С 1 сентября 2025 года обществознание будет исключено из школьной программы шестых — восьмых классов, об этом говорится в приказе Минпросвещения.
«В соответствии с учебным планом основного общего образования обществознание изучается в 9-м классе, общее количество рекомендованных учебных часов составляет 34 часа, по 1 часу в неделю при 34 учебных неделях», — сказано в документе.
«Свершилось»
Согласно федеральной рабочей программе по обществознанию, сейчас на предмет в шестых — девятых классах отводится один час в неделю, а в 10-м и 11-м классах — по два часа. По новому плану Минпросвещения, в 10-м классе количество уроков по обществознанию сократится до одного часа в неделю, а программа для 11-го класса останется без изменений. Это решение поприветствовал член СПЧ Сергей Рукшин:
«Минпросвещения, согласно вышедшему приказу, увеличило число уроков истории в пятых — восьмых классах с двух до трех в неделю с 1 сентября 2025 года. Из того же приказа следует, что обществознание исключат из программы шестых — восьмых классов», — написал Рукшин.
В январе 2024 года, комментируя проект этого приказа, замглавы комитета по образованию, науке и культуре Совета Федерации Екатерина Алтабаева утверждала, что содержание программы по обществознанию «не отвечает той суверенной системе образования, единому образовательному процессу, который мы сейчас выстраиваем».
Затем первый зампред комитета по просвещению Яна Лантратова заявила, что предмет в средней школе убирают из-за «западных концепций». По словам Лантратовой, теперь детей будут тренировать для вузовского курса «Основы российской государственности», который был подготовлен после начала «специальной военной операции».
«Если посмотреть концепции, которые изучаются в этот период времени (шестые — восьмые классы), в основном это западные концепции, которые говорят о том, что общество с уважением к религии, с многодетными семьями и почитанием традиционных ценностей — общество отсталое; что безальтернативная идеальная модель — это модель американская. Более того, там учатся целые концепции, которые говорят, что СССР — это такое же тоталитарное государство, как нацистская Германия», — сказала Лантратова.
Она добавила, что «все эти западные концепции» направлены на дискредитацию России и «эту часть будут сокращать».
Против отмены обществознания в средних классах выступал профсоюз «Учитель», который объединяет педагогов из 23 регионов России. В феврале 2024 года профсоюз опубликовал петицию на имя министра просвещения Сергея Кравцова. В документе сказано, что с новой программой школьники не получат должного уровня подготовки к самостоятельной жизни в обществе.
«Мы, преподаватели обществознания и родители, считаем, что такие серьезные изменения возможны только после широкого и открытого обсуждения в профессиональном и родительском сообществах с привлечением экспертов — специалистов в области социальных наук. Поскольку у нас нет никакой информации, кроме новой “расчасовки” и текста с непонятным статусом “Содержание линейки государственных учебников “Обществознание” девятые — одиннадцатые классы (136 часов)”, мы можем сейчас только указать на проблемы, которые неизбежно возникнут», — сказано в письме министру.
Именно он в мае 2023 года заявлял, что в России перепишут учебник по обществознанию, потому что нынешний оказался слишком «либеральным».
«Страна живет прошлым. Настоящее, которое изучается в курсе обществознания, видимо, чиновников мало интересует, и они решили, что предмет настолько несерьезный, что его можно убрать», — говорит Ольга Погонина, эксперт профсоюза «Учитель» и заведующая кафедрой социально-экономических наук в школе «Интеллектуал».
С ней согласен историк и преподаватель Олег Петрович-Белкин. По его словам, отказ от преподавания этого предмета в средних классах может быть связан с введением уроков «Разговоры о важном», где школьникам рассказывают об «особой миссии» России.
«На уроках обществознания, очевидно, решили оставить минимум — про служение отечеству, патриотизм — и урезать моменты, которые рассказывают детям об их правах, чтобы побольше говорить об их обязанностях», — сказал Петрович-Белкин.
«Невозможность контролировать все вокруг»
Он заметил, что в тексте приказа есть «очень странные и одиозные» моменты, а также «обилие пропагандистской мишуры». Например, школьники будут проходить такие понятия, как «однополярный» и «биполярный» мир, а также «справедливый миропорядок».
«Какие критерии будут для раздела “Справедливый миропорядок”? Скорее всего, там будет рассказываться, что государство подразумевает под справедливым миропорядком. Опять пропаганда. Пункт “Россия — страна возможностей” — это вообще какой-то лозунг. Есть раздел “Информационные войны”, там, очевидно, будут говорить, что весь мир ведет против нас информационную войну и только мы — носители правды», — объясняет Петрович-Белкин.
Отдельная глава в приказе посвящена патриотизму: «Целями обществоведческого образования на уровне основного общего образования являются: воспитание общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, приверженности базовым ценностям нашего народа».
Там также сказано, что изучение обществознания «способствует воспитанию российской гражданской идентичности, готовности к служению отечеству, приверженности национальным ценностям». Петрович-Белкин уверен:
Эксперт поясняет, что подданные именно служат отечеству, а граждане — взаимодействуют с государством ради своей выгоды, попутно принося пользу отечеству. «Но никак не наоборот», — подчеркивает он.
В приказе министерства также говорится, что в результате освоения программы дети осознают «невозможность контролировать все вокруг». «Это какая-то психотерапевтическая идея. Не знаю, каким боком это относится к обществознанию», — комментирует Петрович-Белкин.
«Они хотят вернуться к марксизму?»
В шестых — восьмых классах дети проходят темы «Моя семья», «Дружба», «Социальные отношения», право, экономику, государство, основы финансовой грамотности.
«Я не очень понимаю, какие там можно увидеть западные ценности. То, что в программе обществознания говорится про демократию, а Россия по Конституции демократическое государство? Они хотят вернуться к марксизму? Или к концепциям XIX века? Так они тоже были тесно связаны с Европой», — рассуждает Погонина.
В современных учебниках обществознания и так все «выхолощено до стерильного состояния», отмечает эксперт. «В нынешних учебниках упор сделан на российскую систему права. Никто особенно не обсуждает, насколько она хороша или плоха. Экономику тоже сложно назвать «западной» — там обычные расчеты, антимонопольное регулирование, все то, что есть в российском государстве», — говорит Погонина.
«Мина замедленного действия»
По ее словам, новый приказ — мина замедленного действия: «Последствия скоропалительных решений в педагогике могут быть не настолько быстрыми и очевидными, но они обязательно будут. Они проявятся года через три-четыре, когда подрастет поколение, у которого не будет этого курса или которое взрастят на учебнике Мединского. И это поколение ничего не узнает ни про свои права, ни про свои обязанности, ни про то, как устроено общество».
Даже за час в неделю невозможно научить ребенка основам экономической и гражданской культуры, дать ключевые знания про государство и основы российской Конституции. «А они хотят, чтобы в 18 лет люди уже были избирателями», — заключает эксперт.
«Человек, воспитанный исключительно в естественно-научных дисциплинах, не понимает, что у разных групп общества могут быть разные интересы, разные точки зрения. Он привык к тому, что дважды два — четыре, что есть одно правильное решение. А в обществе все не так просто», — говорит учитель права и член совета профсоюза «Учитель» Всеволод Луховицкий.
Теперь весь курс обществознания в девятых — одиннадцатых классах превратится в курс лекций, а это бессмысленно для такого предмета, уверен преподаватель:
«Обществознание — это курс, связанный с разными точками зрения. Это не те знания, которые дети могут усвоить, прослушав. Это надо пережить, прочувствовать, обсудить в дискуссиях».