«Такие дела» пробовали связаться с несколькими помогающими организациями и волонтерами. К сожалению, никто из них не согласился на интервью из-за большой загруженности и усталости. Диана стала единственной, кто смог пообщаться с редакцией.
Диана Рамазанова
Сотрудница Центра помощи беженцам и вынужденным переселенцам
6 июня в чате волонтерской помощи «Питер проездом» появилась информация, что на затопленные территории на левом берегу Днепра не пускают волонтеров. Я позвонила в МЧС на номер 112. Сказала, что я волонтер, что мы везем лодки в зону затопления — и как бы сделать так, чтобы их пропустили, и волонтеров тоже.
Меня долго перекидывали от одного человека к другому, как это обычно бывает, когда звонишь в госучреждение. В итоге мне сказали: «У нас сейчас важное дело, перезвоните минут через двадцать». Я кладу трубку, и этот же мужчина мне через несколько минут перезванивает и говорит: «Вот телефон главного в МЧС, кто руководит спасательной операцией в Херсонской области. Позвоните ему».
«Главного в МЧС» звали Артем Юрьевич Кузин. Я позвонила ему, сказала, что мы волонтеры, у нас есть лодки, есть люди, мы можем пункты обогрева сделать, привезти продукты, дать транспорт. Только пустите. А он мне: «Я никого пустить не могу, там обстрелы, бои идут, мины плавают и течение сильное. При всем желании не могу». Адекватный, хороший дядька оказался, очень переживал за людей, мы с ним почти каждый день потом созванивались.
Я говорю: «Хорошо. А что мы еще можем для вас сделать?» Он ответил: «Нам лодки нужны. Люди, чтобы на них плавать, есть, автобусы увозить эвакуированных — тоже, а лодок не хватает».
Я написала в одном из чатов, что МЧС нужны лодки, но [участники чата] их давать отказались. Они передавали лодки местным жителям, которые стали волонтерами и эвакуировали людей. Но при этом была информация, что люди в зоне затопления, даже имея лодки, не выезжают на них, а сидят на крышах [затопленных домов], потому что боятся не справиться с управлением из-за сильного течения.
Я как могла старалась объяснить [участникам чата] свою логику — что в МЧС есть специально обученные люди, которые знают, где стреляют, а где нет, есть те, кто умеет обращаться с сильным течением, с маломобильными людьми, и, наверное, правильнее будет лодки им отдать. Тем более что там с 11 вечера до 6 утра комендантский час и работать может только МЧС, а волонтерам в эти часы въезжать в город запрещено. Говорю: «Представляете, сколько людей можно за ночь спасти?» Но мне все равно сказали, что лодки не отдадут.
Тогда я сама открыла сбор на лодки для МЧС. Когда мы собрали деньги, уже не было лодок поблизости от Херсонской области. В итоге мы купили семь штук в Москве и Таганроге, отвезли. Благодаря нам флот МЧС вырос с 28 лодок до 35.
Они нас очень сильно благодарили. Потом наш водитель привез им еще две лодки, прямо на базу, откуда оказывается помощь. Рассказал, что у [МЧС] там все очень скромно. И только в день, когда мы привезли эти две лодки, им передали генераторы.
Я знаю, что МЧС начали работать в первый же день, а вскоре туда приехало большое количество спасателей на подмогу. И я уверена, что, если бы мы сразу передали МЧС лодки, которые были у волонтеров, в первые два дня спасли бы намного больше людей. Я читала истории из чатов, что с российскими военными многие эвакуироваться отказывались. Может быть, они бы уехали с эмчеэсовцами.
Мое видение ситуации таково: нет проблемы, что людей не вывозят, не спасают. Есть проблема недостаточного оснащения. Когда мне из большого чата перекидывали информацию по критическим случаям, Кузин обычно говорил, что это у них в работе. Только один раз написал: «Это я передал». Оно и понятно, потому что люди сначала звонят в МЧС, а потом пишут в чат.
Когда мы передали наши лодки, я снова позвонила Кузину с вопросом, что еще нужно. Он сказал, что вода уходит, местами она уже по колено, и дал телефон человека по имени Влад из местной соцзащиты, который курирует помощь ПВРам (всего их сейчас 16). Я позвонила и сказала, что мы хотим передавать в ПВРы все необходимое, как бы нам сделать так, чтобы груз доехал, и [попросила рассказать] что им надо. Он жутко обрадовался моему звонку.
Сказал: «Во-первых, нам до сих пор очень нужны волонтеры — там много бабушек, дедушек, нужны руки». Я кинула клич в инстаграме. Написала, что ищем волонтеров, по возможности постараемся билеты оплатить. И сами будем думать дополнительно, как обеспечить безопасность людей, которые поедут туда в качестве волонтеров.
Еще Влад попросил стиральные машины, порошок и мыло. Люди, в чем их вывезли, в том и ходят, им хотя бы постирать одежду. А я давно уже вывожу людей из-под обстрелов и сама предложила купить нижнее белье.
Еще нам прислали список лекарств. Влад пообещал договариваться, чтобы весь наш груз пропускали на блокпостах. Сегодня я отправляю туда первую фуру. Но надо продолжать собирать деньги. На лодки ушло сначала 1,1 миллиона рублей, потом еще 200 с лишним тысяч, на остаток от сбора мы ведем закупки. Я создала небольшой чат параллельно большому. Туда пришли люди из соцсетей, которые мне помогают все закупать. Все чеки я публикую в сторис. Также планирую заключить договор от юрлица и всю помощь проводить юридически — и материальную, и волонтерскую.
Люди на затопленных территориях проходят фильтрацию. Это стандартная процедура в нынешней ситуации. Нельзя забывать, что это место, где идут боевые действия, и трагедия ничего не изменила. С российским паспортом через блокпосты пропускали сразу, а с украинским люди проходили фильтрацию. Я везде писала, что, если кто-то не прошел фильтрацию, обращайтесь ко мне, я подключусь. У меня было два запроса, через три-четыре дня этих людей отпустили.
Я согласна со многими претензиями: почему лодок у МЧС не хватало, почему то, почему это. Но сейчас у меня нет сил, возможности и времени думать об этом. Пока нужно помогать людям.
Как помочь
Пишите Диане Рамазановой в телеграм @Miss_Happinesss, если вы хотите:
- перевести деньги;
- помочь с закупками;
- поехать в пункты временного размещения в качестве волонтера.
Помочь финансово Центру помощи беженцам и вынужденным переселенцам можно через бот @Charity_paybot (на все нужды). Можно оформить разовый или регулярный платеж.