За бортом: что мешает работать российским летчикам?
В стране остро не хватает гражданских пилотов. Авиакомпаниям не достает до 500 летчиков в год. Ряд экспертов связывает это с решением Росавиации лишать лицензии выпускников некоммерческих образовательных учреждений.
Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) предложила Минтрансу не вмешиваться в образовательный процесс подготовки пилотов и увеличить ежегодное количество выпускников почти в два раза.
ТД поговорили с экспертами о реальных проблемах оттока летчиков, о реформировании системы их образования и о том, почему обнуляют частные лицензии.
Роман Гусаров,
главный редактор портала Avia.ru
По результатам расследования авиакатастроф, произошедших за минувшее десятилетия, выяснилось, что подавляющее большинство аварий было связано с человеческим фактором. Оказалось, что многие капитаны потерпевших крушение самолетов получали образование в частных центрах. В них были выявлены нарушения. Пилотам приписывался налет и обучение. Понятное дело, что некоторые центры пострадали невинно, но надо понимать все риски. Росавиация действует в рамках законодательства, которое ее формирует. Этот орган оказывает услуги, но не имеет законодательной инициативы.
Что касается образования, мы пять лет учим пилотов, а на выходе у курсанта нулевой уровень. Сейчас надо увеличить прием курсантов вдвое, но вдвое увеличить бюджет всего этого просто невозможно. Мы так долго учим пилотов, на это же никаких денег не хватит. Нужно обратить внимание на Запад. Там подготовка проходит примерно за 18 месяцев, а студенты изучают только необходимые для специальности предметы. Важно, чтобы после окончания курсов человек сдавал экзамены в федеральном центре. Тогда государство сразу будет понимать, что летчик подготовлен.
Альфред Малиновский,
вице-президент профсоюза летного состава России
Пилотов не хватает, потому что более 500 специалистов уехало за рубеж за последние несколько лет. Там заработная плата выше, режим труда и отдыха лучше. Но дело даже не в деньгах, а в отношении к пилоту. У нас безобразное, преступное отношение к летному составу, который эксплуатируется на износ. Во всех авиакомпаниях откровенный дефицит пилотов, а это значит, что летчики работают «за того парня», перерабатывают.
Всем учебным заведениям, в том числе частным, сертификат давала Росавиация. Она ориентировалась на определенные требования к образовательным учреждениям. И эти учреждения были допущены к обучению летного состава. Сейчас, когда нужно любыми способами удержать летчиков в авиакомпаниях России, применяют такую позорную вещь. Та же Росавиация, которая выдавала сертификаты этим учебным заведениям, сегодня не признает их дипломы. Лицензии они обнуляют тогда, когда летчик хочет уйти из отечественной компании, чтобы у него не было возможности работать за рубежом. Вместо того, чтобы создавать нормальные условия для летного состава, для безопасности пассажиров, они действуют таким ломовым методом.
Игорь Дельдюжов,
президент Шереметьевского Профсоюза летного состава
Выпускников недостаточно, и выходят они недоученными. Из-за нехватки инструкторов, преподавателей и запчастей на самолеты страдает программа обучения. К моменту выпуска не все студенты успевают закончить курс. В Ульяновске совсем небольшая часть получила свидетельство пилотов в июле. А остальным придется приезжать в течение года на полеты, по мере того как будут освобождаться самолеты и инструкторы, хотя эти ребята уже не курсанты.
У «Аэрофлота» разные требования к пилотам иностранцам и россиянам. Так, иностранцам достаточно предоставить лицензию летчика, а нашим пилотам, помимо свидетельства, нужен диплом об окончании летного учебного заведения. И если наши пилоты закончили такой же центр за границей, как и зарубежные, без диплома их все равно не возьмут. Мы даже в прокуратуру обращались из-за этой дискриминации по национальному признаку.
Что касается реформирования, надо увеличить финансирование государственных институтов и училищ, контролировать частные организации, но не мешать им. Вернуть лицензии летчикам. Авиакомпаниям стоит наладить внутренний климат. Минтранс должен поменять приказ № 139, по которому летчик может работать шесть дней подряд с одним выходным, ведь когда это происходит годами, увеличивается списание по состоянию здоровья, либо летчики уезжают работать за границу. Еще у пилотов большой отпуск, и он достигает 70 дней. Сейчас недобросовестные руководители хотят сократить дни отдыха для пилотов, а Минтранс и Минтруда вышли с такой инициативой. В общем, нужно уменьшить количество рабочих дней и не трогать отпуск.
Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране и предлагаем способы их решения. За девять лет мы собрали 300 миллионов рублей в пользу проверенных благотворительных организаций.
«Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям: с их помощью мы оплачиваем работу авторов, фотографов и редакторов, ездим в командировки и проводим исследования. Мы просим вас оформить пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать.
Оформив регулярное пожертвование на сумму от 500 рублей, вы сможете присоединиться к «Таким друзьям» — сообществу близких по духу людей. Здесь вас ждут мастер-классы и воркшопы, общение с редакцией, обсуждение текстов и встречи с их героями.
Станьте частью перемен — оформите ежемесячное пожертвование. Спасибо, что вы с нами!
Помочь нам