Самые важные тексты от «Таких дел» в моментальных уведомлениях
Подписаться
Заметка

«Теперь это три-четыре месяца». Люди с протезами рассказали о сложностях с ремонтом изделий из-за запрета на вывоз медоборудования за границу

Последние полгода в России начались сложности с ремонтом протезов из-за запрета на вывоз медицинских изделий за границу и увеличения сроков поставки комплектующих для ремонта. Пациентам приходится ждать по несколько месяцев или переходить на протезы российского производства, качество которых ощутимо хуже зарубежных аналогов.

В начале марта правительство России запретило юридическим лицам вывозить из страны товары медицинского назначения — костыли, бандажи, слуховые аппараты и «любые искусственные части тела». Запрет привел к тому, что большинство протезов теперь крайне сложно починить или скорректировать, рассказал «Таким делам» блогер Константин Дебликов, который носит протезы кистей обеих рук:

«В основном все протезы рук и ног, которые используют в России, — иностранного производства. И в основном они все ремонтируются за рубежом»

Раньше, чтобы отремонтировать протез, нужно было передать его компании-поставщику, которая отправляла изделие изготовителю за границей, а после ремонта возвращала в Россию. «Весь процесс занимал около двух месяцев. Это не быстро, но лучше, чем ничего. Сейчас ремонт вообще не происходит. Я не знаю никого, кому удалось бы починить протез с марта», — делится Константин.

У поставщиков есть возможность получить специальное разрешение на вывоз медицинских товаров, но оформление такого документа занимает много времени и не гарантирует беспрепятственный выезд. Одна из причин отказа в выдаче такого разрешения, указанная в приказе Росздравнадзора, — «наличие или угроза возникновения критического недостатка товара медицинского назначения на территории России». 

Читайте также «Мама — киборг, что ж такого?»

«Все бремя оформления документов ложится на частных компаний-поставщиков, которые сейчас пытаются придумать, как продолжать работу. И даже наличие разрешения не спасает их от проблем на таможне», — рассказывает блогер. 

На днях Шереметьевская таможня оштрафовала на 50 тысяч рублей компанию «Вита-орта» за попытку вывезти на ремонт протез кисти руки человека. До этого организация пыталась получить разрешение в Минпромторге, но ей отказали. Компания оспорила штраф в Арбитражном суде Московской области, но решение оставили в силе. 

«Никаких решений со стороны властей не предлагается. Мы живем в такой ситуации, что законы принимаются без каких-либо объяснений, а мы можем только подстраиваться. Мне самому нужен ремонт, но у меня, слава богу, есть другая пара (протезов). В то же время все протезы рано или поздно ломаются. Если мы останемся заперты без ремонта годами, нужны будут другие решения», — говорит Константин. 

Константин Дебликов
Фото: из проекта «Есть смысл» фонда «Нужна помощь»

Один из вариантов — переход на российские изделия, которые, по словам блогера, раньше использовало очень небольшое количество людей, и «на то были причины». Другой вариант — замена современных бионических протезов на тяговые механические. «Это шаг назад. У механических тяговых гораздо меньше функционал, но они легкие в починке и ремонте, и может быть такой вариант», — говорит Дебликов.

Представители Минздрава России на запрос «Таких дел» на момент публикации не ответили. 

В благотворительном фонде «Жизнь в движении» протезы для подопечных детей собирают из иностранных комплектующих, но на территории России. Для ремонта им не нужно вывозить изделия за границу, но у фонда возникла другая проблема — увеличились сроки поставки. 

«Раньше мы могли оказать помощь сразу, потому что у нас уже были комплектующие на складе»

«Если там не было, то заказать из-за границы занимало две-три недели. Сейчас мы ждем до трех-четырех месяцев. А ребенок постоянно растет, ему нужна коррекция. Если протез натирает, человек не может ходить, ему приходится пересаживаться на коляску. Естественно, это отражается на здоровье подопечных», — рассказывает директор фонда «Жизнь в движении» Мария Соколова. 

По ее словам, одному из подопечных фонда коррекция протеза потребовалась еще в начале июня. Заказанная деталь не пришла до сих пор. «Если ребенок потолстел или похудел, ему нужна коррекция. Очень быстро вырос — опять нужно корректировать. Для кого-то это раз в полгода, для кого-то раз в месяц, а пока поставки задерживаются, мы ничего не можем сделать», — говорит Соколова.

Последние полгода количество подопечных, которым нужен протез, только увеличивается, в том числе за счет детей-беженцев. «За три года работы у нас было около 180 подопечных. Они все периодически приходят на корректировку, плюс появляются новые подопечные, дети с травмами, потерями конечностей», — поделилась глава фонда. 

Читайте также Жизнь и бионические приключения новых киборгов

Об увеличении сроков поставки комплектующих говорит и Иван Худяков, директор группы компаний «Салют орто», занимающейся изготовлением и ремонтом протезов в России и Казахстане. 

«Раньше можно было доставить за две-три недели. Теперь это три-четыре месяца, огромные сроки. Причем это касается комплектующих и для механических протезов, и для бионических. Компании просто не могут даже обозначить конкретные сроки поставок, мы заказали комплектующие в июне — и их до сих пор нет», — говорит Худяков. 

Из-за проблем с комплектующими для иностранных протезов в последнее время вырос спрос на российские. По словам Худякова, заказов российских изделий в его компании стало в разы больше, но и вывезти их из страны для продажи в соседних государствах теперь сложнее. 

«Сейчас даже для вывоза произведенных в России комплектующих в Казахстан, с которым у нас единое таможенное пространство, нужно получение сертификата СТ-1. На часть изделий мы до сих пор это разрешение не получили», — рассказывает Худяков. 

Сложности с ремонтом протезов также зависят от того, какая именно поломка произошла. «Моя компания изготавливает гильзы и производит правильную сборку, на все это гарантия никак не изменилась. Скорее всего, нас всех ждет увеличение сроков технического обслуживания, но о полной остановке пока речи не идет», — рассказал Роман Егоров, директор компании Instep. 

В случаях когда поставщик не сможет отправить на ремонт медицинское изделие, придется искать решение каждой проблемы индивидуально, говорит глава компании: «К сожалению, мы можем оказаться в неприятной ситуации, когда ремонтировать многие вещи мы сами не сумеем».

Спасибо, что дочитали до конца!

Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и интервью, фотоистории и экспертные мнения. Мы собираем деньги для множества фондов — и не берем из них никакого процента на свою работу.

Но сами «Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям. И мы просим вас оформить ежемесячное пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать. Пятьдесят, сто, пятьсот рублей — это наша возможность планировать работу.

Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.

Помочь нам

Публикации по теме

Загрузить ещё

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: