Минтранс намерен ввести в Москве и Петербурге штрафы за поездки на старых автомобилях
Минтранс подготовил дорожную карту введения в Москве и Санкт-Петербурге зон, куда запретят въезжать машинам с двигателем низкого экологического класса. Нарушителей будут штрафовать, передает «Ъ».
Как пояснили в Минтрансе, власти Москвы и Петербурга должны будут сами определить, экология каких районов и от какого вида транспорта страдает сильнее всего. В ведомстве признают, что вопрос ограничения прав автомобилистов по экоклассу их машины сложный и на первом этапе должен рассматриваться запрет на движение грузового транспорта и автобусов, особенно в жилых районах и природоохранных зонах.
МВД и Минтранс планируют представить соответствующие поправки к КоАП в октябре. Согласно проекту, будет введен новый штраф за въезд в экологически чистую зону, обозначенную специальными знаками: «Евро-0», «Евро-1», «Евро-2», «Евро-4».
Такие указатели с лета 2018 года внесены в Правила дорожного движения, но на практике пока не применяются. Существующий штраф за нарушение этих знаков составляет 500 рублей, но в Минтрансе заявили о намерении повысить размер санкций.
Для владельцев автомобилей, в документах к которым нет данных об их экологическом классе (эти сведения начали записывать в ПТС в 2008—2011 годах. — Прим. ТД), предлагается ввести упрощенный порядок присвоения класса. По имеющимся данным, в России зарегистрировано более 20 миллионов машин возрастом старше десяти лет — это 30% всего автопарка страны.
Гендиректор компании «Услугиавто» Юрий Пархоменко рассказал, что экспертиза по определению класса для указания в ПТС сегодня стоит в среднем 3—5 тысяч рублей.
Зампред комитета Госдумы по госстроительству Вячеслав Лысаков высказал мнение, что идея ограничений по выхлопу — это лишь «новый способ зарабатывания денег».
«У людей не останется выбора, придется платить штрафы, — заявил Лысаков. — Идею эту быстро подхватят все города. Заявляется, что все это делается для защиты экологии, но по факту речь идет о новом способе зарабатывания денег. Идея Минтранса повысить штраф с этим напрямую и связана».
В январе президентский Совет по правам человека сообщил, что мэрия Москвы поддержала предложение ограничить движение легковых машин низких экологических классов. В 2016 году доля таких автомобилей в Москве составляла 40%. В целом по России таких машин более 58%.
Европейские экологические стандарты регулируют содержание вредных веществ в выхлопных газах. «Евро-0» был принят в 1988 году, а «Евро-3» — в 1999 году. С каждым стандартом предельно допустимые концентрации вредных веществ уменьшаются. Экологический класс своей машины можно узнать на сайте Росстандарта или на сайте Федеральной таможенной службы.
По данным экологов, основным источником загрязнения воздуха в большинстве крупных городов России является транспорт. На автомобильные выхлопы приходится 80—90% всего загрязнения воздуха. Самыми загрязненными городами России, по оценкам их жителей, в начале 2019 года стали Красноярск (71% негативных ответов), Новокузнецк (73%) и Челябинск (79%).