Конфискация как явление
Читатели Айзека Азимова знают, что при создании робота первым делом нужно установить правила его поведения, которые не допустят причинения вреда людям. Похожим образом действуют и при создании государства, закрепляя в конституции основные права человека, а также гарантии их соблюдения.
Среди них — охрана частной собственности. Гарантия того, что государство сможет лишить кого-либо имущества только при определенных обстоятельствах:
- либо по решению суда;
- либо (в исключительных случаях) в интересах общества, но обязательно при условии справедливой компенсации и на основании закона. Такая норма есть в конституциях России, Украины, Германии, США, Италии, Испании.
Как у человека могут отобрать имущество по решению суда
В России принудительное изъятие имущества возможно в качестве специальной меры, которую суд применяет наряду с наказанием за совершение преступления. Это позволяет компенсировать причиненный ущерб пострадавшим и обществу.
В Уголовном кодексе прямо перечислены случаи, когда конфискация имущества применяется на основании обвинительного приговора. Такая мера действует в отношении:
- имущества, полученного в результате совершения некоторых преступлений. Например, торговли людьми, организации азартных игр, бандитизма, оборота порнографических материалов;
- доходов от такой деятельности;
- имущества, предназначенного для финансирования терроризма, экстремистской деятельности, преступного сообщества;
- орудий, средств и предметов преступления.
Для конфискации требуется установить прямую связь между имуществом и преступным способом, которым оно было получено, а также целями использования (тоже преступными).
Законодатель также может ввести конфискацию любого имущества как меру наказания за совершенное преступление. Но применение этой нормы будет иметь точечный характер, потребует в каждом случае судебного рассмотрения дела и привлечения гражданина к уголовной ответственности.
Как у человека могут отобрать имущество в интересах общества
Конфискация также допускается в общественных интересах — национализация, реквизиция.
Государство может изъять у гражданина и компании имущество для своих нужд — например, у человека могут забрать земельный участок при строительстве дороги. Но в таком случае его стоимость и причиненные убытки должны быть компенсированы.
Согласно позиции Конституционного суда, возмещение средств за изъятое имущество должно быть предварительным и равноценным. Помимо этого, конфискация не может приводить к тому, что государство получит необоснованные экономические преимущества за счет гражданина.
Уехавшие россияне, критикующие действия нынешней власти, не попадают ни под один из этих двух критериев — их имущество не могут отобрать ни по суду (если они не совершали преступлений, в результате которых его приобрели), ни в интересах государства. Масштабное изъятие не может быть произвольным и безвозмездным. Иначе такая конфискация будет прямо противоречить статье 35 Конституции России.
Блокировка — не конфискация
Согласно современному международному праву, у государства есть возможность в чрезвычайных обстоятельствах вводить ограничения (санкции) в отношении людей или компаний, которые представляют угрозу его безопасности.
Так, в США еще с 1977 года допускается включение любых людей в санкционные списки. Решение об этом принимает президент как ответ на чрезвычайную угрозу, источник которой находится за пределами государства. После включения в санкционный список:
- гражданам запрещается совершать сделки с людьми, указанными в списке;
- если у человека, попавшего в список, есть имущество на территории США, его блокируют;
- блокировка также распространяется на имущество компаний, которыми владеет человек из списка прямо или косвенно (то есть контролирует 50 и более процентов уставного капитала этих юридических лиц).
С 2014 года применяется блокировка в отношении людей, которые ответственны, замешаны или участвуют в действиях, подрывающих демократию и демократические процессы в Украине.
Похожим образом действуют санкции Совета Европейского союза. С 2014 года они устанавливают персональные ограничения на свободу передвижения внутри ЕС, а также замораживают все активы людей, которые ответственны, активно поддерживают или осуществляют действия, угрожающие территориальной целостности, суверенитету и независимости Украины.
Такие решения Совета ЕС не считаются наказанием. Они связаны не с привлечением к ответственности (такими полномочиями обладают лишь национальные суды), а с предупреждением и профилактикой угроз для безопасности Европейского союза.
В результате государство временно забирает и «замораживает» имущество — ограничивает возможность человека свободно пользоваться, владеть или распоряжаться им. Но поскольку имущество не переходит в собственность государства, эти меры не считают конфискацией.
Как правило, такие персональные ограничения вводятся против иностранных граждан (нерезидентов), и они не приводят к бесповоротному изъятию имущества. Поэтому в России применение аналогичных мер в отношении уехавших людей хоть и возможно, но маловероятно в связи с их непостоянным и индивидуальным характером.
И блокировка, и конфискация
С 12 мая 2022 года в закон Украины «О санкциях» внесли поправки, которые включили возможность не только блокировки, но и конфискации имущества граждан и компаний без выплаты компенсаций.
Так, несмотря на положения конституции, в законодательстве появился механизм, допускающий не только временную блокировку, но и безвозмездное взыскание в пользу государства любого имущества, принадлежащего людям:
- причинившим существенный вред национальной безопасности, суверенитету или территориальной целостности Украины;
- значительно содействующим таким действиям.
Специфика этого закона заключается в том, что его принятие обусловлено введением военного положения в Украине. Поэтому в стране приостановлено действие некоторых прав и свобод, защищаемых конституцией, в том числе и о неприкосновенности частной собственности.
Аналогичная возможность прямо предусмотрена и в Конституции России, но лишь в условиях чрезвычайного положения. Как в таком случае будет действовать законодатель, предсказать невозможно, поскольку открываются безграничные возможности по изъятию имущества граждан без выплаты компенсации.
И без конфискации
Но можно ли поступить иначе и отобрать имущество граждан без принятия специальных мер? Можно.
В России есть реестр иностранных агентов, который формируется Министерством юстиции. Каждый иноагент обязан регулярно сдавать отчетность о своей деятельности, а также маркировать создаваемые и распространяемые им материалы. За каждое нарушение этих требований его могут привлечь к ответственности в виде штрафа от 30 до 300 тысяч рублей. В таких же размерах предусмотрены штрафы за публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных сил России.
Сейчас даже неоднократное привлечение к ответственности по этим правонарушениям вряд ли станет серьезной финансовой угрозой для человека. Однако если размер штрафа увеличат в 10 раз, государство станет обладать существенными рычагами воздействия на уехавших людей, несогласных с проводимой политикой.
Так, при неоплате штрафов и отсутствии средств на счетах судебные приставы могут наложить арест на имущество гражданина (например, на автомобиль, ценные бумаги, банковские вклады, в крайнем случае — и на недвижимое имущество), провести его оценку и реализовать в соответствии с процедурой, предусмотренной законом.
Однако приведенный способ позволит охватить лишь небольшое количество уехавших россиян — тех, кто активно высказывается в социальных сетях, имеет большую аудиторию или осуществляет оппозиционную политическую деятельность. То есть совершает те действия, которые могут стать основанием для привлечения к ответственности.
Что делать
Анализ возможных инструментов изъятия показывает, что вероятность конфискации имущества всех уехавших россиян довольно низкая.
Однако в ситуации неопределенности важно как минимум оценить личные риски. Это позволит снизить беспокойство и контролировать тревожность, связанную с сохранностью своего имущества. Какие риски нужно проанализировать:
- риск признания иностранным агентом (требуется одновременное наличие иностранного финансирования/влияния и осуществление определенных видов деятельности);
- риск привлечения к административной ответственности за дискредитацию вооруженных сил (включая распространение фейков).
Как показывает практика, в подавляющем большинстве случаев наиболее высокому риску признания иностранным агентом подвержены те, кто:
- выступает с антивоенными лозунгами на большую аудиторию;
- регулярно публикуется в заблокированных, нежелательных или признанных иностранными агентами медиа;
- выходит на пикеты, митинги или иные публичные мероприятия;
- участвует в оппозиционной политической деятельности;
- получает финансирование от иностранных государств либо организаций.
Признание иностранным агентом в остальных случаях, как правило, маловероятно.
Проверьте также публикации в открытых аккаунтах в социальных сетях: чем больше у человека антивоенных публикаций, тем выше вероятность, что его оштрафуют за дискредитацию использования вооруженных сил.
Если риски везде высокие и у вас нет планов возвращаться в Россию — это повод подумать над продажей или дарением имущества.
В любом случае вам стоит сделать следующее.
- Оформить доверенность на близкого человека в России, чтобы он мог подавать нужные заявления, распоряжаться конкретным имуществом и представлять ваши интересы в судах, государственных органах, банках. Доверенность лучше оформить у нотариуса. Это не проблема, если вы находитесь за рубежом: за заверением можно обратиться в российское консульство, а уже затем отправить документ в Россию транспортной компанией или почтой.
- Узнать контакты проверенного адвоката, к которому при необходимости можно будет обратиться за помощью.