Такие дела

«Чтобы НКО могли сосредоточиться на помощи». Как внедрить новые технологии в социальную работу

Фото: Alexander Sinn / Unsplash.com

Многозадачность и аналитика в Excel: какие запросы есть в некоммерческом секторе

В 2019 году перед пандемией коронавируса фонд целевого капитала «Истоки» провел исследование цифровой трансформации некоммерческого сектора. Согласно его результатам, сотрудникам НКО было сложно найти экспертную технологическую поддержку своей деятельности и выделить на эти цели средства. По словам представителей фонда, пандемия усугубила проблемы цифровизации в некоммерческом секторе. Так, согласно исследованию, которое в 2023 году провели Совкомбанк и Sk Финтех Хаб, многие организации не использовали в своей работе все доступные технологии.

«Организации ищут и тратят деньги в первую очередь на реализацию своих программ, — объясняет руководитель проекта “Технологии добра” Мария Сабанцева. — При этом им сложно планировать свое инфраструктурное развитие. Многие фонды по-прежнему ведут базы данных в Excel. Это большое количество информации, которую не всегда можно правильно отсортировать».

Директор направления по работе с попечителями и экспертами фонда «Друзья», член совета проекта «Технологии добра» Екатерина Гостева отмечает, что у организаций часто нет CRM-систем, которые позволили бы улучшить коммуникации с донорами, благополучателями и грантодателями.

«Многие фонды до сих пор делают рассылки вручную, — говорит она. — Огромные временные и человеческие ресурсы тратятся на такие [рутинные] вещи»

Директор департамента по работе с партнерами фонда «Истоки» Елена Щетинина отмечает, что некоммерческим организациям сложно привлекать средства на цифровые решения. Специализированных грантовых конкурсов мало, а в обычных фондам непросто получить деньги, например, на развитие сайта или на другие решения.

Частным донорам тоже сложно объяснить, что их пожертвования пойдут на технологические решения (присутствие в интернете, CRM-системы), а не на помощь конкретным подопечным — бездомным животным или детям с тяжелыми заболеваниями. Как рассказывает Щетинина, многие не понимают, зачем давать деньги на инструменты, если их можно жертвовать на целевую деятельность.

Читайте также «Я тут и за сиделку, и за повара». Почему региональным фондам сложно получить финансирование и как им может помочь бизнес

Ситуацию усугубляет многозадачность — особенность работы в некоммерческом секторе. По словам Гостевой, часто один сотрудник благотворительной организации отвечает сразу за несколько направлений, и на оптимизацию процессов у него просто не хватает времени и сил. Получается замкнутый круг.

По словам Сабанцевой, понимая проблемы сектора, Совкомбанк решил помочь некоммерческим организациям начать внедрять цифровые решения в свою работу. Так появился проект «Технологии добра». 

«Мы поняли, что можем участвовать в благотворительности постоянно, предоставляя организациям доступ к IT-продуктам, — рассказывает руководитель проекта. — Основная цель “Технологий добра” в том, чтобы НКО могли сосредоточиться на непосредственной помощи благополучателям. А цифровую поддержку мы если не полностью берем на себя, то сопровождаем [в этих вопросах]». 

Банковские услуги

Некоммерческий благотворительный фонд «Мы вместе» помогает социально незащищенным группам населения в Костроме, Иванове и Кирове — в том числе выпускникам детских интернатов и одиноким мамам в кризисной ситуации. В команде 20 сотрудников, помощь получают около 300 человек в год. Директор организации Яна Архипова рассказывает, что обслуживание расчетного счета для пожертвований фонд с 2010 года оплачивал в банке на общих условиях.

«Для нас, конечно, сумма 40 тысяч рублей в год большая, — рассказывает Архипова. — Например, столько стоит 10 месяцев работы швейной мастерской в Костроме. Или оплата ежегодного аудита, который мы как фонд регулярно проходим».

Читайте также Зачем благотворительной организации нужно облако?

«Технологии добра» предлагают НКО бесплатное обслуживание расчетного счета в Совкомбанке. Проект предоставляет эту услугу бесплатно и бессрочно. В нее входит управление через приложение, система быстрых платежей, зарплатный проект, депозит с повышенной ставкой. Опции НКО может выбирать исходя из своих потребностей.

«За каждым продуктом или сервисом закреплены ответственные специалисты, которые “за ручку” сопровождают каждую НКО от момента подачи заявки до получения услуги, — добавляет Сабанцева. — Мы выстроили систему дистрибуции таким образом, чтобы организации не чувствовали себя наедине со сложными процессами». 

Фонд «Мы вместе» недавно подключился к услугам банковского обслуживания в «Технологиях добра». Директор Яна Архипова рассказывает, что им предоставили специалиста, который бесплатно интегрировал все новые продукты. По подсчетам Архиповой, без такой поддержки подключение услуги стоило бы около 20 тысяч рублей.

«Бесплатное ведение счета для нас большой подарок», — делится она

У «Мы вместе» был также подключен эквайринг — страница для сбора пожертвований, созданная на стороннем сервисе. С каждого перевода фонду приходилось платить комиссию — около 3%.

«Пять лет назад у нас было очень мало пожертвований через сайт, и это не сильно нас беспокоило. За последние два года ситуация изменилась, у нас стало много крупных частных жертвователей — комиссия 3% стала ощутимой», — делится Архипова.

Еще один вид банковских услуг, которые предоставляют «Технологии добра», — организация сбора пожертвований на счет в Совкомбанке или любом другом банке (эквайринг). Этой опцией фонд «Мы вместе» тоже воспользовался.

«Возможность получать пожертвования в стопроцентном объеме — плюс для нас и мотивация для наших жертвователей. Людям приятно, что все их деньги до копейки пошли на то дело, которое они решили поддержать. Мы же сможем вовлечь больше благотворителей», — говорит директор фонда.

IT-инфраструктура

Московская организация «Перспектива» помогает защищать права людей с инвалидностью. В их команде около 70 сотрудников. Больше половины из них — с разной формой инвалидности. 

«Для такой команды нужна хорошая сеть, современные компьютеры, настроенные под индивидуальные потребности каждого», — объясняет IT-менеджер организации Игорь Кипчатов.

По его словам, «Перспективе» не всегда хватает расходных материалов. «С уходом многих западных компаний они очень дорого стоят, — объясняет Кипчатов. — Мы можем себе позволить только часть того объема, который необходим для бесперебойной работы. Парк техники у нас довольно старый, он все время нуждается в обслуживании и модернизации — на это не хватает бюджета».

Читайте также НКО нужно собирать и анализировать открытые данные. Как это делать и зачем?

Проект «Технологии добра» предоставляет комплексную техническую поддержку НКО в партнерстве с компанией MCORE. С ней работают больше трех тысяч самозанятых сотрудников по всей России. Поэтому помощь доступна организациям из разных регионов.

«По запросу специалист может приехать, помочь им настроить, подключить компьютеры, другую офисную технику, установить программное обеспечение, — рассказывает Сабанцева. — Плюс мы выделяем 100 тысяч рублей в месяц на каждую организацию, которая получает эту услугу, чтобы оплачивать расходные материалы — например, блоки питания, картриджи, кабели».

Отдельные пункты в работе технических специалистов проекта — устранение вирусов и вредоносного ПО, а также настройка безопасного интернет-соединения. Недавно в «Технологиях добра» появилась новая услуга — решения «Лаборатории Касперского» для кибербезопасности НКО. Организациям бесплатно предоставляют годовую защиту от вирусов.

«Перспектива» заключила договор с проектом и планирует начать сотрудничество с обслуживания принтеров.

«Лет пять мы не обновляли технику. Когда пройдет первоначальный аудит, будем понимать, куда двигаться, как все настроить стабильно и безопасно», — рассказывает Кипчатов.

Цифровые компетенции сотрудников

Некоммерческая организация «Точка добра» занимается развитием экологического добровольчества в разных регионах России. Ее президент Никита Сальников говорит, что у команды появилась потребность развивать социальные сети. Вести их «Точке добра» помогали волонтеры. Но у многих из них было мало опыта. Тогда в организации решили, что одна из сотрудниц пройдет курсы SMM и после сможет сама обучать волонтеров, чтобы они помогали «Точке добра» максимально эффективно. Команда также нуждалась в обучении программированию.

«Нам нужны телеграм-боты, электронные сертификаты, которые бы автоматически отправлялись участникам наших мероприятий, — перечисляет Сальников. — Еще мы иногда разрабатываем просветительские программы и игры. Хотелось создавать их более качественно, для этого нужны навыки геймификации. Такие курсы обычно дорогие, а если они нам доступны — как правило, у них сомнительное качество».

«Технологии добра» предоставляют льготный доступ сотрудникам некоммерческих организаций ко всем курсам платформы Skillbox. Представители НКО могут проходить их со скидками до 95%.

Как говорит Сальников, два представителя команды «Точки добра» и он сам уже начали учиться на Skillbox. По его словам, пока все очень понятно, нет никакой лишней информации. В будущем президент НКО хотел бы получить навыки методиста, чтобы «упаковывать» просветительские курсы организации и распространять их в разных регионах России.

Отчетность перед донорами

Благотворительный фонд «Собаки, которые любят» занимается помощью бездомным животным. Его директор и основатель Юлия Лындина рассказывает, что команде необходимо отслеживать публикации в медиа о своей работе и реагировать на упоминания. Она добавляет, что в коммуникации с партнерами и благотворителями нужно показывать, какой медийный охват есть у фонда.

«Когда мы проводим мероприятие, для нас очень важно понять, какой охват и в каких СМИ мы смогли получить. Это помогает нам планировать стратегии продвижения событий в будущем, чтобы еще больше людей смогли узнать, чем занимается наш фонд, что можно взять животное из приюта, прийти к нам на фестиваль», — объясняет Лындина.

Читайте также «Взять за руку и подсветить дорогу»

Руководитель отдела по связям с общественностью РООИ «Перспектива» ​​Оксана Иванова добавляет, что отчет по публикациям необходим для грантодателей. В организации также мониторят, как тема инвалидности освещается в медиа, не транслируют ли издания мифы и стереотипы.

Для того чтобы отслеживать упоминания в СМИ, существует система SCAN, разработанная информационным агентством «Интерфакс». Для коммерческих клиентов ежемесячный доступ стоит от 12 тысяч рублей. С помощью «Технологий добра» НКО могут подключиться к системе бесплатно, а также получить сопровождение специалиста.

Пока «Собаки, которые любят» и «Перспектива» не были подключены к системе SCAN, отслеживать публикации приходилось вручную. По словам Лындиной, в их фонде к этой задаче привлекали волонтеров, но в итоге все равно приходилось сводить все данные в единую базу. 

«Это требовало большого количества времени и усилий, которые можно было бы потратить на более продуктивные дела. Сейчас, благодаря системе SCAN, у нас есть возможность более рационально использовать те человеческие ресурсы, которые всегда ограничены в НКО», — отмечает Лындина.

Другие потребности

Сабанцева рассказывает, что сейчас «Технологии добра» договариваются о сотрудничестве еще с несколькими партнерами. Они предоставят некоммерческим организациям свои услуги — например, конструктор сайтов, электронный документооборот, курсы по кибербезопасности, сверки отчетности с банками.

По словам руководителя проекта, они будут заниматься и другими технологическими вопросами после получения обратной связи от НКО (например, по CRM). Совместно с Sk Финтех Хаб Совкомбанк запустил открытый конкурс по разработке цифровых решений. 

В 2024 году «Технологии добра» планируют создать личный кабинет для представителей НКО. «Мы также добавим формы обратной связи для некоммерческих организаций, где они в том числе смогут писать, какие продукты им нужны», — говорит Сабанцева. 

Как подключиться к «Технологиям добра»

Получить услуги проекта может любая некоммерческая организация. Сабанцева подчеркивает, что для этого необязательно состоять в реестре социально ориентированных НКО. Главное — чтобы работа фонда была направлена на решение общественно значимых проблем. По словам руководителя проекта, в приоритете здравоохранение, инклюзия, поддержка старшего поколения, спорта, культуры. 

Сначала представителю НКО необходимо заполнить заявку на сайте. После этого организация проходит проверку: сотрудники проекта изучают юридические документы и финансовую отчетность. 

«Отсутствие какого-то из критериев валидации не означает, что НКО не сможет подключиться к услугам проекта. Такие организации мы рассматриваем индивидуально и даем возможность предоставить дополнительную информацию», — уточняет Сабанцева. 

Exit mobile version