Когда Михаил понял, что все сиделки неправильно ухаживают за его мамой, он сам пошел на курсы патронажного ухода. Теперь может обучить любую сиделку
«У нас на занятия, не поверите, ходит один мужчина. Причем какой! Молодой, красавец, с хорошей работой, женой и маленьким ребенком. А еще добрый, внимательный и скромный. Задает вопросы, всем интересуется. А все для чего? Чтобы научиться правильно ухаживать за лежачей мамой. Золото, а не мужчина».
Примерно так описывают Михаила посетительницы курсов школы патронажного ухода «Внимание и забота». Он начал ходить на курсы осенью, когда понял, что третья сиделка делает что-то не то, а в русскоязычном интернете не нашел никакой систематизированной информации про патронажный уход.
«Мама болела всегда, сколько себя помню, — рассказывает 32-летний Михаил. — Это началось, когда родился младший брат, мне тогда было два с половиной года. Все было как-то постепенно. Сначала она стала хуже видеть, потом могла упасть по дороге на работу, потому что нога вдруг отнялась. Через какое-то время поставили диагноз “рассеянный склероз”. Лекарства от него не существует, но она принимала разные симптоматические препараты. Ей медленно, но неуклонно становилось все хуже».
Когда братья были подростками, отец ушел из семьи. Елена Анатольевна плохо перенесла уход мужа, что дало болезни новый толчок. Вскоре пришлось уйти с работы — она была инженером-программистом. «С одной стороны, я его понимаю: тяжело жить с человеком, который никогда не выздоровеет, — говорит Михаил. — Другое дело, я бы так, наверное, не поступил. Сейчас мы почти не общаемся».
Михаил ГорицкийФото: Денис Синяков для ТДСыновья постепенно учились ухаживать за мамой. Много помогала бабушка, она постоянно приезжала из Подмосковья. «Еще семь лет назад мама спокойно ходила по квартире, готовила, — вспоминает Михаил. — У нее могли трястись руки или что-то еще, но она была вполне самостоятельна. Потом перестала вставать. Сначала мы с братом ее возили на коляске на кухню и в туалет. А потом мама совсем слегла».
Михаил женился и уехал из квартиры, а бабушка нашла дочери сиделку, потому что у нее самой здоровье становилось слабее с каждым днем. В мае прошлого года младший брат женился и тоже уехал. А в августе сиделка отпросилась на неделю домой, на Украину — и Михаил взял недельный отпуск, чтобы ухаживать за мамой.
Но сиделка так и не вернулась — без объяснений.
Михаил продлил отпуск и начал срочно искать новую сиделку. Жил на два дома: в одной квартире жена с годовалым сыном, в другой — мама. Брат приезжал, когда мог.
Предыдущую сиделку нашла бабушка, и Михаил не очень задумывался о ее профессионализме: четыре года сиделка ухаживала за мамой и вроде все было нормально. Но когда начали приходить новые сиделки, он столкнулся с тем, что не знает, как их оценивать. «Я понимал, что они многое делают неправильно. Например, кормление — это было просто ужасно. У нас функциональная кровать, которая поднимается и опускается, а одна сиделка все равно кормила маму лежа. Говорила: “Ничего, это нормально, я всегда так делала, я работала на Рублевке, имею опыт”. Другая сиделка была не лучше».
Михаил Горицкий с парализованной мамойФото: Денис Синяков для ТДМихаил работает аналитиком в МТС, и продлять отпуск до бесконечности не мог. Брат тоже много работает. За полтора месяца у них сменилось три сиделки, и Михаил с женой и сыном переехали жить к маме.
Во время поисков сиделок Михаил понял, что нужно начать разбираться в уходе. С одной стороны, он за много лет привык к разным манипуляциям: поднять, посадить, перевернуть, помыть. С другой — когда начал задумываться, как правильно это делать, понял, что ничего толком не знает. Перерыл весь интернет. Находил отдельные ролики и отрывочные сведения в статьях, но они были самые базовые. «Мама у нас небольшая, весит 55 килограммов, я просто брал, поднимал ее с кровати и сажал в коляску. Но назад переложить ее на кровать было уже сложно. Я чувствовал, что доставляю ей неудобства, что все можно делать лучше — но нигде не находил, как именно».
А потом случайно в группе Таганского района на фейсбуке жена Михаила увидела информацию о школе патронажного ухода «Внимание и забота», и он сразу же записался. Уже на первом занятии узнал много нового.
«Первые занятия были по кормлению и гигиене. Там была тренер Светлана, я задавал ей много вопросов, и она на все отвечала, — говорит Михаил. — Например, в последнее время у мамы начал открываться рот, и я не знал, что делать. Где-то читал, что надо привязывать, но что-то мне не нравилось в этом совете. Светлана объяснила, что так бывает, привязывать не надо, а надо постоянно давать пить и смачивать рот, чтобы не пересыхал. Еще рассказала, как бороться с кашлем и правильно отхаркивать мокроту, чтобы не скапливалась жидкость.
Еще один базовый момент, хотя это вроде элементарно: ни одна сиделка, ни я сам не знали, что перед использованием памперса его нужно активировать. Когда достаешь из упаковки, он спрессованный, чтобы не занимал много места. Его нужно помять и взбить, чтобы он увеличился в объеме и лучше впитывал. Хотя это написано на упаковке, для меня это было откровением. Но никто не читает инструкции на упаковках».
Таких новых деталей Михаил узнал очень много. Последняя сиделка, которую он нашел, отличалась от предыдущих тем, что слушала его и делала, как он говорит. Она еще с советских времен работала медсестрой, но так же, как Михаил, не знала многих правил ухода за лежачими больными. Делала как могла.
Они с Михаилом всему учились постепенно — он на курсах, а она от него. Сейчас семья живет впятером, вместе с сиделкой. Елена Анатольевна очень радуется внуку, а маленький Максим любит прибегать в ее комнату и смотреть, как поднимается и опускается ее кровать. В хорошие дни, особенно по утрам, она может что-то сказать и ответить на вопрос, в остальное время кивает и говорит да или нет. «Иногда она даже шутит, — улыбается Михаил. — Я часто спрашиваю ее, каким был я, когда мне было столько, сколько сейчас сыну: сколько весил, что говорил, как ходил. Она с удовольствием вспоминает. Я очень рад, что она видит внука каждый день. Я надеюсь, что это ее как-то развлекает. Да, она болеет, но жизнь продолжается».
В школе «Внимание и забота» есть занятия даже про эмоциональное выгорание. И Михаил понял, что периодически нужно отпускать сиделку, чтобы она отдыхала, меняла обстановку и отвлекалась. В это время он ухаживает за мамой сам.
Михаил Горицкий с парализованной мамойФото: Денис Синяков для ТД«Каждую семью рано или поздно может коснуться эта проблема, — говорит мужчина. — Меня она коснулась уже трижды: мама, сейчас еще и бабушка, а несколько лет назад я ухаживал за братом, когда он сломал позвоночник. Человек в любой момент жизни может оказаться в лежачем состоянии — временно или постоянно. Но в нашей стране нигде не учат уходу. А ведь это очень важно! На мой взгляд, такие курсы нужны вообще всем — и сиделкам, и просто людям. У нас на занятия ходит 20 человек, и я боюсь представить, какой это мизерный процент из тех, кому в самом деле нужны такие знания и навыки. Я надеюсь, что кто-то еще занимается такой подготовкой, кроме “Внимания и заботы”, иначе это совсем жуткая картина. Но судя по тому, сколько всего я перерыл, прежде чем их нашел, у меня возникают сомнения».
Михаил всегда жертвовал на благотворительность. Сначала в приюты для животных, потом в фонды помощи больным детям, а теперь перечисляет деньги «Вниманию и заботе». Школа существует на пожертвования, и ее занятия бесплатны для всех. Если бы у школы было больше ресурсов, она смогла бы проводить занятия чаще, охватывать более широкую аудиторию. И намного больше людей знали бы о ее существовании.
Деньги нужны на покупку оборудования, зарплаты преподавателей, аренду помещения для занятий, разработку программы и производство роликов. Вы уже помогли собрать больше 600 тысяч рублей — осталось еще около 900 тысяч.
Михаил прав: любой из нас может оказаться лежачим или столкнуться с необходимостью ухаживать за родственником. Это требует не только сил, но и правильных знаний. Школа патронажного ухода «Внимание и забота» умеет этими знаниями делиться. Давайте поможем школе. Оформить ежемесячное пожертвование очень просто.
Еще больше важных новостей и хороших текстов от нас и наших коллег — в телеграм-канале «Таких дел». Подписывайтесь!
Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и интервью, фотоистории и экспертные мнения. Мы собираем деньги для множества фондов — и не берем из них никакого процента на свою работу.
Но сами «Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям. И мы просим вас оформить ежемесячное пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать. Пятьдесят, сто, пятьсот рублей — это наша возможность планировать работу.
Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.
Помочь намПодпишитесь на субботнюю рассылку лучших материалов «Таких дел»