Такие дела

«Нам всем важно помнить: других волшебников, кроме нас самих, не существует»

Одна из жительниц села Шоруньжа в период празднования Шорыйол — марийского Нового года, Марий Эл

Мария Гельман

Ряженые в доме одной из жительниц села Шлань Республики Марий Эл на праздновании Шорыкйол, национального Нового года. В деревнях Шоруньжа и Шлань говорят на марийском языке, топят печи, возделывают землю, а по праздникам молятся в священных рощах. Все это сочетается с современной жизнью — магазинами, сотовыми телефонами, интернетом. 

Ряженые в доме одной из жительниц села Шлань на праздновании Шорыкйол — марийского Нового года
Фото: Мария Гельман для ТД

Россия — многонациональная страна, где государство веками путем принудительной ассимиляции старалось унифицировать социокультурное разнообразие. Большинство традиций, обрядов было утрачено под натиском титульной культуры, неуклонно снижается и численность малых народов.

Эта фотография для меня важна потому, что она рассказывает о людях, которые, несмотря ни на что, бережно сохраняют свою субъектность — через язык, музыку, искусство и разные социальные практики. Именно они меня восхищают. Ведь чем больше мы видим культурного разнообразия, тем шире наше восприятие и понимание других. «У богов не просят денег»

Федор Телков

Хоровод детей общины. 2022 год
Фото: Федор Телков

Съемка в поселке Шамары Свердловской области не являлась редакционным заданием. Это часть моего проекта о современном старообрядчестве «Право веры», опубликованном на «Таких делах», — «Вера и храм». Шамары — одна из самых интересных точек в общей географии проекта, где наиболее видна настоящая жизнь общины: большие семьи, обилие молодежи, общие интересы и труд, воскресная школа, своими силами построенный храм, поддержка малоимущих, больных, престарелых, отдельное кладбище. При этом в поселке в основном проживают не староверы. 

Однажды летом, после длительной съемки крестного хода, я вернулся в Шамары и, проезжая мимо магазина, увидел выходящую оттуда поселковую молодежь — в шортах, кепочках, с какими-то пачками, напитками — и неожиданно поймал себя на мысли, что они выглядят очень странно и даже экзотично. Это было удивительно.

Сергей Строителев

Вечером Митя использует фонарь, чтобы видеть содержимое мусорных пакетов лучше
Фото: Сергей Строителев для ТД

Я с трудом выбрал этот кадр по просьбе редакции. Дело в том, что вся история про россиян-фриганов «Фрига — идея разумного потребления», покинувших страну после начала СВО и живущих в Тбилиси, очень дорога моему сердцу.

На фотографии — молодой человек Митя, осматривающий мусорный бак в поисках еды или чего-то полезного в хозяйстве. Он фриган. Фриганство — это движение, в основе которого лежит философия разумного потребления. В качестве источника продуктов питания и других материальных благ фриганы используют главным образом мусорки и свалки. Митя светит фонариком, чтобы лучше видеть содержимое пакета. Ночное освещение делает сцену более загадочной, а осмотр мусора превращается в поиски клада или сокровищ. Так относятся к своей деятельности сами фриганы, и теперь отношусь я.

Для людей, которые далеки от подобных прогрессивных движух, это может показаться чем-то диким, грязным, они могут подумать, что у Мити все очень плохо в жизни и он несчастен. А некоторые, как, например, работники телеканала «Россия-1», которые сняли ернический сюжет по моему проекту с посылом «вот тебе и релокация», будут злорадствовать. Честно говоря, до работы над этой историей у меня тоже были некоторые стереотипы по поводу фриганства. Но месяц плотного общения с ними все поменял. Уже во время съемок я машинально начал заглядывать в мусорные баки и поймал себя на мысли, что мне абсолютно комфортно. Потом я переехал в Германию и увидел, что здесь это норма. Люди не стесняются взять что-то полезное из помойки — все равно же пропадет. Пару недель назад местные жители устраивали чистку своих жилищ, выставляя ненужное к мусорным бакам. За день я смог полностью обставить свою квартиру, нашел пару стульев, стол, шкаф, несколько картин, одеяла. Потрясающе! 

Работа над проектом полностью поменяла мои взгляды. Так происходит очень часто в моей профессии фотожурналиста. Ты погружаешься в тему и, конечно же, учишься чему-то у своих героев. Это может быть лишь пара слов или целая жизненная философия. Все герои моего проекта — яркие, интересные люди со своим уникальным взглядом на жизнь и бэкграундом, очень открытые, душевные, с юмором смотрящие на себя и мир вокруг.

Лиза Жакова

Миша в палате
Фото: Лиза Жакова

В 2023 году я сделала самую большую и сложную из своих фотоисторий — про психоневрологический интернат (ПНИ) под Петербургом «Миша и Гена». Историю о том, как дружба и поддержка героев позволяет им выживать в сложнейших и часто бесчеловечных условиях российской системы ПНИ. На фотографии один из героев, Миша, в палате, где он живет. Мише чуть больше 30 лет, он не говорит, зато физически почти здоров. Миша заботится о своем друге Гене: перекладывает его с кровати на коляску и обратно, осуществляет уход за ним и помогает ему в быту. В каждой палате ровно по восемь «стерильно» заправленных кроватей, они должны быть нетронутыми на протяжении всего дня, а на прикроватных тумбочках нельзя держать никаких личных вещей, все должно быть пусто и безлико. Этот образ для меня — олицетворение всей этой системы.

Наташа Лозинская

Егор, Ира и Нина на детской площадке на территории деревни «Виктория»
Фото: Наташа Лозинская для ТД

Этот снимок я сделала в «Детской Деревне» в Армавире, где живут семьи с приемными детьми — «На деревню Глебушке». В других областях уже стояла осень, а в Краснодарском крае была жара, солнечно, и вся «Деревня» — в зелени и цветах. На самом деле это оказалась не совсем деревня, а коттеджный поселок. Меня поразило, как там все устроено: высокие краснокирпичные дома, ухоженная территория, детские площадки и мастерские, террасы для чаепитий, велодорожки и детские площадки. Дети в тот день высыпали на улицу, потому что был выходной и хорошая погода. Это очень напомнило мне мое собственное детство, когда ватаги мальчишек и девчонок носились и играли во дворах, без гаджетов и интернета. 

Ну и встретить где-то в глубинке России подобный проект, где приемные дети обретают дом и семью, живут свою новую, благополучную и устроенную жизнь, кажется уже настоящим маленьким чудом.

Светлана Булатова

Бездомный мужчина во дворе ночного приюта у железнодорожной станции Обухово. Медики мобильной клиники «Благотворительной больницы» приезжают вести прием пациентов в ночной приют каждый вторник. Санкт-Петербург
Фото: Светлана Булатова для ТД

Этот портрет я сделала поздно вечером во дворе ночного приюта для бездомных людей в Санкт-Петербурге. Каждый вторник автобус «Благотворительной больницы» приезжает в приют, чтобы оказать помощь любому, кто в ней нуждается. «Тот, кто спасает одну жизнь, спасает весь мир». «Благотворительная больница» — некоммерческая организация, которая с 2018 года оказывает медико-социальную помощь бездомным людям в Петербурге. Ее основал врач-реаниматолог, врач общей практики Сергей Иевков. Каждый день сотрудники организации ведут прием бездомных пациентов в переоборудованном под мобильную клинику микроавтобусе. Они уверены, что каждый человек в России должен иметь возможность получить помощь вне зависимости от обстоятельств, в которых он оказался. Никому не должно быть холодно, голодно и больно.

Кристина Сырчикова

Константин
Фото: Кристина Сырчикова для ТД

Я привезла этот снимок из командировки на Камчатку, где мы собирали материал для истории о Михаиле, мужчине с инвалидностью, запертом в своей квартире на пятом этаже без лифта и пандуса, — «Узник поневоле». Несмотря на вынужденное заточение, он работает в Камчатском институте здоровья имени Луки и Марфы Алексеевых. Основная деятельность этого института — помощь людям с инвалидностью. 

Директор института Марианна Колыбина со своим коллегой и другом Константином очень любят это место на берегу Тихого океана. Они хотели поделиться им со мной, так как я никогда не видела океан. Когда я заметила, как живописно на фоне свинцового неба развевается плащ Константина, я не смогла его не снять. 

В этом кадре — океан, воздух и фигура рослого мужчины, пронзающего пространство. Поездка на Камчатку — самое яркое путешествие этого года. Камчатка заворожила меня своей красотой. 

Владимир Аверин

Северный олень в Керженском заповеднике
Фото: Владимир Аверин для ТД

Эта фотография была сделана в Нижегородской области — при подготовке материала о том, как в Керженском заповеднике восстанавливают популяцию северного оленя, «Лишний раз лучше не вмешиваться». Я был в восторге от всей поездки в целом. Когда-то я ездил в другой заповедник, где спасают и выхаживают медвежат, и представлял, что сниму идиллию. Милых маленьких медвежат обнимают сотрудники, и все счастливы. А оказалось, что к малышам нельзя даже приближаться, иначе они привыкнут к человеку и потом в природе не выживут. Тут же получилось подойти к оленям очень близко. Был красивый летний лес после дождя, смешные оленята и грациозные олени с ветвистыми рогами. Но именно этот кадр я не помню, как сделал. Когда уже дома открыл фотографии на диске, очень удивился. Все соседние кадры я помню, а этот — как будто бы его и не было. Этот снимок больше всего передает мои ощущения от заповедного леса. Красота жизни, которая возвращается в лес, где она и была всегда.

Дарья Асланян 

Александр Аббас в лодке на реке
Фото: Дарья Асланян для ТД

Этот кадр сделан в Бугуруслане. Там я снимала историю об экоактивистах, которые построили дом на воде, — «Собиратели». Главный герой — Александр Аббас, или дядя Саша, как зовут его местные жители. Он много лет работал в нефтедобывающей компании, но однажды задумался о том, что эта деятельность наносит вред природе, уволился и стал убирать мусор на реке, расчищать берега от инвазивного клена и сажать дубы. Этот кадр кажется мне немного сказочным, а дядя Саша — волшебником в своей видавшей виды лодке, на которой вот уже 15 лет он собирает по реке мусор.

Этот образ для меня — пример того, как волшебником может стать каждый. Помните, в одном из фильмов о Гарри Поттере, «Узник Азкабана», дементоры нападают на Сириуса Блэка, а Гарри ждет, что придет могущественный волшебник и спасет Сириуса, но в конце концов понимает, что волшебник — это он сам. Думаю, нам всем важно помнить: других волшебников, кроме нас самих, не существует.

Станислава Новгородцева

Прототипом галеона послужил британский парусный линейный корабль «Повелитель морей», построенный в 1637 году
Фото: Станислава Новгородцева

Это фотография из истории про капитана Виктора Скалетто, который продал все свое имущество и на протяжении восьми лет строил в крымской бухте Бугаз корабль — копию британского галеона, — «Повелитель морей». В мае этого года его творение было безжалостно уничтожено администрацией Судака. На фотографии Виктор возле своего корабля в 2018 году, в первый день нашего знакомства. Я переживала, что уничтожение галеона нанесет непоправимый урон человеку, который все силы вложил в свою мечту. Но знаете что? Капитан Скалетто уже перебрался в Казань вместе с двумя корабельными собаками и планирует начать строительство с нуля. 

В новом году всем хочется пожелать капитанского оптимизма и веры в свою мечту, даже если она кажется «странной» тем, кто ни-чер-та в мечтах не понимает.

Exit mobile version