Стереотипы, нехватка залов, соперничество с японцами и «дважды изобретенный» вид спорта — как живет и развивается мужская художественная (она же ритмическая) гимнастика в России
Глеб нервничает: «Не отработал, почти никогда не ловил». Разбег, прыжок, бросок — двухметровая скакалка, вращаясь, летит вверх. Спортсмен не видит ее, опора с ног переходит на руки и обратно — колесо сделано. Скакалка, сложившись, падает на шею, а не в руку. Конечно, так не было задумано. По залу скользят легкие улыбки.
Шестилетний мальчик не успевает расстроиться из-за этой случайности — бросок занимает всего пару секунд полутораминутного выступления, а следом — первая поездка в Москву, первая победа за пределами родного Петрозаводска и первые в России межрегиональные соревнования заставляют Глеба запомнить этот день красочным и веселым. А скакалка? Ну не упала, и ладно. Элемент сложный, главное, что баллы не сняли и выглядело красиво.
Глеб Галковский помнит эту поездку и смеется над «удачей» даже спустя двенадцать лет. Сейчас спортсмену восемнадцать, и он троекратный победитель всероссийских соревнований по художественной гимнастике для мужчин в 2017–2019 годах.
В России этот вид спорта принято называть мужской ритмической гимнастикой, или кратко МРГ, как бы подчеркивая его отличие от более привычной женской. Глеб рассказывает о своем спорте последовательно и понятно, постоянно вплетая фразы: «не как у девочек», «по-другому», «иначе». Для него это привычно: почти все, кто впервые слышат, что парень занимается художественной гимнастикой, сначала представляют себе «мальчика в купальнике с лентой».
«Представляют до первого просмотра или до первого вопроса. Я всегда готов рассказать про гимнастику, потому что понимаю, что люди просто не знают. А если кто-то пытается поиздеваться, то у него это не получается. До меня с детства сложно было докопаться: в ответ мог просто прыгнуть сальто — ну и что тут женского?»
По этой причине в школе Глеба не дразнили, но проявляли совсем другой интерес: например, просили выступить в День учителя и на других праздниках. Однако это скорее исключительный случай, художественную гимнастику продолжают воспринимать как «женский» спорт — именно об этом чаще всего говорится в комментариях к выступлениям спортсменов.
Мужская ритмическая гимнастика строится на движениях из восточных боевых искусств, исполняемых под музыку. Спортсмены делают ставку не на растяжку, а на силу, пластику и акробатику: как и в спортивной гимнастике, здесь в ходу сальто, винты и пируэты. Предметы для выступления и владение ими тоже отличаются: вместо ленты — трость (аналог боевой трости), вместо обруча — два кольца (щиты), вместо женских булав — другие, больше похожие на оружие. Из набора гимнастки остается только скакалка, но и ту парни используют как боевую веревку. Классическую женскую программу выполняют только в одном направлении МРГ — испанском.
Родина МРГ — Япония. Первоначально ритмическая гимнастика не была видом спорта, с 40-х годов прошлого века дети занимались ею для того, чтобы улучшить физическую подготовку. С «импортом» европейской художественной гимнастики в конце 60-х мужская ритмическая гимнастика в Японии отделилась, развивалась самостоятельно и к 1980-м годам сформировалась в вид спорта. В России развивается именно это направление.
Впервые о ритмических гимнастах заговорили в 1985 году после выступления японских спортсменов на Кубке мира в Токио. Не все тогда приняли мужчин со скакалками и кольцами, но теперь Японская ассоциация гимнастики развивает оба направления: женское и мужское.
С 2003 года японцы ежегодно проводят мировое первенство по МРГ. В 2005 году они организовали чемпионат мира для иностранцев, на соревнования приехали шестнадцатилетние самарцы Александр Буклов и Денис Юров.
Денис Юров занял пятое место в многоборье. «Японцы всех поддерживали, они очень дружелюбная нация, — вспоминает Денис Юров. — Из-за того что это был отдельный чемпионат для иностранцев, местные спортсмены смотрели на нас как на начинающих учеников и очень старались всех подбадривать. Я помню, что всегда поддерживал тренер: как бы ты ни выступал, он всегда подходил и говорил, что все круто. Нашего тренера звали Кей, он тоже был из Японии. Он в то время был очень молодой, 23-летний парень, сам занимался в командах и сольно».
Для шестнадцатилетнего Дениса тот чемпионат по мужской ритмической гимнастике стал первым чемпионатом мира, «вдохновил и зарядил». Денис до сих пор постоянно в разъездах по соревнованиям: только из МРГ он ушел в брейк—данс.
«Я ушел практически сразу после чемпионата, месяца через два. Эти два месяца мы с Сашей занимались сами, потому что было не с кем. Никто нам не мог ничего показать. Я ушел, потому что решил, что хочу заниматься танцами. Но я не жалею, что занимался гимнастикой. Она мне очень много чего дала: физически подготовила, дисциплинировала».
Александр Буклов завоевал на чемпионате три золота, серебро и бронзу. С этого момента началось постепенное развитие мужской ритмической гимнастики в России, в Москве набрали первые группы мальчиков для занятий МРГ. Но ни Александр, ни другие участники чемпионата не догадывались, что за год до этого новый вид спорта появился на другом конце страны.
В 2004 году в спортивном зале Школы гимнастики Петрозаводска тренер Наталия Галковская занималась с группой мальчиков-гимнастов. Младшим из них был ее сын, Глеб.
С 1991 года Наталия тренировала девочек и всегда восхищалась гимнастикой: «Я понимала, насколько это универсальный вид спорта, какое он дает всестороннее развитие. Когда у меня родился сын, я подумала, что он обязательно должен заниматься гимнастикой, но с мужским уклоном. Хотелось больше силы, акробатики, но также виртуозного владения предметами и музыкального выступления, шоу и спорта одновременно. Так что этот спорт сам нашел Глеба».
О мужской ритмической гимнастике в Петрозаводске к тому времени никто и не слышал, поэтому, чтобы избежать неверных ассоциаций и стереотипов, Наталия неловко называла свое изобретение то юношеской гимнастикой, то юношеской эстетической гимнастикой, но четко представляла, что в итоге должен получиться новый, артистичный и при этом мужественный, вид спорта. Местные родители отнеслись к вдохновленному тренеру и ее идее настороженно, и первый набор прозанимался всего два года.
«Все шло по моим личным интуитивным знаниям и предположениям, — признается Наталия. — Из второго набора сохранился костяк из шести человек, и в том числе Глеб. Они стали первыми, кто смог выступить и показать, что я имела в виду. После их выступлений люди стали доверять нам и приводить мальчиков».
Практически сразу к тренировкам подключился и отец Глеба, Игорь: «За эти пятнадцать лет изменился только возраст детей, теперь начинаю работать уже с четырехлетними. Те, кто начал в этом возрасте и удержался, становятся как бы преемниками самого спорта, у них врожденные качества. Для них управление предметом, допустим, становится естественным состоянием».
Последние несколько лет Игорь практикует оздоровительные пластические боевые системы, то есть системы упражнений по типу восточных боевых приемов. Они и легли в основу нового «изобретенного» вида спорта. Игорь развивает у ребят пластику и силу, а Наталия — гибкость и владение предметом.
В 2006 году на гала-шоу Наталия и Игорь наконец впервые увидели ритмическую гимнастику японцев, и Наталии стало ясно: она все делала правильно. Тогда же она узнала о первом российском чемпионе мира по МРГ и занятиях в других городах.
«Вот так и вышло: мы просто занимались, а потом выяснилось, что такой вид спорта уже есть. И есть он в Японии, и уже двадцать лет там развивается», — улыбается Глеб.
В 2016 году МРГ вошла во Всероссийский реестр видов спорта. Уже сейчас в России сформировалось как минимум две школы: казанская и петрозаводская. Занятия проходят в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Челябинске, Новосибирске. Каждый год юные спортсмены соревнуются на региональном и всероссийском уровнях. Помимо чисто мужской ритмической гимнастики, уже существуют смешанные пары, где гимнастки и гимнасты выступают вместе: девушки выполняют женские элементы, а парни — мужские.
В мужской ритмической гимнастике спортсменов оценивают не так, как в художественной. Вместо женского разделения на блоки «трудность» и «исполнение» здесь обращают внимание на композицию и исполнение. За каждый из блоков можно набрать максимум пять баллов.
Под исполнением судьи понимают технику владения предметом, технику вольного упражнения, акробатическую технику, которой нет у девушек, ритмическое исполнение и виртуозность (исполнение без ошибок). В композицию входят уровень и число трудностей как с элементами вольного упражнения, так и с акробатическими элементами, разнообразие и музыка: гармония между ритмом, характером музыки и движений. К слову, последний пункт есть только у мужчин и не влияет на оценку гимнасток. Категории кандидата в мастера и мастера спорта в МРГ еще не разработаны.
«Правила, по которым нас оценивают, типа переведены с японских, но их так перевели, что в итоге еще и с “художки” взяли, — объясняет Глеб. — Дело в том, что в женской художественной гимнастике делается акцент на мастерство, это виртуозная работа предметом, за которую начисляются дополнительные баллы и десятые на соревнованиях. По сути так теперь и у нас. В японской школе акцент был не на это, а на полную композицию: на акробатику, на движения, стилизованные в общий образ бойца, воина».
Уже два года Глеб учится в колледже культуры на хореографа: нарабатывает танцевальные навыки, чтобы уравнять их с акробатическими и гимнастическими. Спортсмен обещает себе, что, как только поставит достойную хореографию, попробует не только удивить японцев, как когда-то Буклов, но и победить их. А пока к каждым соревнованиям Глеб готовит хореографическую программу и каждый раз меняет ее прямо перед началом, чтобы быть по формату, чтобы тут, в России, не отставать.
«Петрозаводская школа — старшая в России, и она отличается от другой, казанской, своей любовью к цельности и хореографии», — гордится Глеб. Правда, и среди земляков его конкуренты — всего пара человек. «Был период такой, когда у меня появился конкурент из Петрозаводска, помимо московских. На соревнованиях все время то он первое, то я первое занимал. Два года это продолжалось. Но тише едешь – дальше будешь. Я додержался до сих пор, он лет в десять ушел. Были конкуренты, но я их пережил, не обогнал пока что, а пережил».
Главные соперники спортсмена — казанцы, которые тренируются в соответствии с действующими правилами. Всего в России меньше десятка ребят, которые занимаются мужской ритмической гимнастикой с момента появления этого вида спорта в России и до сих пор, отмечает Глеб.
«Чем же петрозаводская школа отличается от японской? Японцы — такой гибкий народ, почти как наши девочки в гимнастике, — размышляет Игорь Галковский. — Сами движения у них легкие, плавные, у нас же все идет к мощному, крепкому русскому мужику, который раньше ходил с дубиной на медведя, но все это так же пластически обработано и смотрится красиво».
Еще одно отличие петрозаводской школы — отсутствие удобного зала для тренировок. «Есть зал с помостом небольшой, там можно отработать акробатику, есть залы с высоким потолком, где можно проработать броски, но вместе все собирать негде, — объясняет Глеб. — Фишка в том, что приезжаешь на соревнования, делаешь прогон и с акробатикой, и с танцами, и с бросками и понимаешь, что ты не наработал той выносливости, чтобы тебя хватило хотя бы на два прогона. Приходится на зубах все тащить. У нас условия как для маленьких мальчиков, но мы выросли».
Федерация спортивной гимнастики и местная спортивная школа не пускают спортсменов в новый построенный специализированный зал спортивной гимнастики в Петрозаводске, отмечает Наталья Галковская: «Он всегда занят. Других залов нет. Тренируемся в залах общеобразовательных школ. Завидуем по-хорошему казанским спортсменам. У них свои залы и все условия для развития спорта».
Глеб уверен: если даже при таких условиях он и его товарищи могут занимать призовые места, значит, при других обстоятельствах все будет в несколько раз лучше.
— Так что мы надеемся и ждём, — улыбается гимнаст.
Еще больше важных новостей и хороших текстов от нас и наших коллег — в телеграм-канале «Таких дел». Подписывайтесь!
Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране и предлагаем способы их решения. За девять лет мы собрали 300 миллионов рублей в пользу проверенных благотворительных организаций.
«Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям: с их помощью мы оплачиваем работу авторов, фотографов и редакторов, ездим в командировки и проводим исследования. Мы просим вас оформить пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать.
Оформив регулярное пожертвование на сумму от 500 рублей, вы сможете присоединиться к «Таким друзьям» — сообществу близких по духу людей. Здесь вас ждут мастер-классы и воркшопы, общение с редакцией, обсуждение текстов и встречи с их героями.
Станьте частью перемен — оформите ежемесячное пожертвование. Спасибо, что вы с нами!
Помочь намПодпишитесь на субботнюю рассылку лучших материалов «Таких дел»