Пытки есть, а статьи в УК — нет. Поэтому нет и статьи ниже. Выделите текст, чтобы сделать проблему видимой
В российском законодательстве нет статьи о пытках, поэтому дела о жестоком насилии над задержанными и заключенными прячутся за формальным «превышением полномочий». «Комитет против пыток» призывает ввести новую уголовную статью, чтобы остановить пытки.
Главный признак пытки — ее применяет представитель государства. Это происходит в закрытых учреждениях: тюрьмах, следственных изоляторах, отделениях полиции. Только в половине случаев пострадавшим удается добиться возбуждения уголовного дела.
Человек, переживший пытки, получает в среднем шесть отказов в возбуждении уголовного дела. Этот процесс может тянуться годами, и с каждым годом добиться справедливости все труднее: даже если потом запросят видеозаписи, их уже сотрут; даже если найдут свидетелей, те уже забудут подробности дела.
Чаще всего уголовные дела заводят после самых громких случаев: когда о пытках написали журналисты или когда насилие было крайне жестоким. Или же благодаря упорному труду правозащитников, раз за разом обжаловавших отказы в возбуждении уголовного дела. Были случаи, когда они получили 20—25 отказов, прежде чем началось предварительное следствие.
Но даже возбуждение уголовного дела не гарантия эффективного расследования. На то, чтобы добиться приговора, в среднем уходит три года. Средний срок наказания за пытки — 3,5 года лишения свободы. Но почти половину сотрудников осуждают только условно.
Сотрудников полиции и тюрем, пытавших людей, в основном привлекают по статье о превышении должностных полномочий. Но эта статья включает в себя много преступлений помимо пыток. Судебная статистика не дает понять, сколько сотрудников было наказано именно за пытки. Поэтому государство даже не может оценить масштаб проблемы.
Комитет выступает за то, чтобы ввести уголовную ответственность за пытки. Криминализация пытки будет значить, что государство наконец признало проблему реальной и существующей.
Криминализация пытки поможет наладить официальную статистику и понять, сколько жалоб поступает, как их расследуют и сколько бывает отказов по ним. А еще из-за «палочной» системы ведомствам придется отчитываться по этой статье отдельно, а значит, у государства появится внутренний стимул расследовать дела о пытках.
С чего можно начать бороться с пытками?
А от столкновения с пытками в России уж точно не зарекайся.
Еще больше важных новостей и хороших текстов от нас и наших коллег — в телеграм-канале «Таких дел». Подписывайтесь!
Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране и предлагаем способы их решения. За девять лет мы собрали 300 миллионов рублей в пользу проверенных благотворительных организаций.
«Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям: с их помощью мы оплачиваем работу авторов, фотографов и редакторов, ездим в командировки и проводим исследования. Мы просим вас оформить пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать.
Оформив регулярное пожертвование на сумму от 500 рублей, вы сможете присоединиться к «Таким друзьям» — сообществу близких по духу людей. Здесь вас ждут мастер-классы и воркшопы, общение с редакцией, обсуждение текстов и встречи с их героями.
Станьте частью перемен — оформите ежемесячное пожертвование. Спасибо, что вы с нами!
Помочь намПодпишитесь на субботнюю рассылку лучших материалов «Таких дел»