Что делать, если вы пострадали от врачебной ошибки
В России начал действовать проект по оказанию юридической помощи пострадавшим от врачебных ошибок «Юраптека». Его запустили медицинский юрист Анастасия Коптеева и адвокат Юлия Казанцева. За последние пять лет специалисты, сотрудничающие с проектом, добились осуждения 15 врачей, действия которых причинили вред здоровью их пациентов или повлекли смерть человека. Адвокаты «Юраптеки» взыскали в пользу потерпевших свыше 45 миллионов рублей в российских судах и 290 тысяч евро в Европейском суде по правам человека. «Такие дела» вместе с юристами проекта подготовили инструкцию, что делать, если вам или вашему родственнику оказали некачественную медицинскую помощь.
В России действует Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан». Он дает точное определение качественной медицинской помощи. Это помощь, которую врачи оказали пациенту с соблюдением стандартов, протоколов и технических рекомендаций по лечению его заболевания. Некачественной она считается в том случае, если не соответствует этим стандартам. Человек, которому удается доказать, что ему оказали помощь, не соответствующую протоколам, имеет право на денежную компенсацию.
Еще пять лет назад добиться компенсации можно было только в том случае, если суд устанавливал прямую причинно-следственную связь между действиями медиков и негативными последствиями, которые они нанесли здоровью пациента. Ситуацию изменили несколько ключевых определений Верховного суда. Теперь юридическое значение может иметь и косвенная причинно-следственная связь. Это изменило судебную практику.
«Эти изменения — определенная гарантия и эффективность восстановления вашего нарушенного права даже при условии, если в деле отсутствует экспертиза с прямой причинно-следственной связью. Ухудшение состояния здоровья человека причиняет вред как самому пациенту, так и его родственникам, и это достаточное основание для компенсации морального вреда. Вот она, ключевая мысль. Многие люди об этом не знают. И когда, допустим, получают экспертизу без прямой причинно-следственной связи, они в суды не идут. А попробовать все-таки можно», — отметила медицинский юрист Анастасия Коптеева.
Теперь в судах, по ее словам, стало возможным эффективнее защищать права пациентов, которым оказали некачественную медицинскую помощь.
Запросите медицинские документы
Пациент или его родственник может попросить больницу предоставить:
- амбулаторную карту;
- карту стационарного больного;
- индивидуальную карту беременной и родильницы, историю родов;
- историю развития новорожденного, историю развития ребенка, медицинскую карту ребенка;
- медицинскую карту стоматологического пациента, медицинскую карту ортодонтического пациента;
- медицинскую карту прерывания беременности;
- протокол патолого-анатомического вскрытия, протокол патолого-анатомического вскрытия плода, мертворожденного или новорожденного.
Медицинские документы предоставляют в одном экземпляре. К документам, их копиям и выпискам из них могут прилагаться аналоговые изображения или цифровые изображения на магнитных лентах, CD- и DVD-дисках, а также магнитно-оптических дисках. Если пациент попросит предоставить информацию именно на перечисленных носителях, ему могут отказать, например, если сведений на них в архивах больницы нет.
Максимальный срок выдачи медицинских документов — 30 дней. Если пациент находится на лечении в стационаре, документы должны выдать в течение суток с момента обращения.
Как составить запрос на получение медицинских документов?
Чтобы получить медицинские документы, нужно направить запрос об их предоставлении в больницу. Это может сделать сам пациент или его представитель. Запрос можно вручить лично или направить по почте. Помимо этого, можно отправить электронный запрос, для него потребуется квалифицированная или простая электронная подпись, которую можно сделать через портал «Госуслуги».
В запросе нужно указать:
- ФИО пациента;
- его паспортные данные;
- адрес места жительства (места пребывания);
- почтовый адрес;
- номер контактного телефона;
- адрес электронной почты (при наличии).
Эти же данные должен оставить и законный представитель, если он направляет запрос.
После этого нужно указать перечень необходимых вам документов (например, стационарная или амбулаторная карта) за конкретный период лечения. Обязательно пропишите, каким способом вам удобно будет получить документы: лично, по почте или в электронном формате через портал «Госуслуги».
В запросе также нужно указать дату его подачи и оставить подпись заявителя.
Что делать, если в больнице не дают медицинские документы вашего родственника?
Согласно закону «Об основах охраны здоровья граждан» информация о состоянии здоровья пациента и его диагнозе, а также сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении, составляют врачебную тайну. Ее нельзя разглашать. Врачебная тайна сохраняется и после смерти человека. Однако статьи 13 и 22 этого же закона предусматривают, что:
- информацию о состоянии здоровья несовершеннолетнего или недееспособного человека нужно предоставить его законным представителям;
- любой совершеннолетний пациент может дать письменное согласие и указать в нем лиц (не обязательно родных), которые будут получать сведения, составляющие его врачебную тайну. Такое согласие можно и нужно заверить нотариально на длительный срок действия.
Кроме того, если у человека неблагоприятный прогноз развития заболевания, врачи должны об этом сообщить в деликатной форме ему самому или его супругу (одному из близких родственников). Но только если пациент не запретил рассказывать им об этом или не указал, что информацию надо передать кому-то другому.
Что делать, если родственник умер от коронавируса, но больница отказывается выдавать документы?
При жизни пациент в информированном добровольном согласии на медицинское вмешательство может указать конкретное лицо, которому надо передать сведения о его здоровье. Тогда этот человек вправе просить предоставить ему медицинские документы покойного. Это право в 2020 году подтвердил и Конституционный суд России.
Если при жизни пациент не дал письменного согласия, но есть основания полагать, что ему была оказана ненадлежащая медицинская помощь, можно написать в правоохранительные органы заявление о возбуждении уголовного дела.
Можно также обратиться в суд с заявлением о компенсации морального вреда. Во время следственных проверок и судебных разбирательств вы сможете получить доступ к медицинской документации.
Что делать после того, как вы получите медицинскую документацию?
Подайте жалобы в страховую компанию, Минздрав и Росздравнадзор
В жалобе максимально подробно опишите, почему считаете, что вам или вашему родственнику оказали ненадлежащую медицинскую помощь. Укажите точные даты и время, когда проводили лечение, а также напишите, кто это делал: ФИО и должности конкретных врачей. Конкретизируйте свои претензии. Например, это может быть:
- незаконный отказ в госпитализации или отказ медработника в приеме больного;
- поздняя госпитализация;
- выставление ошибочного диагноза, приведшее к ухудшению состояния больного или летальному исходу;
- непроведение необходимого диагностического, инструментального, лабораторного обследования;
- непредоставление медикаментов, обезболивающих препаратов;
- отсутствие в лечебном учреждении компонентов крови для переливания или же отсутствие необходимого медицинского оборудования;
- неправомерный отказ в предоставлении высокотехнологичной медпомощи.
Подайте жалобу в лечебное учреждение
Направьте жалобу в само лечебное учреждение с просьбой провести служебную проверку. По ее результатам больница составляет протокол заседания лечебно-контрольной комиссии. В нем указывают председателя и членов комиссии, предоставленные во время проверки документы. Там также прописывают нарушения, выявленные во время служебного расследования, и меры, принятые для их устранения.
Напишите заявление в Следственный комитет
Это нужно делать в том случае, если вы подозреваете, что сотрудники больницы совершили преступление.
Со всеми полученными ответами обратитесь к юристу
Важно собрать все необходимые документы, подать жалобы в контролирующие органы и получить от них ответы.
«Тогда уже будет понятно, какие есть перспективы и по какому пути восстановления нарушенного права мы пойдем, — комментирует Анастасия Коптеева. — Или мы пойдем по пути гражданского судопроизводства и подадим иск о компенсации морального вреда, или по пути уголовного преследования, то есть инициируем подачу заявления о возбуждении уголовного дела».
Помочь защитить права пациентов в судах могут юристы «Юраптеки».
Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране и предлагаем способы их решения. За девять лет мы собрали 300 миллионов рублей в пользу проверенных благотворительных организаций.
«Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям: с их помощью мы оплачиваем работу авторов, фотографов и редакторов, ездим в командировки и проводим исследования. Мы просим вас оформить пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать.
Оформив регулярное пожертвование на сумму от 500 рублей, вы сможете присоединиться к «Таким друзьям» — сообществу близких по духу людей. Здесь вас ждут мастер-классы и воркшопы, общение с редакцией, обсуждение текстов и встречи с их героями.
Станьте частью перемен — оформите ежемесячное пожертвование. Спасибо, что вы с нами!
Помочь нам