Руслану 16. Два года назад он попал в детский дом и там узнал, что главной мечте его жизни не суждено сбыться. Но есть другой шанс...
Руслану шестнадцать. Самый близкий ему человек — бабушка. До позапрошлого года они жили вдвоем: папа Руслана умер, маму лишили родительских прав. Потом бабушка заболела, и так сильно, что по законам уже не имела права быть опекуном внука. Руслан попал в детский дом.
Руслан говорит негромко, тщательно подбирая слова. Иногда почти шепчет — то ли от эмоций, то ли просто ломается голос: «Бабушке моей 74 года. Не очень бодрая уже. — Замолкает, потом улыбается. — Но СМСки умеет отправлять и читать. Научилась. А вчера она мне вечером звонила, бабушка, но я ответить не смог. Я на спектакле был. Спектакль про Жерара Депардье. — Руслан оживляется, начинает говорить громче. — Актер известный, знаете? Он, значит, был когда-то вором. Потом бросил это дело. А потом ему позвонили старые друзья, говорят: “Есть дело, пойдешь, не пойдешь?” А он им: “Да я нашел работу по душе, но там мало платят”. А они такие: “Решай”. И тут он, Депардье, замирает. Вроде он не знает, как быть. И тут мы должны были разойтись по группам и придумать для него, как ему быть. — Руслан усмехается. — Мы все хорошее придумали. Чтоб он бросил это прошлое. Нам потом те, кто спектакль делал, сказали, что у него, у Жерара, так все и было в жизни».
Мы с Русланом медленно идем по усыпанной сосновыми иголками дорожке. Навстречу бегут и идут ребята в оранжевых футболках — товарищи Руслана по образовательному кампусу фонда «Арифметика добра». Они из разных детских домов, с разными биографиями и разными характерами. Вчера все дружно решили, что у Депардье все должно быть хорошо.
Этот спектакль называется иммерсивным — в нем зритель становится участником происходящего, вспоминает и прорабатывает те ситуации, которые случались и с ним самим. Такой вид психотерапии.
Руслан пинает шишку: «Да, я на Депардье посмотрел — и вспомнил свое. Был у меня такой момент в жизни, когда я с головой не дружил, любил наживать себе проблемы. — Руслан прищуривается, смотрит в сторону. — Как бы вам сказать… Мы с друзьями делали так, чтобы в нашу сторону проявлялась агрессия. Грубо говоря — чтобы за нами бегали, а мы убегали.
Что быть все время плохишом не получится. Что можно жить и с адреналином, и с бегом, но быть со всеми в мире, в хороших отношениях. В общем, у меня был такой момент, как у Депардье, когда я задумался. Поэтому я здесь, у меня “Шанс”».
«Шанс» — так называется программа фонда «Арифметика добра», которая помогает ребятам из детских домов подтянуть знания по школьным предметам и в режиме онлайн-занятий с репетиторами подготовиться к экзаменам. По сути, дает им возможность выйти за пределы запрограммированного их ситуацией будущего — детский дом, ПТУ, а дальше уж как повезет.
Руслан — один из тех, кто сумел пока что использовать свой шанс полностью: весь девятый класс он занимался с репетиторами по русскому языку, обществознанию, математике и географии, хорошо сдал ОГЭ и перешел в десятый.
«У меня так получилось, что после уроков еще было два занятия с репетиторами. Я, бывает, позанимаюсь один раз, убегу быстро на ужин, потом прибегаю, булку с ужина дожевываю и второго репетитора жду. Теперь, вот, пойду в десятый, если все получится — пойду в одиннадцатый. Если и там получится — пойду дальше».
Когда Руслана спрашиваешь: «А куда же дальше?» — он отвечает совсем тихо. Пока ему трудно принять то, что детская мечта не сбудется. Руслан хотел стать пожарным или сотрудником МЧС, но совсем недавно узнал, что в эти профессии ему дорога закрыта из-за плоскостопия.
«Я всегда хотел, чтоб адреналин по венам. И чтоб спасать людей. — Руслан едва заметно пожимает плечами. — Я же его даже не чувствую, это плоскостопие! Ноги вообще не болят. Я же бегаю. Надеваю кроссовки — и бегу. Вот мы с вами идем — видите круг? Я вчера два таких сделал в легком темпе. А в прошлом году впервые десятку пробежал. Из часа выбежал, прямо точно-точно: 59.59… Нет, я понимаю, на этом жизнь не заканчивается. Я смогу найти замену. Смогу поступить на кого-нибудь другого».
Руслан добросовестно перечисляет: «По физре у меня пятерка. По английскому четверка, по ОБЖ тоже. Мне главное — преподаватель чтоб был хороший, веселый. Тогда все идет легче. В “Шансе” такие все. Вот по географии репетитор была — такой юморной человек, всегда с ней интересно. По ОБЖ репетитор объяснял четко, я больше стал понимать не только по его предмету, но и по истории. Математику мне, считай, с нуля подняли, я геометрию вообще не понимал. На следующий год я в программе точно останусь, физику с химией возьму. Химия трудно мне дается».
Кроме школьной учебы, у Руслана еще много занятий. Кружок «Юные Русичи» — там устраивают театрализованные представления, восстанавливая сражения прошлых веков. Руслан машет руками, показывая: «Максимально реалистично все! Кольчуга, шлем, наплечники… наденешь все, ходишь как железный колобок». Спорт — легкая атлетика и футбол; Руслан играет в защите, но старается помогать всем игрокам, «закрывать того и этого». Трудовая практика — этим летом Руслан и его одноклассники красили здание школы. Было тяжело от запаха краски, но от работы ребята не отказывались — она оплачивается, деньги переводят на сберкнижку.
«Думаю снять эти деньги. Не все, немного. — Руслан абсолютно серьезен, сам себе ребенок, сам себе родитель. — Хочу купить себе одежду для школы. Рубашку и ботинки, строгие. У меня уже есть синие брюки, я под них все подбираю. Чтоб было как дресс-код. Я на Алиэкспрессе заказываю. Там долго ждать, но я умею долго ждать».
Когда Руслана спрашиваешь, о чем он еще мечтает, сначала он отвечает, не задумываясь, как о деле давно решенном и веселом: «Пожарным быть нельзя, но в кругосветное путешествие же можно? Хочу объехать весь мир и везде попрыгать с самых высоких крыш. Либо с парашютом, либо в костюме белки, знаете такой?»
Потом долго думает, чересчур внимательно рассматривая свои руки: «Когда надо быть твердым — у меня не всегда получается. Хочу научиться. Чтоб утвердить свое».
Программа «Шанс» — не только про хорошие оценки на экзаменах. Фонд «Арифметика добра» помогает своим подопечным научиться именно этому: понимать, какие планы можно реализовать прямо сейчас, какое прошлое стоит оставить за бортом, к какой мечте — стремиться. Помогает детям утвердить свое право на выбор, на счастливую жизнь.
Фонд «Нужна помощь» собирает деньги на оплату работы преподавателей. Они будут поддерживать и обучать тех ребят из детских домов, которые отважились поступить по-своему — выбиться из системы и попробовать завоевать более достойную жизнь. Пожалуйста, давайте им поможем. Пожертвуйте любую сумму в пользу «Арифметики добра» или оформите ежемесячный платеж: каждые наши 100, 200, 500 рублей помогут детям-сиротам получить хорошее образование и исполнить свои мечты.
Еще больше важных новостей и хороших текстов от нас и наших коллег — в телеграм-канале «Таких дел». Подписывайтесь!
Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и интервью, фотоистории и экспертные мнения. Мы собираем деньги для множества фондов — и не берем из них никакого процента на свою работу.
Но сами «Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям. И мы просим вас оформить ежемесячное пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать. Пятьдесят, сто, пятьсот рублей — это наша возможность планировать работу.
Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.
Помочь намПодпишитесь на субботнюю рассылку лучших материалов «Таких дел»