Считается, что человека нельзя насильно отвести к специалисту. Есть ли исключения из этого правила?
Да, такое исключение — психоз. Это состояние сознания, при котором реальность искажается. Среди признаков психоза — бред, галлюцинации, странное поведение, нарушение речи. Иногда к этому добавляется агрессия, направленная на себя или на окружающих. Люди могут бросаться предметами, драться, кусаться, биться головой о стену или угрожать выпрыгнуть из окна.
Психозы случаются при таких расстройствах, как шизофрения, биполярное аффективное расстройство, ПТСР, а также при органических поражениях головного мозга и деменции. Кроме того, причиной этого состояния может быть интоксикация алкоголем или психоактивными веществами.
Во время психоза человек представляет опасность для себя и окружающих. Это состояние возникает из-за нарушения работы мозга, лечить его можно только медикаментами.
Если человек подозревает, что у родителя психоз, стоит предложить обратиться к психиатру или госпитализироваться в клинику. В стационаре его попросят подписать согласие на оказание психиатрической помощи. Однако договориться с человеком в состоянии психоза возможно не всегда. В таком случае следует вызвать скорую, чтобы его госпитализировали принудительно. Врачи наблюдают за состоянием пациента три дня, а затем оценивают, нуждается ли он в дальнейшем стационарном лечении. Окончательное решение принимает суд.
В каких случаях родителю точно нужна помощь?
Помощь точно нужна, когда человеку уже небезопасно жить одному — например, при депрессии. Внешне она чаще всего проявляется через апатию. У человека в депрессии не хватает сил даже на самые простые бытовые дела: ему тяжело помыться, сменить постельное белье, приготовить себе еду. Он может лежать на одном месте на протяжении недель. У него нарушается сон, снижается концентрация, усиливается или, наоборот, практически исчезает аппетит.
Кроме того, при депрессии часто присутствуют суицидальные мысли. Человек может не высказывать их напрямую, но если он часто заводит разговоры о бессмысленности жизни, о том, что все хорошее осталось позади и будущее не сулит ничего, кроме страданий, стоит обратить внимание на его состояние.
Еще помощь точно нужна родителю, у которого есть признаки деменции. В первую очередь это резкое ухудшение памяти — как краткосрочной, так и долговременной. Человек с деменцией на ранней стадии часто теряет вещи, забывает о делах и назначенных встречах. Проблемы с памятью прогрессируют и становятся опасными: на позднем этапе человек может потеряться на улице или забыть выключить газ. Он перестает узнавать близких, забывает, как его зовут.
При деменции страдает и социальная сфера. Человек становится более ранимым, вспыльчивым, крикливым. Он может проявлять агрессию по отношению к окружающим. Из-за деградации мышления у людей с деменцией часто появляются бредовые идеи: они верят, что за ними следят инопланетяне или что соседи их травят. К сожалению, все это означает, что психика начинает разрушаться.
Почему родители избегают психологов и психиатров? И что c этим можно сделать?
Есть три основных случая:
— человек по какой-то причине не доверяет врачам;
— стыдится или боится признать себя «больным»;
— пренебрежительно относится к своему здоровью.
У старшего поколения часто встречаются убеждения вроде «психология не наука» или «все психологи — шарлатаны». В такой ситуации можно объяснить разницу между психологом, клиническим психологом, психотерапевтом и психиатром. Важно подчеркнуть, что есть специалисты, которые работают на стыке психологии и медицины, — например, психотерапевты могут предложить как разговорную терапию, так и медикаменты.
При этом стоит держать в голове, что цель разговора не в просвещении, а в снижении страха перед неизвестным. Переубедить родителя, скорее всего, не получится. Чем человек старше, тем он ригиднее — вряд ли он станет пересматривать сложившиеся за долгую жизнь установки. В такой ситуации важна дипломатия: лучше, если родитель согласится встретиться с психотерапевтом под предлогом «это все равно не сработает, но так и быть, я попробую», чем если он так и не обратится за помощью.
При наличии признаков ментального расстройства идти стоит в первую очередь к психиатру. Здесь возникает другая проблема: люди старшего поколения часто боятся, что их «поставят на учет». К сожалению, советская психиатрия многим запомнилась как карательная. Учет мог закрепиться в памяти как клеймо. Действительно, в СССР этот статус приводил к дискриминации — человеку было сложно поступить в вуз, получить жилье и работу. Однако в 1993 году психиатрический учет отменили.
Важно объяснить родителю, что сейчас это устаревший термин. Вместо «учета» в законе «О психиатрической помощи» используются понятия «диспансерное наблюдение» и «консультативно-лечебная помощь». Диспансерное наблюдение могут установить по решению врачебной комиссии, без согласия пациента: обычно это происходит, если у него есть затяжное психическое расстройство, которое может периодически обостряться. В таком случае человек должен регулярно посещать психиатра. При этом ему необязательно находиться в стационаре, часто он может жить дома. Кроме того, при выздоровлении или значительном улучшении диспансерное наблюдение снимают — этим оно отличается от учета.
Единственные ограничения, с которыми может столкнуться человек, проходивший лечение у психиатра, — отказ в праве владеть оружием и водить машину. Любая медицинская информация о пациенте охраняется законом о врачебной тайне. Ни одна организация не имеет права делиться этими сведениями, даже если их запрашивают с работы или из вуза. Врач может направить информацию только в другое медучреждение, где человек лечится, или в прокуратуру, если там расследуют дело с участием пациента.
Иногда родители избегают специалистов потому, что не хотят признавать свои «слабости» или боятся стать «обузой» для близких. В таком случае важно донести мысль, что обращение за помощью — это не проявление слабости, а форма заботы о себе и о тех, кто рядом. Это возможность улучшить свое состояние, наладить отношения с окружающими и снять с них бремя тревог.
Некоторым людям просто страшно идти к врачу в одиночку. Тогда можно предложить съездить к специалисту вместе.
Порой все рациональные и эмоциональные доводы не работают — родители все равно отказываются обращаться к психотерапевту или психиатру. Тогда можно предложить записаться к неврологу: к этим специалистам обычно относятся проще. Люди с ментальными расстройствами часто проходят первичный осмотр именно у невролога. Уже он, в свою очередь, может направить пациента к другому специалисту и аргументированно объяснить, почему это необходимо.
Как правильно говорить с родителем о ментальном здоровье?
Прежде всего нужно подготовить себя к этому разговору. Здесь как в самолете: сперва человек надевает маску на себя, а потом — на ребенка. Возможно, для начала лучше поделиться переживаниями с собственным психологом. Важно снизить уровень своей тревоги, чтобы не передавать ее родителю. Кроме того, можно пообщаться с врачом-геронтологом, чтобы лучше понимать процессы, которые происходят в теле и психике стареющего человека.
С возрастом роли родителей и детей могут меняться. Взрослые дети беспокоятся о пожилых родителях и хотят заботиться о них, но своими наставлениями зачастую только отдаляют их от себя. Ребенок нуждается в стабильном взрослом, потому что сам он нестабилен, — так же и с людьми в возрасте.
Не следует выплескивать на родителя свою заботу как ведро холодной воды. В идеале — налаживать контакт постепенно. Пожилым людям часто не хватает деликатного внимания к их страхам, сомнениям и тревогам. Можно начать с простых вопросов: «Как твои дела?», «Что у тебя происходит?», «Как ты себя чувствуешь сегодня?». Налаженная коммуникация очень важна — она дает ощущение заботы и формирует доверие, без которого подступиться к разговору о ментальном здоровье трудно.
Важно понимать, что одной серьезной беседы, как правило, недостаточно. Изменения не происходят так быстро. Разговор может послужить лишь стартовой точкой в долгой коммуникации с родителем: скорее всего, возвращаться к теме ментального здоровья придется еще не раз.
Перед беседой стоит кратко сформулировать ее суть. Ответить себе на вопрос: «Что я собираюсь сказать и чего хочу добиться этим разговором?». «План» поможет не уйти в дебри под влиянием эмоций.
Иногда лучше заранее предупредить родителя о разговоре: «Могу ли я обсудить с тобой кое-что важное? Это касается твоего самочувствия». Так человек сможет подготовиться к серьезной беседе.
Разговор о ментальном здоровье должен строиться на эмпатии и уважении. Начинать с критики — плохая идея. Важно общаться с родителем с позиции любви и заботы. Вместо «Ты ведешь себя странно» лучше сказать: «Я заметил, что в последнее время тебе тяжело. Я волнуюсь за тебя и хочу помочь». Это снижает риск, что человек воспримет разговор как атаку и уйдет в защитную позицию.
Не стоит говорить родителю, что у него есть симптомы какого-то психического расстройства. Поставить диагноз может только психиатр или психотерапевт с медицинским образованием. Продуктивнее сконцентрироваться на конкретных изменениях в поведении и общении. Сказать: «Я замечаю вещи, которые меня беспокоят» — и затем перечислить их.
Не стоит сразу предлагать готовые решения. Если ребенок говорит: «Давай я отведу тебя к специалисту», родитель может расценить это как давление. Лучше узнать у человека, как он ощущает себя в этой ситуации, а потом задать открытый вопрос: «Как я могу тебе помочь?» Важно, чтобы родитель чувствовал: это его решение, у него есть выбор и он сам хочет помощи.
Есть еще вопрос терминов. У многих людей старшего поколения психиатрия ассоциируется с чем-то карательным или унизительным, поэтому слово «психиатр» может автоматически вызывать сопротивление. В таком случае лучше использовать более обтекаемые формулировки — например, «врач, который поможет разобраться с трудностями» или «специалист, который подскажет, как справляться с изменениями в настроении».
Как объяснить, что стыдиться нечего?
Стыд — социальное чувство, которое формируется в контакте с другими людьми. И через контакт же стыд можно преодолеть.
В терапии это происходит так: клиент приходит к специалисту с намерением рассказать что-то «постыдное», но вместо осуждения встречает принятие. Терапевт дает понять, что в его ощущениях, чувствах, мыслях и действиях нет ничего ужасного. Тогда у человека случается нормализация ситуации. Он принимает ее — и в этот момент, как говорил Карл Роджерс, создаются условия для изменения.
Такой же стратегии можно придерживаться и в разговоре с родителем. Если ему стыдно о чем-то рассказывать, важно, чтобы ребенок показал: лично для него в этом нет ничего предосудительного. И он готов быть рядом с родителем, несмотря ни на что.
Если человек переживает о том, что скажут знакомые или соседи, стоит проговорить, что получать помощь — это нормально. Можно начать с общих примеров: рассказать, что спрос на услуги психологов за последние пять лет вырос в шесть раз, потому что все больше и больше людей выбирают обращаться за помощью, когда им сложно. Или о том, что многие считают опыт психотерапии «зеленым флагом» при выборе партнера. Если кто-то из друзей или родственников человека уже обращался за помощью и смог улучшить свое состояние, можно обсудить этот кейс.
Другой вариант — попробовать донести, что мозг — такой же орган, как сердце или печень. И если человек не стесняется идти к кардиологу с тахикардией, то нет ничего постыдного и в том, чтобы обратиться к психотерапевту или психиатру.
Важно показать родителю, что близкие целиком и полностью на его стороне. Что его самочувствие имеет значение не только для него самого, но и для всей семьи: «Ты всегда помогал нам. Теперь наша очередь помочь тебе». Ощущение, что близкие нуждаются в нем, может подтолкнуть человека преодолеть стыд и заняться своим здоровьем. Людям старшего поколения часто легче сделать что-то во имя других, чем ради себя.
Что делать, если человек боится лекарств?
Для начала важно прояснить, что именно пугает родителя. Если он опасается, что врачи хотят его отравить, это с большой вероятностью бредовая идея. Разговоры здесь уже не помогут.
Если же человек боится, что таблетки превратят его в «овоща» или что он подсядет на них на всю жизнь, то это обычные предрассудки. Тем не менее побороть их с помощью разговоров может быть сложно. В такой ситуации продуктивнее сослаться на авторитет специалиста. Объяснить, что это не какие-то особенные таблетки, а обычные медицинские препараты. Да, эти лекарства меняют сознание, настроение и течение когнитивных процессов, но все это делается под наблюдением врача. Он составляет схему лечения и оценивает промежуточные результаты. Если побочные эффекты слишком сильные, врач назначает человеку другие препараты.
Лучше всего поскорее направить родственника к врачу, чтобы он сам рассказал, как лечат ментальные расстройства, почему не стоит бояться лекарств, какие побочные эффекты могут проявляться и так далее. Хорошо, если получится найти специалиста, который умеет выстраивать контакт с пациентом. Налаженная коммуникация сильно увеличивает шансы на успешное лечение.
Если человек наотрез отказывается идти к врачу именно из-за страха перед медикаментами, можно использовать небольшой этический трюк: «Тебя же никто не заставит пить эти таблетки».
Главное — сделать так, чтобы родитель дошел до специалиста. Важно подчеркнуть, что никто не будет насильно на него воздействовать. Никто не будет заставлять пить таблетки или применять электрошок. Современная психиатрия направлена на улучшение качества жизни, а не на уничтожение личности.
Что делать, если родитель признает, что у него проблемы, но говорит, что ему уже поздно лечиться?
Здесь важно понять, что стоит за этими словами. Иногда таким образом человек как бы проговаривает, что считает себя ненужным. На этом фоне возникает безразличие к собственному здоровью: если он все равно никому не нужен, то какая разница, что с ним будет.
Порой родители рассуждают в таком ключе, потому что чувствуют себя беспомощными. Они считают, что улучшить их состояние невозможно, и выбирают не тратить на это силы.
Обе установки могут быть связаны как со старением, так и с недиагностированной депрессией. При депрессивном расстройстве внешне человек продолжает функционировать, но в глубине души теряет интерес к жизни. Это не всегда происходит только из-за нарушения выработки гормонов. К развитию депрессии могут приводить и внешние факторы — например, одиночество, постоянное пребывание в замкнутом пространстве, отсутствие физической активности.
Кроме того, снизить влияние старения и возможной депрессии можно через создание правильных условий — таких, в которых человек чувствует себя нужным. Достаточно просто проводить с родителем больше времени. Чаще видеться и гулять, вместе встречать праздники, приглашать человека в места, где он может социализироваться. Активно вовлекать родителя в жизнь своей семьи — например, просить помощи с детьми или животными. Если человек живет в другом городе, то чаще созваниваться, регулярно навещать его или даже помочь перебраться поближе.
Как быть, если родитель считает, что проблема пройдет сама?
Такая позиция обычно связана с сопротивлением лечению. А если взглянуть еще глубже — то со страхом перемен. Именно с этим страхом и нужно работать.
Главное правило — действовать с позиции заботы. Страх перемен невозможно побороть быстро. Не стоит обвинять родителя в том, что он «уперся» и «ничего не понимает», или требовать, чтобы он записался к психотерапевту уже завтра. Лучше начать с небольших шагов, которые помогут родителю почувствовать, что в переменах нет ничего страшного. Например, если он боится выходить из дома, можно попробовать чаще приглашать его на небольшие совместные прогулки. Даже выход в подъезд может стать первой победой.
Впрочем, установка «пройдет само» не всегда объясняется именно страхом перемен. Порой это банальное пренебрежение к своему здоровью, подкрепленное недостатком психообразования. У людей могут возникать мысли в духе «Я раньше лежал три недели, как-то все само проходило, и сейчас пройдет».
Такое, увы, не редкость, особенно среди мужчин: патриархальная культура навязывает им установку, что обратиться за помощью значит признать свою слабость. Из-за этого люди могут долго терпеть даже физическую боль, а уж эмоциональную и подавно.
К сожалению, повлиять на это очень трудно. Можно попробовать донести мысль, что психологические проблемы требуют вмешательства, что их нельзя перетерпеть — и при отсутствии помощи состояние, скорее всего, продолжит ухудшаться. Наступит момент, когда игнорировать проблемы станет невозможно. Если у человека разовьется серьезное психическое расстройство, ему с большой вероятностью понадобится пожизненная медикаментозная поддержка.
Когда пора остановиться и перестать предлагать помощь?
Если проблема существует годами, человек продолжает нормально функционировать и наотрез отказывается идти к специалисту, возможно, стоит просто позволить ему жить так, как он хочет. В конце концов он взрослый человек и сам несет за себя ответственность. Иногда для самосохранения лучше признать, что ситуация не изменится.
Стоит обратить внимание на свои чувства. Можно задать себе вопрос: «Почему я так сильно хочу, чтобы родитель обратился за помощью? Что я пытаюсь получить от этого?» Возможно, человек не столько хочет помочь другому, сколько нуждается в спокойствии для себя.
Если справляться с ощущением бессилия трудно, стоит обратиться к психологу. Специалист поможет разобраться в себе и понять, как правильно поступить в этой ситуации. Возможно, для кого-то будет лучше сказать себе: «Я сделал все, что в моих силах» — и двигаться дальше.
Важно понимать, что иногда родителям просто невозможно помочь. Психические расстройства в пожилом возрасте, к сожалению, могут быть необратимыми. В таком случае достаточно обеспечить человеку комфортные условия для жизни.
Редактировала Александра Левинская