Грабить бедных проще всего, когда они в горе. Поэтому так часто родственники умерших оплачивают то, за что должно платить государство
33-летняя Елена Шарафутдинова из села Усть-Пристань Алтайского края умерла дома в своей постели — отказала печень. До этого она жаловалась на сильную слабость, врачи подержали ее неделю в инфекционном отделении местной ЦРБ и выпроводили домой. Спустя два месяца женщина скончалась.
Потеряв близкого, люди легко расстаются с деньгами и не задают лишних вопросов. Вот и семья Елены покорно вытряхнула из карманов последнее, когда их родственницы не стало.
Никакого ценного имущества у Елены не было, убивать ее было не за что. Но полицейским все равно: родственники в их глазах почти всегда фигуры подозрительные, поэтому умершую направили на судебно-медицинскую экспертизу в город Алейск за счет родни. Сказали семье Елены нанимать ритуальщиков. Путь туда и обратно — свыше 130 километров, перевозка стоит 5600 рублей. Еще 1500 рублей заплатили санитарам морга, чтобы тело обмыли, одели и уложили в гроб. Итого 7100 рублей за «чистую совесть» семьи. Экспертиза криминала не обнаружила.
Каждый год сотни тысяч российских семей попадают в подобные истории. Чем ниже уровень жизни в регионе и выше доля сельского населения, тем острее проблема. Алтайский край — один из самых плачевных примеров.
«Вы знаете, скольких людей кормит одна смерть? Вы даже не представляете! — сказал мне директор крупной похоронной компании. — Особенно сейчас, в период расцвета ритуального бизнеса».
В России все чаще тела умерших подвергают исследованиям, что само по себе вызывает массу критики. Якобы за этим стоят чистой воды финансовые интересы. Покойников направляют либо на судебно-медицинскую экспертизу, либо на патолого-анатомическое вскрытие. В крупных городах через морги проходит до 90 с лишним процентов покойников, в селах пока меньше. В Алтайском крае — в среднем 56 процентов.
По словам начальника КГБУЗ «Алтайское краевое бюро судебно-медицинской экспертизы» Алексея Шадымова, ежегодно в регионе 11,5 тысячи тел исследуют на экспертизе, 6,5 тысячи — на вскрытии.
Когда наши потомки станут изучать современных людей, найти скелет с целой черепной коробкой им будет непросто. А сейчас «непросто» совсем другое — организовать визит покойника в морг.
Чем отличается судебно-медицинская экспертиза от патолого-анатомического вскрытия? Первое служит правосудию, второе — здравоохранению. На экспертизу направляют правоохранители, чтобы проверить, была ли смерть насильственной, на вскрытие — медики, чтобы оценить качество лечения.
Вынос гробаФото: Федор Савинцев/ТАССТипичная ситуация: человек умирает дома — а максимум людей умирают именно дома, — родственники вызывают полицию (к полицейским потом могут примкнуть следователи) и скорую. Решается, стоит ли направлять тело на исследование. Если решение положительное, кто отвезет труп и оплатит транспортировку? Обыватель рассудит просто и справедливо: на экспертизу — правоохранители, на вскрытие — медики, за счет бюджетных средств — государственные же задачи выполняются. А что в реальности?
В реальности перевозку тела обычно выдают за прямую обязанность родственников. Тут и выясняется, что, когда жителям Алтайского края не хватает денег на оплату услуг ритуальщиков, они возят трупы в багажниках личных легковых автомобилей — это дешевле.
В это верилось с трудом до случая, произошедшего в мае этого года в городе Воронеже. Местные автомобилисты сфотографировали, как на крыше «Волги» везут мертвеца.
Выдали покойника ноги, торчащие из мешков, в которые его завернули. СМИ узнали, что так перевозили на судмедэкспертизу в Воронеж молодого мужчину, покончившего с собой в одном из сел Каширского района Воронежской области. У родственников не было денег нанять машину похоронной службы, и они попросили соседа. Сосед не захотел помещать труп внутрь своего авто и водрузил его на крышу.
Простому человеку выгоднее умирать там, где власти участвуют в финансировании перевозок. В Алтайском крае единственный муниципалитет, который оплачивает доставку тел в морг, — столица региона город Барнаул. По контракту с мэрией работает МУП «Специализированная похоронная служба». Правда, договор заключается исключительно на перевозку тел на судебно-медицинскую экспертизу. А в остальных случаях — значит, и на патолого-анатомическое вскрытие — предприятие возит платно. В пределах города машина МУП перевезет тело с адреса в морг за 1500 рублей. Километраж значения не имеет.
В остальных муниципалитетах Алтайского края перевозку тел на судебно-медицинскую экспертизу почти в 100 процентах случаев сваливают на родственников. Это мы узнали от рядовых сотрудников МВД и Следственного комитета. По словам правоохранителей, безусловно, это неправильно: на судмедэкспертизу должны везти сами силовики. А сложившаяся практика — явный коррупционный фактор. У кого в первую очередь родственники спрашивают координаты перевозчиков трупов? У тех, кто направляет на экспертизу. Подсказал, порекомендовал — вот тебе и приработок.
Сельские похороныФото: Александр Алпаткин/ТАССЗаместитель начальника отдела информации и общественных связей ГУ МВД России по Алтайскому краю Регина Шорохова сообщила, что в компетенцию органов полиции не входит доставка тел на экспертизу. Аналогичный ответ дала старший помощник руководителя следственного управления Следственного комитета России по Алтайскому краю по взаимодействию со СМИ Людмила Рязанцева: следственное управление тоже не отвечает за перевозку трупов в судебные морги.
По словам врачей, на патолого-анатомическое вскрытие в регионе тоже, как правило, возят родственники. Скорая транспортирует тело, только если смерть наступила в больнице.
Морги в Алтайском крае, как и в других провинциальных регионах, не на каждом шагу. По словам Алексея Шадымова, кроме Барнаула, судебно-медицинскую экспертизу делают в восемнадцати городах и районных центрах. При этом «сложные» с точки зрения следствия трупы везут в Барнаул. Патолого-анатомическое вскрытие делают в Барнауле, Новоалтайске, Бийске, Заринске, Рубцовске, Славгороде. Отсюда вывод: тела перевозят за десятки и сотни километров! К примеру, чтобы перевезти «сложный» труп из Рубцовска в судебный морг Барнаула нужно преодолеть 600 километров (туда и обратно), из Ярового — 900!
Кладбище в селе НовошипуновоФото: Татьяна Труфанова«Из нашего села возят в Рубцовск, это 500 километров в оба конца, — рассказывает Любовь Аверкина, жительница села Новошипуново Краснощековского района. — Самая низкая цена за перевозку — 10 тысяч. Когда человек умирает в выходной — а в выходные морги не работают, — люди берут с собой пять тысяч, чтобы вскрыли в тот же день. Иначе машину два раза гонять придется, а это уже 20 тысяч. У меня пожилой родственник умер зимой на руках у фельдшера. Обширный инфаркт. Морозы стояли жуткие. Мы еле-еле уговорили ЦРБ не возить его на вскрытие».
На оплату дороги полностью уходит пособие на погребение (положено каждому жителю страны), которое в Алтайском крае сейчас составляет 6556 рублей (для сравнения, в Москве — около 17 тысяч рублей). Причем пособие предназначено вовсе не для перевозки тел до моргов. Оно выделяется на покупку гроба, выкапывание могилы, доставку тела на кладбище. Но некоторые чиновники убеждают народ в том, что пособие положено и на это.
«Я уже привыкла к нашим условиям: заинтересован в чем-то — плати. Лежишь в больнице и хочешь быстро получить хорошее лекарство — покупай. Хочешь, чтобы ребенок лучше знал математику, — нанимай репетитора, — рассуждает жительница Барнаула Татьяна Чупина, ее родственница умерла в этом году в одном из сел региона. — Но если человек умер дома в окружении близких, причина смерти им понятна — болел, а тело направляют на судмедэкспертизу, чтобы проверить, не убили ли его родственники, то почему сами родные должны платить? Нам вообще не хотелось бы, чтобы тело любимого человека тряслось десятки километров в машине и было истерзано в морге. Я в этом не заинтересована!»
Устроить саботаж — тело никуда не повезу, похороню без морга — родственники не могут. В случае назначения исследования лишь после него выдается медицинское свидетельство о смерти. Уже на его основании органы ЗАГС готовят гербовое свидетельство о смерти — это главная юридическая бумага в делах, касающихся покойного. Без документа ЗАГСа даже место на кладбище не выделят.
«Сопротивляешься системе — не похоронишь. Времени на поиск истины нет. Покойник ведь не подождет в квартире, — возмущается Иван Г., который в этом году тоже похоронил родственника из села. — Следователь, у которого я спрашивал, почему мы должны везти тело на экспертизу, сказал что-то вроде: “Что вы тратите время на разбирательства? Вам же нужно быстрее похоронить, значит, скорее везите”. И еще бумажку со списком похоронщиков и их телефонами дал. Говорил, что их ругают, когда они один номер дают (номер телефона ритуальной службы. — Прим. ТД) — мешают конкуренции».
А как должно быть по закону? Министерство здравоохранения по Алтайскому краю на этот журналистский запрос не ответило.
Многие ошибочно полагают, что за перевозку тел в морг отвечают муниципалитеты. Однако местные власти, в Барнауле в том числе, занимаются этой темой «по желанию». По словам председателя комитета информационной политики администрации Барнаула Екатерины Андреевой, организация перевозки тел не является обязанностью муниципалитета. Но традиционно в Барнауле проблему транспортировки на экспертизу решали на уровне администрации. В год на «путевки в морг» там выделяется более двух миллионов рублей.
Ритуальные услугиФото: Виктор Бертенев/Интерпресс/PhotoXPressКак следует из документов о судебно-медицинской экспертизе, на нее должны возить МВД и Следственный комитет. Согласно части 2 статьи 19 Федерального закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ» от 2001 года и пункту 12 Порядка организации и производства судебно-медицинских экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях РФ, утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 2010 года, доставка объектов и материалов в судебно-экспертные учреждения осуществляется органом или лицом, назначившим экспертизу.
Вопрос перевозки тел на патолого-анатомическое вскрытие прописан в главном медицинском законе страны «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» от 2011 года. В пункте 6 части 3 статьи 80 закона сказано, что медорганизации в рамках программы госгарантий отвечают за перевозку в морг тел тех, кто скончался в больнице.
Об ответственных за перевозку остальных умерших закон молчит.
Данный пробел предложили устранить коммунисты. Нынешней весной депутаты от КПРФ внесли в Госдуму законопроект, которым предлагается включить в программу госгарантий транспортировку в морг на вскрытие всех умерших.
В России сейчас в процессе принятия новый закон «О погребении и похоронном деле», благодаря которому, по заявлениям властей, будут наводить порядок в «ритуалке». В нем в отличие от действующего закона есть пункт насчет перевозки тела в морг. Цитируем: «Транспортирование останков умерших от места обнаружения останков умерших до моргов не относится к ритуальным услугам и осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о здравоохранении». Следовательно, перевозка тел должна быть бесплатной для граждан.
Что же говорит насчет перевозки тел прокуратура Алтайского края? В запросе, направленном в ведомство, мы четко спросили: «В чьи обязанности входит организация (в том числе оплата) доставки тел умерших к местам проведения патолого-анатомических вскрытий и судебно-медицинских экспертиз?»
Ответ с подписью заместителя прокурора Алтайского края Дмитрия Губанова нас озадачил. Вначале Губанов написал, что в случае наступления смерти за пределами больницы медорганизации не обязаны перевозить тело на патолого-анатомическое вскрытие, а потом добавил, что это не обязаны делать и следственные органы. Спрашивается, причем тут Следственный комитет, если речь идет о вскрытии? Иными словами, Дмитрий Губанов на поставленный вопрос не ответил.
Значит, обязанных нет? Экспертизу и вскрытие нужно проводить обязательно, а везти тело в морг — не обязательно? Напрашивается вывод: жаль, что трупы не летают.
Транспортными расходами траты семей покойных не заканчиваются. Довезли до морга, а за его порогом новые поборы — законные и незаконные. И люди платят, потому что в нашей стране слишком много неписаных правил.
Например, по закону исследование трупа делают в срок до трех суток. А корыстолюбивые сотрудники моргов и ритуальных компаний порой говорят, что, если не дать взятку, труп будет «ждать своей очереди» неделю.
Или вот еще: экспертиза и вскрытие проводятся бесплатно. Но и тут могут обмануть и потребовать круглую сумму.
Вытягивают деньги и за хранение тела в морге, хотя оно должно там храниться бесплатно до момента установления причины смерти и после от семи до четырнадцати дней в зависимости от обстоятельств.
Трупы в моргеФото: Андрей Лыженков//PhotoXPressУже много лет люди сталкиваются с тем, что, если не заплатишь, морг отдаст голый труп. Прежде «базовые услуги» — обмывание, одевание покойного, укладывание в гроб — были обязательными и бесплатными. Начальник КГБУЗ «Алтайское краевое бюро судебно-медицинской экспертизы» Алексей Шадымов сообщил, что «базовые услуги» официально перешли в разряд похоронных и с 2018 года оказываются моргами платно. Он ссылается на новый приказ Минздрава России № 804н от 2017 года. Еще один финансовый удар от государства!
Расценки в моргах не самые скромные, а ведь и с ними умудряются мухлевать ритуальщики: в кассу морга вносят одну сумму, в счет для родственников покойного — другую. К примеру, в судебных моргах Алтайского края санитарная подготовка, одевание и укладывание в гроб стоят 2195 рублей, бальзамирование — 2208 рублей. Могут ли родственники умерших отказаться от «базовых услуг», а также от бальзамирования? Нет! Заплатят за все. И дальше элементарного возмущения дело не уйдет.
Люди не каждый день сталкиваются со смертью. Поэтому события, связанные с ней, тихо уходят в прошлое. Наверное, благодаря этому похоронный бизнес традиционно получает сверхприбыли, а государственные чиновники увиливают от своих обязанностей.
Еще больше важных новостей и хороших текстов от нас и наших коллег — в телеграм-канале «Таких дел». Подписывайтесь!
Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране и предлагаем способы их решения. За девять лет мы собрали 300 миллионов рублей в пользу проверенных благотворительных организаций.
«Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям: с их помощью мы оплачиваем работу авторов, фотографов и редакторов, ездим в командировки и проводим исследования. Мы просим вас оформить пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать.
Оформив регулярное пожертвование на сумму от 500 рублей, вы сможете присоединиться к «Таким друзьям» — сообществу близких по духу людей. Здесь вас ждут мастер-классы и воркшопы, общение с редакцией, обсуждение текстов и встречи с их героями.
Станьте частью перемен — оформите ежемесячное пожертвование. Спасибо, что вы с нами!
Помочь намПодпишитесь на субботнюю рассылку лучших материалов «Таких дел»