Такие дела

«Ты же недееспособный». С какими трудностями сталкиваются самозанятые люди с инвалидностью

Фото: личный архив Ивана Бакаидова

По данным онлайн-сервиса YouDo и бизнес-платформы ОНФ, 23% самозанятых с инвалидностью работают курьерами, 15% выполняют заказы в сферах строительства и ремонта, еще 15% занимаются копирайтингом, переводами, рекламой и SMM, около 10% работают в IT, 9% — бухгалтеры и юристы, столько же — дизайнеры. Также 8% подрабатывают установкой и ремонтом техники, 7% — фото- и видеосъемкой, 4% — ремонтом транспорта.

Читайте также «Барьеры у нас в голове»

При этом 88% самозанятых мастеров с инвалидностью признались, что им трудно получать заказы. 38% опрошенных регулярно сталкиваются со сложностями при трудоустройстве и поиске подработки. 

Работа на себя увеличивает шансы заработка и позволяет самостоятельно выбирать, с каким заказчиком сотрудничать, говорит представитель пресс-службы YouDo Анастасия Володина. По результатам опроса, в России при официальном трудоустройстве инвалидность часто становится помехой. Это следствие предубеждения работодателя — будто качество работы сотрудника с инвалидностью будет хуже, чем его коллеги без такого статуса. Кроме того, сама тема инвалидности до сих пор табуирована в обществе и ее обсуждение вызывает чувство неловкости, уверена Володина.

Фото: личный архив Ивана Бакаидова

«Основная моя проблема при устройстве на работу, как ни странно, в подписывании документов, — рассказывает программист из Петербурга Иван Бакаидов, у которого диагностирован ДЦП. — Я не могу поставить две одинаковые закорючки и слышу в ответ: “Ты же недееспособный”. Так думают постоянно и везде. В итоге все договоры подписывает мама по доверенности, что жутко неудобно и неконфиденциально».

По данным YouDo и бизнес-платформы ОНФ, 65% респондентов с инвалидностью пришли во фриланс из-за нехватки денег

Около 20% самозанятых работают на фрилансе, чтобы отвлечься от основной деятельности, говорится в опросе. Еще 15% монетизируют свое хобби.

Почти половина — 46% — опрошенных сказали, что готовы сообщить о своей инвалидности заказчику только тогда, когда этого требует ситуация, еще 44% предпочитают вообще не говорить об этом. Лишь 10% всегда предупреждают заказчика о своем статусе здоровья. 

Блогер из Воронежа Константин Дебликов, у которого бионические протезы обеих рук, сразу заявляет работодателям о своей инвалидности. Костю называют самым известным киборгом России.

Константин Дебликов
Фото: из проекта «Есть смысл» фонда «Нужна помощь»

«Вся моя деятельность как раз заключается в том, чтобы использовать мою инвалидность как некую фишку, поэтому у меня нет проблем с поиском работы, — рассказал он. — У меня как у блогера есть своя аудитория. Для того чтобы получить предложение по трудоустройству, мне достаточно написать пост в инстаграме и попросить его репостнуть. Например, только за первую неделю после публикации о том, что я ищу работу, мне пришло много предложений из разных сфер».

69% респондентов не видят смысла говорить об инвалидности при подработке, так как это не влияет на качество услуг. 21% исполнителей переживают, что это может сказаться на отношении к ним. О страхе потерять заказ из-за инвалидности рассказали 16% опрошенных. 10% мастеров не говорят о состоянии своего здоровья, потому что не хотят получать дополнительных вопросов и стремятся избежать неловких бесед.

Читайте также Жизнь и бионические приключения новых киборгов

По словам руководителя направления соискательских сервисов hh.ru Ольги Дмитриевой, за первую половину мая на hh.ru в России работодатели опубликовали более 18 тысяч вакансий, в которых прямо отмечена доступность трудоустройства для людей с инвалидностью. В мае 2021 года таких вакансий было 4,2 тысячи. 

Большинство зарплат на вакансиях, доступных для людей с инвалидностью, которые сейчас есть на hh.ru, было в пределах 35—75 тысяч рублей. При этом есть 350 вакансий с зарплатой от 190 тысяч рублей, в основном в IТ-сфере, сказала Дмитриева.

«Пожалуй, один из самых сложных факторов для человека с инвалидностью при выходе на работу — психологический, — говорит Дмитриева. — В голове много сомнений. А что, если у меня не получится? Вдруг работодатель будет предвзят? Как коллектив отнесется к моему положению? Но нужно принять, что, в общем-то, такие вопросы задает себе каждый специалист перед выходом на новое рабочее место. А еще — нормально быть не таким, как все. И сегодня это понимает все больше и больше людей». 

Exit mobile version