с помощью социологов и психологов. Также, по мнению Соловьева, была провалена кампания позитивной пропаганды вакцинации, поскольку у многих медиков не было доступа к транслированию мнений на широкую аудиторию.

Что будет дальше?

При уже выработанных мерах предосторожности и высоких темпах вакцинации омикрон должен быть побежден довольно быстро.

В мире существует несколько эффективных вакцинных платформ — принципов, по которым строится работа вакцины. Но с мутациями вируса стратегии вакцинации и состав вакцин должны корректироваться. 

Постепенно появляются противовирусные препараты, которые способны воздействовать на COVID-19 в самом начале заболевания. Совершенствуются технологии производства средств индивидуальной защиты и способы обеззараживать помещения. В мире разворачиваются программы геномного мониторинга вируса. Развитие инфраструктуры должно поддерживать государство.

Согласно прогнозам исследователей, новые мутации вируса будут все более заразными и все легче протекать. Но какими будут новые штаммы, сказать с уверенностью нельзя. Например, дельта был и заразным, и тяжело протекал.

Что делать, чтобы стало лучше?

Что почитать?

Тексты ТД:

Исследования о проблеме затяжного ковида:

Данные об использовании средств индивидуальной защиты: 

Информация об иммунопатологии ковида:

Статьи об эффективности вакцин против омикрона:

На medrxiv.org.

На assets.researchsquare.com.

Что посмотреть?

Выпуски «Больше всех надо»:

Exit mobile version