Первые годы Настиной жизни были написаны под грустную «копирку» российского села: мама пьет, в доме холодно, пахнет куревом, постоянно приходят чужие люди... Но девочка из сибирской глубинки получила «Шанс» переписать свой жизненный сценарий
«Очень люблю фильм “Мистер и миссис Смит”. Там герои такие красивые! А самое главное — это кино про любовь и про то, как любящие люди никогда не предадут друг друга», — говорит русоволосая Настя, и за кадром остается ее главная боль, в которой она не хочет признаваться даже самой себе.
В жизни Насти уже случилось предательство главного человека, которого она любила. Ее мама просто не заметила, что дочку забрали в детский дом. «Я плохо помню, как я жила до Дома, — вздыхает девушка. — Будто все в голове стерли. Но, когда приезжаю в село к подруге и вижу грязных детей на улице, становится больно. Не могу смотреть на них и ни капельки не жалею, что попала в Дом».
НастяФото: Мария Гельман/VII Agency для ТДВ Новосибирске COVID-19 набирает обороты, у Насти на руках малолетняя племянница, поэтому мы общаемся по телефону и в мессенджерах, соблюдая самоизоляцию. Из разговоров и сообщений выстраивается восходящим графиком вся Настина жизнь.
Детская память милосердна. 20-летняя Настя теперь уже не помнит пьяных родительских «посиделок» и ссор. И старается не думать о том, что в ее маленькой жизни не было сказок на ночь, семейных чаепитий и новых игрушек — всего того, что делает детство настоящим. «Мне мама не читала в детстве сказки, — говорит Настя. — Какие там сказки, сами понимаете. Потом, уже в Доме, я полюбила Чуковского».
В селе Романовка многие знали, что Настина мама «пропивает детские», нигде не работает и «рожает детей, чтобы пособие получать». «У меня еще есть брат Андрей и сестра Варвара, — говорит девушка. — У нас с Андреем общий папа, а у Вари — другой. Мы его никогда не видели. Когда в доме начинались пьяные драки, мы с Андреем куда-нибудь прятались и тихо сидели. Жалко было Варю, она только родилась и постоянно плакала. Нас очень жалели соседи». Когда за детьми приехали соцработники, матери дома не было. Насте было шесть лет, брату Андрею — пять.
НастяФото: Мария Гельман/VII Agency для ТДСвой первый день в Доме (так Настя называет «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, Чистоозерного района НСО») вспоминает как рекламную картинку: очень много света, в группе — красивые шторы, а главное — собственная кровать с чистым бельем. На такую и присесть-то боязно, не то чтобы улечься. И еда настоящая, горячая. Девочка, сидящая за обеденным столом напротив, спросила, как ее зовут, предложила дружить и сказала, что тут «все воспитки добрые, но вести себя нужно хорошо, иначе накажут». Конечно же, Настя будет стараться вести себя хорошо! И брата Андрея об этом обязательно попросит. «Андрей у нас с характером, — тихо смеется Настя. — Он мог нахулиганить, а потом ко мне в группу прибежать: “Настя, помоги!” Я шла к его воспитателям, объясняла, что он не со зла. Вообще, все люди добрые. Просто надо им об этом чаще говорить. А потом в Дом и нашу Варю привезли, я за ней начала приглядывать. Мы решили, что всегда будем вместе держаться».
НастяФото: Мария Гельман/VII Agency для ТДВ Доме случалось разное: и хорошее, и плохое. Как везде. Девушка рассказывает, что их не просто растили, а воспитывали. Объясняли, что за каждый поступок нужно отвечать. Что ответственность должна быть и за себя, и за близких. Тогда-то Настя и поняла, что мама никогда не несла за них ответственности. Наверное, вспомнила, что у нее дети были, когда пособия перестали приходить. Андрей однажды спросил сестру: «А мама к нам придет когда-нибудь?» Что было ему ответить? «“Не придет мама. Почему?! Да по кочану! Не спрашивай. Не нужны мы ей были…”
НастяФото: Мария Гельман/VII Agency для ТДА в 2019 году мы узнали, что наша мама умерла, — продолжает Настя. — Она чем-то сильно болела. Я, конечно, к этому времени совсем забыла ее. Но заплакала. Я жила без нее, но знала, что она есть. Это как тыл, наверное. А потом — раз, и нет ничего. И ты сразу взрослый».
В восьмом классе Настя твердо поняла, что хочет стать медиком. Что важно помогать людям. Быть нужным. Решила поступать в Новосибирский медицинский колледж на лечебное дело. Фельдшер всегда селу нужен.
НастяФото: Мария Гельман/VII Agency для ТД«Мне воспитательница одна говорит, мол, Настя, ты если не поступишь в мед, то придумай, куда пойдешь! — с нотками удивленного возмущения рассказывает девушка. — Никуда я не хотела больше поступать! Я без медицины себе жизни не представляю! Раз решила в мед, значит, так и будет. И тут в моей жизни появился “Шанс”, благодаря которому все и получилось».
Благотворительный фонд «Арифметика добра» разработал обучающую программу «Шанс», рассчитанную с восьмого по одиннадцатый класс. Главная ее цель — помочь воспитанникам детских домов достойно сдать ЕГЭ и ОГЭ и переписать жизненный сценарий, «запрограммированный» российской системой. Благодаря этой программе выпускник ощущает себя не «детдомовским изгоем», а молодым человеком, который может выбрать свой путь.
НастяФото: Мария Гельман/VII Agency для ТДВот и Насте повезло: ее желание поступить в медколледж совпало со стремлением фонда помочь лично ей. «Я поняла, что мне нужно подтянуть биологию, математику и русский язык, — рассказывает девушка. — И начались онлайн-занятия с преподавателями. Это было очень здорово. Во-первых, педагоги удивительные — все объяснят, помогут, еще и по душам поговорят. Во-вторых, сразу самооценка поднимается: о тебе заботятся, ты нужен! А в-третьих, это дает какую-то силу. Стыдно провалить экзамен, когда в тебя так верят!»
И Настя ничего не провалила. Все сдала благополучно — и ОГЭ, и ЕГЭ. Правда, поступила на другой факультет — на сестринский уход, но и это большая победа в ее жизни. Об институте Настя пока не думает, всего первый курс медколледжа за плечами, да и практика нужна в любом случае. «В меня брат с сестрой очень верят, — смущенно выдыхает в телефонную трубку девушка. — Варвара тоже сейчас обучается по “Шансу”. Мы все трое поддерживаем теплые отношения, мы же — семья».
НастяФото: Мария Гельман/VII Agency для ТДВо время учебы Настя жила в общежитии. Говорит, что самостоятельная жизнь иногда расхолаживает: придешь после учебы, готовить лень, заварил «Доширак», и отлично. Поэтому на выходных они с подружками по Дому готовили еду в режиме онлайн, чтобы навыки не потерять. Сейчас живет у родственников, нянчится с племянницей и очень этому рада. «Если бы я не попала в Дом, не познакомилась с “Шансом”, не знаю, какое будущее меня бы ждало, — вздыхает девушка. — Мог случиться и алкоголь в моей жизни, и еще что похуже. Если ты живешь на улице как подорожник, то у тебя практически нет шансов. А у меня он был».
«Шанс» переписал жизненный сценарий Насти. Давайте и мы с вами дадим шанс и другим детям из российских детских домов — поможем фонду «Арифметика добра» помогать другим! Оформите, пожалуйста, ежемесячное пожертвование на любую посильную сумму — пусть это будет 100, 200 или 300 рублей. С вашей помощью фонд сможет оплатить работу преподавателей, проводить тренинги по профориентации и продолжит свое важное дело. Спасибо.
Еще больше важных новостей и хороших текстов от нас и наших коллег — в телеграм-канале «Таких дел». Подписывайтесь!
Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране и предлагаем способы их решения. За девять лет мы собрали 300 миллионов рублей в пользу проверенных благотворительных организаций.
«Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям: с их помощью мы оплачиваем работу авторов, фотографов и редакторов, ездим в командировки и проводим исследования. Мы просим вас оформить пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать.
Оформив регулярное пожертвование на сумму от 500 рублей, вы сможете присоединиться к «Таким друзьям» — сообществу близких по духу людей. Здесь вас ждут мастер-классы и воркшопы, общение с редакцией, обсуждение текстов и встречи с их героями.
Станьте частью перемен — оформите ежемесячное пожертвование. Спасибо, что вы с нами!
Помочь намПодпишитесь на субботнюю рассылку лучших материалов «Таких дел»