Три месяца назад Ксюша, специалист по рекламе, арендовала машину и привезла из Европы в Подмосковье 20 кошек. Зачем? Объясняет просто: «По-другому не могла»
«Правда, не все считают, что везти 20 кошек через шесть стран — это разумно, — улыбается Ксюша. — Многие крутили пальцем у виска. Но по-другому я просто не могла».
Ксюша живет в Трехгорке — это ближайшее Подмосковье, в маленькой студии с мужем Сергеем, собакой и тремя котами. Ей 32 года, она работает в рекламе и содержит в соседнем доме мини-приют, где сейчас живут 26 кошек. Ксюша называет его гостиницей, но при этом только один кот живет здесь, пока ждет хозяев из отпуска. Еще шесть — кураторские, то есть живут тут на передержке за деньги. Остальные — собственные коты Ксюши: их она выходила, вылечила и забрала с собой — привезла через несколько стран, надеясь найти им новых хозяев.
Ксюша родилась в Тирасполе, столице Приднестровья — маленькой непризнанной республики между Молдовой и Украиной. Папа очень любил собак, поэтому девочка росла в их окружении, — сначала были овчарки, а потом ротвейлер, с которым они умещались в 12-метровой комнате в общежитии, пока не переехали в свою квартиру: мама с папой спали на одной кровати, а пятилетняя Ксюша с ротвейлером Мартой («она была очень доброй») — на другой.
Уже взрослой Ксюша прочитала книгу «Самый богатый человек в Вавилоне»: «Она произвела на меня сильное впечатление, и я решила, как советовал автор, 10% своего дохода откладывать, а 10 — отдавать. К тому времени мы с мамой уже подкармливали дворовых котов, и я предложила маме скидываться по 10% от дохода и на эти деньги стерилизовать их. Мама согласилась, и мы начали».
По словам Ксюши, в городе их с мамой считали сумасшедшими — даже домашних кошек стерилизовать было не принято, не говоря уже об уличных.
«Поэтому ситуация с бездомными кошками там ужасная. На весь Тирасполь один приют, да и тот частный, и один ветеринар. К нему мы и стали возить кошек с мамой. Стерилизовали, пару дней держали дома и отпускали обратно на улицу. Они, правда, все время возвращались на наш балкон, и мы их подкармливали».
Позднее Ксюша познакомилась с Сергеем и переехала к нему в Москву вместе с любимым домашним котом Мотей. А затем решила взять кошку из приюта, причем сразу хотела такую, которую никто не забирал. И такая нашлась: самая добрая во всем Кожуховском приюте, но с небольшой особенностью — третье веко, оставшееся после глазной болезни.
Ксюша забрала кошку и назвала ее Жемчужинкой, а сама осталась волонтером в приюте. До сих пор, спустя пять лет, она каждые выходные ездит из Трехгорки в Новокосино через всю Москву, чтобы следить там за собачьими вольерами. Там же она присмотрела себе собаку — та жила в приюте уже шесть лет, но оставалась полудикой и боялась людей. Ксюша несколько месяцев ее приучала к себе и одновременно ждала, когда Сергей смирится с мыслью о собаке: «Сейчас у нас уже три кошки и собака, назвали ее Мийя, и в нашей 25-метровой студии мы отлично уживаемся. При том, что оба работаем из дома».
Полтора года назад Ксюша с подругой Светой увидели в Трехгорке бездомного кота со сломанной лапой и решили спасти. Отдали его на передержку. Второго вытащили из шахты лифта и тоже устроили в передержку. Это стоило пять тысяч рублей в месяц на каждого, плюс корм — еще по две тысячи.
Подруги решили — выгоднее снять помещение и организовать там свой мини-приют. За 40 тысяч нашли помещение на первом этаже в соседнем доме через дорогу от ветклиники, закупили корм и наполнитель, обустроились и сами стали «передержкой».
Примерно тогда же Ксюша с мамой стали задумываться, как бы маме переехать поближе к дочери. Решили, что сначала снимут ей квартиру тут же, в Трехгорке. А куда девать приходящих к балкону котов? Как куда, подумала Ксюша: конечно, забирать с собой.
Несколько месяцев она все планировала, готовила необходимые документы и копила деньги. Три месяца назад нашла машину: микроавтобус на 20 котомест (больших клеток) — и человека, который был готов приехать из Москвы в Тирасполь и отвезти Ксюшу с котами в Москву. Все обошлось в 100 тысяч рублей.
«Я просто не могла оставить этих котов одних на улице. Это все ласковые и добрые коты, которые годами к нам приходили, как их можно взять и бросить. 100 тысяч — это не те деньги, ради которых я смогла бы переступить через себя».
Ксюша погрузила 17 котов в автобус, а так как в минивэне было еще три свободных места, пошла на улицу и взяла первых трех кошек, которые к ней подошли. Быстро оформила на них паспорта, села на пассажирское сиденье — и котоавтобус отчалил.
У водителя был российский паспорт, поэтому коротким путем, через Украину, ехать было нельзя — пришлось делать огромный крюк: Молдова, Румыния, Венгрия, Словакия, Польша, Белоруссия и Россия. По одной только Румынии ехали почти сутки — серпантин через Карпаты. Спали в машине. Так 20 приднестровских котов переехали в подмосковную Трехгорку.
Половину из них нужно было срочно кастрировать и стерилизовать — но денег на это уже не было. «С фондом “Рэй” мы были уже знакомы — до этого они помогли нам стерилизовать двух кошек, — рассказывает Ксюша. — Я позвонила в фонд, они пообещали организовать стерилизацию».
Вскоре из «Рэя» позвонили с хорошей новостью: всех котов готовы принять в одной московской клинике. Чтобы отвезти их туда, фонд предоставил Ксюше бесплатное зоотакси — «РэйМобиль». «В восемь утра приехала машина, я загрузила в нее 10 переносок, и мы поехали в клинику на Полежаевской. Там машина ждала нас девять часов — пока всех прооперировали и все вышли из наркоза. К вечеру мы были уже дома. Как бы я справилась без “РэйМобиля” — не представляю».
Сейчас мини-приют Ксюши работает в убыток: аренда, зарплата уборщицы, хороший корм, наполнитель и чистая вода стоят больше, чем платят за кураторских животных — в среднем семь тысяч за каждого. Но Ксюша надеется, что скоро это исправится. Часть котов вот-вот переедет к маме, и в помещении освободятся места для гостиничных или кураторских кошек. «Это было мое решение — привезти их сюда, и я за него плачу, — говорит Ксюша. — Мы с мужем сразу договорились, что я сама зарабатываю на свое хобби, — и это правильно. Цели делать из приюта бизнес у меня нет — я буду рада, если мы выйдем хотя бы в ноль».
Благотворительный фонд «Рэй» с 2012 года помогает приютам для бездомных животных в Москве и Подмосковье. Сейчас на попечении у фонда 30 приютов — это около 15 тысяч собак и кошек. Ежемесячно «РэйМобиль» совершает минимум 70 выездов, перевозит от 35 до 50 животных и доставляет в приюты партии помощи общим весом более двух с половиной тонн.
«Рэй» продолжит помогать приюту Ксюши, но и самому фонду нужна поддержка — он существует на пожертвования. Сейчас мы собираем деньги на работу «РэйМобиля» — это бензин, страховка и техобслуживание, а еще зарплата двух водителей. Двух — чтобы зоотакси могло возить животных каждый день, включая выходные и праздники.
Пожалуйста, оформите ежемесячное пожертвование на «РэйМобиль». И тогда Ксюша и другие неравнодушные люди смогут и дальше спасать котов и собак — спасать, лечить, выхаживать и находить им новый дом — пусть даже за сотни километров от старого.
Еще больше важных новостей и хороших текстов от нас и наших коллег — в телеграм-канале «Таких дел». Подписывайтесь!
Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране и предлагаем способы их решения. За девять лет мы собрали 300 миллионов рублей в пользу проверенных благотворительных организаций.
«Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям: с их помощью мы оплачиваем работу авторов, фотографов и редакторов, ездим в командировки и проводим исследования. Мы просим вас оформить пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать.
Оформив регулярное пожертвование на сумму от 500 рублей, вы сможете присоединиться к «Таким друзьям» — сообществу близких по духу людей. Здесь вас ждут мастер-классы и воркшопы, общение с редакцией, обсуждение текстов и встречи с их героями.
Станьте частью перемен — оформите ежемесячное пожертвование. Спасибо, что вы с нами!
Помочь намПодпишитесь на субботнюю рассылку лучших материалов «Таких дел»