«Учиться не обязательно»
Госдума приняла закон, разрешающий девятиклассникам оканчивать школу, сдав всего два обязательных предмета, а не четыре. Это ограничивает права детей на полноценное среднее образование и сильно уменьшает их шансы на последующее поступление в вуз. Кроме того, в будущем новый закон существенно снизит уровень образованности россиян.

Сегодня, 18 марта, Госдума приняла закон, упрощающий уход девятиклассников из школы в учреждения среднего специального образования. Так, вместо четырех обязательных предметов на основном государственном экзамене (ОГЭ) такие школьники смогут сдать всего два и успешно покинуть школу.
ОГЭ является обязательным экзаменом в России с 2014 года. Он проверяет знания, полученные учащимися за девять лет, и используется для поступления в учреждения среднего профессионального образования.
Проведение эксперимента запланировали в 12 регионах: Москве, Санкт-Петербурге, Северной Осетии, Камчатском и Краснодарском краях, Ростовской, Тюменской, Саратовской, Нижегородской, Липецкой, Кемеровской областях и Ямало-Ненецком автономном округе.
Теперь девятиклассникам, которые не планируют продолжать учиться в школе, будет достаточно сдать русский язык и математику. Но те дети, которые намерены идти в десятый и одиннадцатый классы, как и раньше, будут сдавать четыре государственных экзамена: русский, математику и два предмета на выбор. При этом в законопроекте говорится:
В пояснительной записке к закону его авторы пишут, что, по данным Рособрнадзора, ежегодно около 100 тысяч детей не продолжают обучение после ОГЭ.
Председатель Госдумы Вячеслав Володин сказал, что без качественного профессионального образования невозможно развивать экономику. «Если мы говорим о среднем профессиональном образовании, ему будет уделяться внимание повышенное, мы с вами сделаем сейчас, в 2025 году, то, что надо было делать еще в 90-е годы», — добавил он.
Первый замглавы комитета Госдумы по науке и высшему образованию Олег Смолин заявил, что документ противоречит Конституции и фактически лишает детей права обучаться в старших классах. Депутат сказал:
«Теперь в старшие классы детей будут отбирать по результатам этого самого ОГЭ, если закон не будет исправлен», — подчеркнул Смолин.
Он добавил, что теперь подготовка рабочих кадров станет «тупиковой ветвью», потому что после техникумов молодым людям придется сдавать ЕГЭ, но это не получится, «потому что у них гораздо меньше общеобразовательных занятий и гораздо меньше возможностей платить репетиторам», — заключил парламентарий, выступивший против инициативы.

За девять месяцев 2024 года количество студентов колледжей и техникумов достигло 1 миллиона человек, подсчитали «Такие дела» на основе открытых данных Министерства просвещения. За такой же период 2023 года их число составило 945 тысяч человек.
В августе 2024 года первый замминистра просвещения Александр Бугаев заявил, что больше 60% выпускников девятых классов и значительная часть выпускников одиннадцатых классов выбирают колледжи вместо вузов. По данным замминистра, всего в 2023 году в России 1,2 миллиона человек поступили в колледжи. Бугаев добавил:
Из одиннадцатого класса в 2024 году выпустилось больше 635 тысяч школьников, рассказала в июле 2024 года вице-премьер Татьяна Голикова. Но, по ее словам, из них только 50% планировали поступать в высшие учебные заведения.
В сентябре 2022 года, пытаясь поднять популярность среднего профессионального образования в России, Минпросвещения запустило проект для старших школьников и выпускников «Профессионалитет». С его помощью президент Владимир Путин пообещал увеличить число студентов средних специальных учреждений почти в два раза.
Этим законом власти транслируют нам очередную антигуманистическую и антидетскую позицию, говорит педагог, общественный деятель и блогер Дима Зицер:
Зицер убежден, что решение об упрощении ЕГЭ не связано с экономическими причинами, как заявляют депутаты, — оно носит гуманитарный и идеологический характер. «За последние годы они добрались до идеологии в самом широком и принципиальном смысле этого слова. Сейчас идет полная замена идеологической доктрины. И у этого процесса есть “приятные” побочные эффекты — те самые рабочие руки. Ведь кому-то нужно делать снаряды», — говорит педагог.
Высшее образование играет ключевую роль в развитии критического мышления. «Этому надо учить, это не от природы. Если человека не учат сомневаться, ставить под сомнение то, что ему говорят, то есть не учат исследованию, то это исследование ниоткуда не возьмется», — говорит Зицер.
А люди, которые не задают вопросы, которые не обладают или в недостаточной мере обладают критическим мышлением, намного более легко управляемы.
«Я ни в коем случае не хочу сказать, что люди, которые работают на заводах, хуже, чем люди, которые учились в университетах. Речь не об этом. Власть делает так, чтобы у людей оставался только один источник информации. Мы видим попытку массового формирования управляемого общества, где мыслящие люди просто не нужны», — добавляет педагог.
На фоне этих изменений в России происходит разрушение высшего образования и стремление к упрощению, считает Зицер. «И это разрушение началось не сегодня. Оно стартовало с выхода из Болонской системы», — подчеркивает он.

По мнению эксперта, высшее образование может прийти к состоянию, в котором оно находилось в Советском Союзе.
«Его принято хвалить, но на самом деле там было выхолащивание большинства дисциплин: мировая литература сводилась к русской литературе, как будто в мире в это время ничего не происходило», — приводит пример Зицер.
В развитых странах мира сегодня тоже высокий спрос на специалистов с рабочими профессиями, говорит Аркадий Еремин, кандидат исторических наук, политолог и преподаватель Университета Вебстера в Ташкенте. «Там это связано с переориентацией современной экономики на более техноемкие производства, где на первый план выходят специалисты, работающие не только руками, но и головой», — поясняет он.
Яркий пример — востребованные во всех сферах IT-специалисты, из-за которых и возникают перекосы в спросе на соответствующее образование.
«В результате в развитых странах становится все больше выпускников вузов с узкопрофильными специальностями, но при этом ощущается нехватка специалистов с прикладным средним специальным образованием», — объясняет эксперт.
При этом в России, помимо этой тенденции, есть еще один фактор — «специальная военная операция». «Она привлекла значительное число представителей рабочих специальностей, предложив им несоразмерно высокие выплаты за контрактную военную службу», — отмечает Еремин.
Из-за этого нерыночного фактора экономика столкнулась с острой нехваткой квалифицированных кадров в разных отраслях — от промышленных предприятий до коммунальных служб.
«Государство это ощущает довольно остро, поэтому данная мера мне видится попыткой устранить резко возникший дефицит кадров со средним специальным профессиональным образованием», — заключает эксперт.
Законопроект об ОГЭ похож на интересный, но хитрый ход, который поможет девятиклассникам в выборе между десятым классом и колледжем принять решение в пользу последнего, считает Арсений Филин, блогер и автор телеграм-канала про школу и вуз Grand Exam.

«В последнее время все чаще говорят, что стране не хватает рабочих специалистов, что нужны выпускники колледжей. Кажется, государство заинтересовано в том, чтобы как можно быстрее дать ребятам рабочую специальность и отправить их на работу», — отмечает он.
По мнению Филина, девятиклассники воспримут перспективу сдавать на два экзамена меньше как облегчение и охотно ею воспользуются. «Вероятно, это упростит им решение поступать в колледж. Таким образом удастся увеличить число студентов в колледжах и сократить число десятиклассников», — считает эксперт.
В то же время после окончания колледжа, уверен Филин, поступить в университет выпускникам будет сложнее и вряд ли они решат это делать: «Сдать ЕГЭ после колледжа тяжелее: там другая программа, другие приоритеты, и школьные знания к тому моменту попросту забудутся».
Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране и предлагаем способы их решения. За девять лет мы собрали 300 миллионов рублей в пользу проверенных благотворительных организаций.
«Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям: с их помощью мы оплачиваем работу авторов, фотографов и редакторов, ездим в командировки и проводим исследования. Мы просим вас оформить пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать.
Оформив регулярное пожертвование на сумму от 500 рублей, вы сможете присоединиться к «Таким друзьям» — сообществу близких по духу людей. Здесь вас ждут мастер-классы и воркшопы, общение с редакцией, обсуждение текстов и встречи с их героями.
Станьте частью перемен — оформите ежемесячное пожертвование. Спасибо, что вы с нами!
Помочь нам