Дипломированный врач и писатель Алексей Моторов, автор романов «Юные годы медбрата Паровозова» и «Преступление доктора Паровозова», — о том, что нас ждет в итоге стремительно обнулившегося режима самоизоляции
Московские власти объявили о конце режима ограничений, связанных с эпидемией коронавируса. Отменены пропуска, графики прогулок, открываются магазины, фитнес-центры, парикмахерские, кинотеатры и зоопарки. В официальных источниках это называют «окончанием режима самоизоляции», хотя никакого «режима» самоизоляции не может быть по определению, как и его нарушения. Ведь все с приставкой «само» — дело сугубо добровольное, и никакие административные санкции за нарушение этого «само» со стороны государства теоретически последовать не могут. До нынешней весны нам было трудно себе представить наказание за нарушение самодисциплины, осуждение за превышение уровня самоиронии, штраф за недостаточное самомнение. Но теперь представили. А многие даже и заплатили.
Хотя, конечно, нашим людям не привыкать к хитроумным терминам и наказаниям за нарушение всякого добровольного. Достаточно вспомнить, с каким осуждением начальство и общественность относились к тем, кто прогуливал «добровольный коммунистический субботник» или патрулирование в составе «добровольной народной дружины». Это на работу можно было опаздывать сколько угодно, брак гнать, выпивать и закусывать на рабочем месте, учебу прогуливать, а не явиться на субботник или овощную базу было сродни государственному преступлению, тут и из комсомола, и из института вылетали на раз…
Этот «недокарантин», стал торжеством абсурда, как, впрочем, и все, за что власть ни возьмется. В марте малышевы-мясниковы, люди особого бесстыдства, на полном серьезе объясняли согражданам, что все это ерунда и ситуация с коронавирусом ничем не отличается от сезонного гриппа. Часть народа им поверила, и многие за это поплатились кто здоровьем, а кто и жизнью. Потом они диаметрально поменяли свои взгляды и стали утверждать, что все очень серьезно, и народ окончательно растерялся. Многочисленные патриоты из разряда «мы русские — с нами Бог», заходясь от собственной экзальтированной пошлости, клятвенно обещали, что Россию беда обойдет. Когда стало понятно, что не обошла, тут же сообщили, что зато мы лучше всех подготовились. Чтобы это подтвердить, начали рисовать низкие цифры смертности и заболеваемости.
Дальше — лучше. Ведь любому понятно, что основная задача при эпидемии — это не допустить скопления людей. Но первое, что было устроено, — тотальная проверка пропусков на входах в метро. Люди стали давиться у турникетов, и все тут же полетело к чертям собачьим. В принципе, на этом всю «самоизоляцию» можно было смело отменять.
Потом — в том же духе. Чего стоит одно сообщение: «Росгвардия начнет патрулировать леса Подмосковья для выявления нарушителей самоизоляции». Так и хотелось спросить: «Вы что, с ума все там посходили? С вертолета как волков отстреливать будете?» Гуляют граждане по лесам, да и на здоровье. Чем больше их в леса уйдет, тем лучше. Почему никто не проинструктировал полицию, что не надо на одинокого прохожего налетать втроем с дубинками, не надо валить его наземь, тащить в автозак. Понятно, что ничего другого они не умеют, образованием не отягощены, но проведите инструктаж среди личного состава, объясните задачи вашим дуроломам, если сами их представляете, конечно.
А ведь любому было понятно, что самые опасные объекты с точки зрения эпидемиологической —не леса, не закрытые властями парки, а транспорт, магазины и лечебные учреждения. Но транспорт как работал, так и продолжал, в магазинах абсолютно ничего не сделали для регламентированного запуска по очереди, а в поликлиниках как было полно чихающих и кашляющих людей, так толпы эти только увеличились многократно, безо всяких организованных тамбуров и шлюзов.
С пропусками тоже полная неразбериха. Во-первых, получить пропуск мог любой, и это сразу же превратилось в полную профанацию. Потом тысячу раз говорилось, властями подтверждалось, на официальных сайтах значилось, что для похода в близлежащий магазин и в аптеку пропуска без надобности. При этом ежедневно по городским телеканалам показывали сюжеты, как бравые полицейские проверяют пропуска у граждан, идущих в магазин, делают им внушения и штрафуют.
А уж график прогулок по номерам домов — это вообще песня. До такого еще никто не додумывался. Тот, кто это родил, — человек недюжинного ума, не зря свое кресло занимает. И тут же, одновременно, открывают книжный фестиваль в сердце столицы — на Красной площади. Понятно, что деньги выделены на это большие, давно освоены, и не провести никак нельзя. Но получается, что из дома можно выходить только с пропуском, да по строгому графику, а на книжный фестиваль — пожалуйста. Страна непуганых книголюбов.
Зато реальных дел не было и в помине. Ни раздачи масок, ни бесплатных тестов, ни помощи малоимущим. Кормлением медиков в больницах занимался частный бизнес, обещанные выплаты персоналу за работу в очаге сразу же стали саботироваться. Зато штрафы выписывались исправно. Думаю, за эти дни казна получила изрядно. А что такое «нарушение режима самоизоляции», никто толком и не знает, так как ни закона, ни определения этого явления нигде как не было, так и нет.
Про цифры вообще лучше не говорить. Как так получилось, что в России при заявленной самой низкой смертности в мире от коронавируса отмечается такая высокая смертность среди медицинского персонала? На сайте памяти имена четырех сотен погибших медиков. Просто смерть врача и медсестры сейчас, при наличии соцсетей, трудно скрыть, а писать липу — легко и приятно, это традиция с незапамятных времен, нечему и удивляться. Вот в Дагестане, где ситуация — серьезней некуда, еще недавно цифру в двадцать шесть тяжелых больных рисовали, и ничего, прокатывало.
Или: открыли госпиталь в «Крокусе», абсолютно бессмысленный, жахнули на него невероятные деньги, набрали персонал без стажа и опыта, а приемным покоем взяли руководить человека по фамилии Кангун из Красноярска, ближе-то не нашлось. И любой, кто способен выйти в интернет, моментально мог узнать, что Кангун этот последний раз работал врачом аж 25 лет назад, но главное не это, главное то, что, владея с 1995-го большим автосалоном в Красноярске, он стал фигурантом уголовного дела о мошенничестве в особо крупных размерах и исков к нему от обманутых покупателей на многие миллионы рублей. Как такое может быть, что при невероятном регламенте в системе здравоохранения, требованиях сертификации для врачей, аккредитации и прочее на стражу жизни и здоровья людей поставили человека с незакрытым уголовным делом и таким перерывом в работе врачом?
Нет, и не думала. Даже те официальные цифры, к которым всегда следует относиться с осторожностью, красноречиво свидетельствуют: в Москве и в регионах все только продолжается. Заболеваемость еще очень высока. Есть небольшой спад, да и только. Тяжелых больных много, в том числе и в реанимациях, на ИВЛ.
А ведь обещали, причем многократно, поэтапный выход из «недокарантина». Сколько произносилось пафосных речей, особенно о защите наших стариков, как их надо беречь от инфекции, изолировать, постараться не навещать и прочее. А тут взяли — и всех чохом выпустили на простор. Гуляй и стар и млад. С другой стороны, нам и Конституцию гарантировали не трогать, а тут карантин какой-то, смешно просто.
Народ понадобился на избирательных участках, вот в чем дело. Сколько можно тянуть с голосованием?! Довольно по квартирам сидеть. Пусть граждане проголосуют, а там видно будет. Заболеют — полечим. Но за это нам парад покажут, ржавые танки с ракетами по площади покатают, не беда, что День Победы давно прошел, захотим — зимой будем отмечать.
И получилось, что пугали-пугали, штрафовали-штрафовали, с утра до вечера показывали клиники-больницы, больных на аппаратах, врачей измученных, а тут в один день — бац! И все закончили. Обнулили.
И народ в полной растерянности. Непонятно, что происходит. Можно ли срывать маски, гулять по улицам, вдыхать полной грудью без опаски? Или нельзя? Уже и наглядная агитация готова на фоне российского флага: «Мы победили коронавирус!» А люди, меж тем, продолжают заболевать. Как же понять, что же на самом деле происходит? Уже и конфликты начались противников отмены карантина со сторонниками немедленного выхода из него. Да тут у любого голова пойдет кругом. И эти противоречивые действия власти разделили людей едва ли не больше, чем сидение в пресловутой «самоизоляции».
Хочется сказать словами классика. Люди, будьте бдительны. Рано расслабляться. Маски, социальную дистанцию и прочие меры предосторожности нужно будет соблюдать еще долго, возможно, до осени. Берегите своих стариков. Еще ничего не кончено. И от нас зависит, сколько это все продлится. Эпидемия — не президентские сроки, она по указу не обнуляется. У нее свои законы. Ее по декрету отменить нельзя.
Вспоминается анекдот про Чапаева. Решил Василий Иванович вылечить себя от импотенции. Навел маузер на свои причиндалы и командует: «Именем революции — встать!»
Но что-то не смешно.
Еще больше важных новостей и хороших текстов от нас и наших коллег — в телеграм-канале «Таких дел». Подписывайтесь!
Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране и предлагаем способы их решения. За девять лет мы собрали 300 миллионов рублей в пользу проверенных благотворительных организаций.
«Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям: с их помощью мы оплачиваем работу авторов, фотографов и редакторов, ездим в командировки и проводим исследования. Мы просим вас оформить пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать.
Оформив регулярное пожертвование на сумму от 500 рублей, вы сможете присоединиться к «Таким друзьям» — сообществу близких по духу людей. Здесь вас ждут мастер-классы и воркшопы, общение с редакцией, обсуждение текстов и встречи с их героями.
Станьте частью перемен — оформите ежемесячное пожертвование. Спасибо, что вы с нами!
Помочь намПодпишитесь на субботнюю рассылку лучших материалов «Таких дел»