В 2023 году количество воспитателей детских садов сократилось более чем на 13 тысяч, следует из статистики Министерства просвещения. Падение их числа продолжается с 2020 года — за предыдущие три года в детских садах стало почти на 22 тысячи меньше педагогов, подсчитали «Такие дела».
Похожая ситуация и с учителями в школах: с 2022 года их количество снизилось на пять тысяч, следует из доклада правительства. По официальным данным, в среднем по стране школам не хватает 4% педагогов, однако фактически эта цифра больше, говорит «Таким делам» глава профсоюза «Альянс учителей» Даниил Кен.
«В больших городах дефицит скрывают за счет того, что педагоги берут большие нагрузки. Отчасти это ультимативное требование администрации, отчасти желание самих учителей повысить зарплату, — рассказывает эксперт. — В сельской местности учителя часто ведут сразу несколько предметов, от литературы до физики. Формально школа выполняет обязанность по предоставлению образования, но его качество страдает».
Одна из главных причин, по которым все больше воспитателей и учителей уходят из профессии, — растущая нагрузка на педагогов, говорит профессор Института образования Высшей школы экономики Ирина Абанкина. Группы в детских садах расширили минимум до 25 детей, а школьные классы — до 30 и более человек.
Воспитательница одного из детских садов Самары Алена рассказывает «Таким делам»:
Большие группы и классы, в частности, не позволяют нормально организовать инклюзию в детских садах и школах. Педагогам не хватает внимания и компетенций, чтобы работать с детьми с ограниченными возможностями здоровья или с инвалидностью. Кроме того, таким воспитанникам сложно влиться в слишком большой коллектив, говорит преподавательница одного из региональных педагогических колледжей Светлана.
«Страдают в первую очередь дети. Вокруг ребенка шумят 30 человек, а у него от этого головные боли. Волевой контроль ослаблен, и он начинает вести себя как попало, — рассказывает воспитательница Алена. — А у тебя еще куча детей, за которыми нужно следить, и все это замкнутый круг».
Еще одна причина увольнений — низкие доходы. По официальным данным, в 2023 году средняя по стране зарплата воспитателя в детском саду составляла 48 тысяч рублей, а учителя в школе — 55 тысяч. При этом в 2024 году у Алены, педагога высшей категории в детском саду Самары, зарплата не дотягивает до обозначенных в статистике 44 тысяч в месяц: она получает 37.
«В первые три года у молодых специалистов есть доплаты. Потом они исчезают, а у людей еще нет высшей категории, и зарплата резко падает. Поэтому спустя три года многие уходят», — рассказывает Алена.
Большая часть воспитателей в детских садах — люди предпенсионного возраста, которым нужно выработать стаж. Преподавательница педагогического колледжа Светлана говорит:
Повысить зарплату педагогам довольно сложно из-за дефицитных региональных бюджетов и роста их долговой нагрузки, считает профессор Абанкина. По последним данным, за 2023 год долги субъектов Федерации выросли на 14,5%. При этом 23 региона на 40 и более процентов зависят от поступлений из федерального центра.
«Размер субсидий на оплату труда педагогов четко регламентирован, и субъекты не могут ничего добавить к этой сумме, — объясняет Абанкина. — Поэтому, конечно, педагоги уходят и в коммерческие учреждения, и в частную практику, и вообще в другие сферы, где сейчас дефицит кадров. Альтернативы государственной системе образования есть».
Действительно, с 2019 по 2023 год количество вакансий для педагогов выросло в два с половиной раза в государственных организациях и в два раза — в коммерческих, сообщили «Таким делам» в пресс-службе HeadHunter.
Другая причина, по которой педагоги меняют профессию, — необходимость все время быть в контакте с семьями воспитанников. «Администрация требует, чтобы учителя постоянно высылали родителям фото и видео с их детьми, какие-то материалы», — рассказывает преподавательница педагогического колледжа Светлана.
По словам Абанкиной, до 90% педагогов вынуждены общаться с родителями вне рабочего времени: «Они не могут выпрыгнуть из этой своей учительской позиции даже поздно вечером. Начинаются вопросы: а что вы задали, а почему не получается, а что ребенок должен завтра принести».
Руководство заставляет педагогов поддерживать активность в родительских чатах и привлекать воспитанников к отчетным мероприятиям. «Администрация требует срочно дать детей для отчета. Надо постоянно скидывать родителям ссылки на всякие мероприятия, тестирования, голосования. Уже хочется купить кнопочный телефон, чтобы в этом не участвовать», — делится воспитательница Алена.
Еще педагогов заставляют писать комментарии в соцсетях, чтобы повысить популярность постов местных органов власти. «Что-то нужно прокомментировать, что-то лайкнуть. Это происходит, несмотря на то что у педагогов нет таких обязанностей, — рассказывает преподавательница педагогического колледжа Светлана. — Администрация не имеет права требовать от учителей, чтобы кто-то вел соцсети и что-то там смотрел».
При этом усиление идеологического давления на систему образования не слишком беспокоит педагогов: по этой причине увольняются немногие. «Когда в 2022–2023 годах это все начиналось, до 70% родителей и педагогов эту воспитательную работу поддерживали. Развернута она была, скажем так, неконфликтно», — говорит Абанкина.