Муфтият Дагестана объяснил в фетве, какие операции считаются женским обрезанием
Муфтият Дагестана объяснил в фетве, какие операции считаются женским обрезанием и какие в исламе проводить запрещено. Эксперты называют фетву первым шагом в решении этой проблемы на Северном Кавказе, но отмечают, что на самый распространенный вид обрезания фетва не распространяется.
Не так поняли
На сайте муфтията говорится, что многие неправильно понимают, что считается женским обрезанием, поскольку эта тема неактуальна и, соответственно, плохо изучена. По мнению исламских богословов, женское обрезание не подразумевает ни клиторидэктомию — удаление клитора, ни удаление больших или малых половых губ, ни тем более инфибуляции. Последний вид предусматривает удаление малых или больших половых губ с последующим зашиванием, в результате закрывается клитор, отверстие уретры и вход во влагалище.
В муфтияте отмечают, что все вышеперечисленное категорически запрещено в исламе, а под женским обрезанием подразумевается только худэктомия — удаление лишней кожи вокруг клитора. «Часть ученых-богословов считают эту процедуру необязательной», — пояснили в муфтияте Дагестана.
Большой шаг в решении проблемы
Программный координатор Фонда имени Генриха Белля Ирина Костерина рассказала «Таким делам», что новой фетве о запрете женского обрезания предшествовала большая работа правозащитников. Проект «Правовая инициатива» выпустил доклад о практике женского обрезания на Северном Кавказе, исследовательница Саида Сиражудинова ездила в дагестанские села, где это практикуется, и разговаривала с местными женщинами. Также, по словам Костериной, большой вклад в решение проблемы женского обрезания внесли дагестанские активистки, включая журналистку Светлану Анохину.
«Надеюсь, издание фетвы будет способствовать тому, что такие калечащие операции прекратятся или хотя бы их количество сильно уменьшится. Конечно, хорошо, если бы фетва запрещала любые виды женского обрезания, а не с какими-то нюансами, но первый шаг в любом случае уже сделан», — сказала Ирина Костерина.
На свое усмотрение
Правозащитники оценивают фетву неоднозначно. Юрист проекта «Правовая инициатива» Татьяна Савина сказала изданию «Независимая газета», что, с одной стороны, исламские ученые признали, что запрещено проводить виды женского обрезания с наиболее тяжелыми последствиями для здоровья.
С другой стороны, отметила Савина, фетва фактически разрешает IV тип обрезания, к которому относятся все остальные процедуры, которые причиняют вред женским половым органам и не имеют медицинских показаний. Например, прокалывание, выполнение надрезов, прижигание. Татьяна Савина подчеркнула, что именно IV тип наиболее часто встречается в России.
Исламовед, доцент кафедры современного Востока РГГУ, директор научных программ Фонда Марджани Игорь Алексеев сказал «Кавказскому узлу», что фетва будет иметь значение только для тех, кто признает авторитет муфтия Дагестана Ахмада Абдулаева. Алексеев считает, что жители республики, которые в религиозных вопросах следуют предписаниям других богословов, могут вполне проигнорировать решение муфтията и вынести контрфетву.
В этом материале используются упоминания и ссылки на Фонд им. Генриха Белля, который признан в России нежелательной организацией.