«Они просто умирали на наших руках»
Три дня назад в Керченском проливе потерпели крушение два танкера с нефтепродуктами. В результате аварии в Краснодарском крае десятки километров Черноморского побережья оказались загрязнены мазутом — рыбы, водоплавающие птицы и морские млекопитающие отравлены и находятся на грани гибели. Экологи оценивают случившееся как катастрофу, угрожающую всей экосистеме.
15 декабря в Керченском проливе потерпели крушение два российских танкера, «Волгонефть-212» и «Волгонефть-239». В тот день в Черном море действовало штормовое предупреждение. По данным МЧС, «Волгонефть-212» получил повреждения и сел на мель, а «Волгонефть-239» после аварии «лег в дрейф». Как сообщили в Росморречфлоте, на борту обоих судов находились экипажи в 13 и 14 человек соответственно. В результате крушения погиб один человек, еще несколько десятков пострадали.
«В результате крушения танкеров в море вылился мазут, который дрейфует к побережью на участке от мыса Панагия до косы Тузла. Предположительно утечка нефтепродуктов произошла частично», — заявили в Росморречфлоте.
На борту танкера «Волгонефть-212» находилось около 4 тысяч тонн мазута, «Волгонефть-239» перевозил 4,3 тысячи тонн. По оценке заведующего отделом дистанционных методов исследований Морского гидрофизического института РАН Сергея Станичного, в акваторию Черного моря могло попасть до 3 тысяч тонн нефтепродуктов.
Через двое суток после трагедии губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев сообщил, что нефтепродукты вынесло на берег от поселка Веселовка в Темрюкском районе до станицы Благовещенской в Анапе. В соцсетях уже начали распространяться видео и фотографии: на кадрах видны пятна мазута на пляжах и птицы, покрытые нефтяной пленкой.
Экологи и активисты объявили набор волонтеров для помощи птицам и животным, пострадавшим от нефтепродуктов на Черном море.
Танкеры затонули между мысами Опук и Такиль, где расположены Опукский заповедник и ландшафтно-рекреационный парк «Мыс Такиль», говорит эколог Георгий Каваносян.
В этих местах обитает несколько видов водоплавающих птиц, включая лебедя-шипуна, золотистую ржанку, белую цаплю, камышницу, чирка-свистунка, баклана и крякву.
От разлива мазута могут пострадать местные водоплавающие птицы, обитающие в заповедниках, а также перелетные, предупреждает Каваносян. Он объясняет:
На одном из видео можно разглядеть пострадавшую птицу — это чомга, или большая поганка. «Ее обнаружили на побережье у поселка Волга в Темрюкском районе. Этот вид иногда зимует на Тамани», — рассказывает Каваносян.
Почва, загрязненная мазутом, может оставаться токсичной до года, уточняет эксперт. Он считает, что единственный эффективный способ очистки этих территорий — вывоз загрязненных грунтов на специальные полигоны и завоз чистого грунта.
Любые нефтепродукты, включая мазут, являются токсичными соединениями и оказывают негативное воздействие на любой организм — будь то человек, рыба или дельфин, объясняет Дмитрий Глазов, ведущий инженер ИПЭЭ РАН и заместитель руководителя программы «Белуха — белый кит».
«Все зависит от того, куда этот мазут попадет. Если он окажется на внешней поверхности животного или рыбы, это вызовет ожоги или язвы», — рассказывает эксперт. Он продолжает:
По словам Глазова, разлив нефтепродуктов окажет влияние на всю экосистему Черного и Азовского морей.
«Например, моллюски и мидии, которые в большом количестве обитают в районе Анапы, неизбежно погибнут. Они обитают на дне и никуда уплыть не смогут», — добавляет Глазов.
Авария, безусловно, будет иметь значительные экологические последствия, уверен Владимир Чупров, исполнительный директор и эксперт в области экологических аспектов нефтяной отрасли проекта «Земля касается каждого».
«Дело в том, что мазут — это тяжелая фракция, его минус в том, что его не снимешь с поверхности так, как обычную нефть», — поясняет эксперт.
Собирать нефтепродукты в море чрезвычайно сложно, особенно в условиях шторма, поэтому избежать крупного загрязнения уже не удастся, подчеркивает Чупров.
«Оптимальное время для устранения последствий таких аварий — это первые несколько часов. Но при штормовой погоде оперативно ликвидировать разлив невозможно. Для этого нужна тихая, спокойная обстановка, когда буксиры могут собирать нефтяную пленку с поверхности воды. Но сейчас таких условий нет», — объясняет эксперт.
Чупров отмечает, что нынешняя катастрофа во многом напоминает аварию 2007 года, которая также произошла в Керченском проливе. Тогда потерпел крушение другой танкер этого же класса — «Волгонефть-139». По официальным данным, в море попало около 2 тысяч тонн мазута.
«Ситуация тогда осложнилась неудачным периодом: ноябрьские шторма только начинались, и они совпали с сезоном миграции птиц. Птицы застревали в маслянистых пятнах, погибали от обморожения и от контакта с нефтепродуктами», — рассказывает Чупров.
Тот инцидент привел к загрязнению десятков километров береговой линии и нанес серьезный ущерб растительному и животному миру акватории Черного моря. Часть нефтепродуктов осела на дне, уничтожив донные организмы — основную пищу рыб. Другая часть образовала пленку на поверхности воды, что привело к гибели тысяч водоплавающих птиц. Тогда комки мазута спустя несколько месяцев выбрасывались на берег со штормами.
«Есть предположение, что в этот раз ситуация будет аналогичной, поскольку объемы вылившихся нефтепродуктов примерно такие же, как и тогда», — заключает эксперт.
Он был одним из экологов, которые помогали устранять последствия аварии в 2007 году: «Тогда я впервые увидел столько погибших птиц. Они просто умирали на наших руках».
Одной из основных версий крушения танкеров, по данным служб морского поиска и спасения, называют «ошибку экипажа» в сложных метеоусловиях. Среди других возможных причин указывают штормовую нагрузку на корпуса судов, которые изначально проектировались как речные, с ограниченной возможностью выхода в прибрежные морские зоны.
Танкер «Волгонефть-212» был построен в 1969 году, а «Волгонефть-239» — в 1973-м. По словам эколога Дмитрия Лисицына, ключевой фактор в этой аварии — возраст обоих танкеров.
«В практике судоходства критический возраст судна — 25 лет, после чего риски безопасности значительно возрастают, что также закреплено в российском законодательстве. В данном случае оба танкера были старше 50 лет, и, соответственно, контроль за их эксплуатацией должен был быть максимально строгим», — поясняет эксперт.
По его словам, танкер «Волгонефть-239» в регистре РКО имел статус «08 — Приостановлено действие документов» в графе «состояние судна».
«Это означает, что судно вообще не имело права выходить в море. Кроме того, даже если бы документы были в порядке, плавание в основной акватории Черного и Азовского морей, включая Керченский пролив, было запрещено для этого танкера. Его ограничение по высоте волн составляло два метра», — добавил он.
Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране и предлагаем способы их решения. За девять лет мы собрали 300 миллионов рублей в пользу проверенных благотворительных организаций.
«Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям: с их помощью мы оплачиваем работу авторов, фотографов и редакторов, ездим в командировки и проводим исследования. Мы просим вас оформить пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать.
Оформив регулярное пожертвование на сумму от 500 рублей, вы сможете присоединиться к «Таким друзьям» — сообществу близких по духу людей. Здесь вас ждут мастер-классы и воркшопы, общение с редакцией, обсуждение текстов и встречи с их героями.
Станьте частью перемен — оформите ежемесячное пожертвование. Спасибо, что вы с нами!
Помочь нам