В Подмосковье семья девочки с несовершенным остеогенезом по решению суда осталась без участка земли. Родители продали квартиру, чтобы построить дом
Солнечногорский городской суд удовлетворил иск, который оспаривал приобретение земельного участка семьей 12-летней Ульяны Шибиной. Как рассказал «Таким делам» заведующий юрклиникой при МГУ Максим Дранжевский, который ведет дело Шибиных, семья девочки вложилась в строительство дома и продала квартиру, а из съемной выехать теперь получится не скоро.
У Ульяны несовершенный остеогенез. Из-за редкого генетического заболевания Ульяна не может регулярно выходить из квартиры: ее кости могут сломаться от малейшей неосторожности, рассказал Дранжевский. По его словам, семья мечтала о своем доме, чтобы ребенок мог выходить на улицу в безопасную среду. Родители девочки — инженер и бывший воспитатель, у них есть еще один ребенок.
В 2019 году администрация Солнечногорского городского округа на общих основаниях по конкурсу выделила семье Шибиных участок в деревне Льялово. Он оказался рядом с участком Алексея Галоганова, президента Адвокатской палаты Московской области, которому соседство не понравилось, уточняет юрист.
«Родителям девочки предлагали “убраться по-хорошему”, — рассказал Дранжевский. — К ним приезжали и вели разъяснительную работу члены Адвокатской палаты». По словам собеседника ТД, семья отказалась покидать участок. В муниципалитете Солнечногорского района семью заверили, что на участке действительно можно строить дом. Шибины продали квартиру и начали возводить фундамент.
27 марта 2020 года бывший соратник предпринимательницы Елены Батуриной, а в настоящий момент инвестор Валерий Гличиянц, который занимался в Подмосковье сельским хозяйством, предъявил к семье и муниципалитету иск, в котором просил расторгнуть договор аренды о предоставлении земли. Выяснилось, что на участке есть подземное сооружение в аварийном состоянии. «Это бетонные плиты, полуобвалившиеся кирпичные колонны. Видно невооруженным взглядом, что [строение] не пригодно для эксплуатации», — сказал Дранжевский. По документам, Гличиянц якобы владеет овощехранилищем, которое Шибины обнаружили на своем участке. По словам юриста, связаться с истцом Шибиным не удалось.
Максим Дранжевский указал на логические и юридические нарушения в судебном процессе. В частности, по его словам, адвокаты истца предоставляли копии правоустанавливающих документов, а не оригиналы, и даже в этих копиях не было указано место нахождения овощехранилища. По закону истец не мог оформить права на объект недвижимости, не оформив права на земельный участок.
Дранжевский добавил, что по документам невозможно проследить источник права собственности на строение, которое построено в 1969 году. Юрист обратил внимание, что овощехранилище не представляет никакой ценности, однако в 2014 году Гличиянц якобы купил его за 59 тысяч рублей. В 2020 году за несколько дней до подачи иска он продал здание жене Алексея Галоганова Ларисе за 1,2 миллиона рублей. «В суде сторона Гличиянца оценивает этот полуразвалившейся бункер в четыре миллиона рублей, — отметил собеседник ТД. — Они даже пытались возбудить уголовное дело против родителей девочки якобы из-за уничтожении имущества, но это им не удалось».
Дранжевский подозревает, что документы о владении овощехранилищем подложные. По его словам, Шибины обратились в полицию с заявлением о подложности документов, но в возбуждении уголовного дела им отказали. Прокуратура отменила этот отказ, документы снова вернулись в полицию. «Мы хотим, чтобы следствие провело компьютерно-техническую экспертизу, — объяснил юрист. — Если вынуть базу Росреестра, то можно просто посмотреть, когда были сделаны записи якобы о существующем овощехранилище. Если их сделали в 2019-2020 годах, очевидно, что никаких документов 2014 года быть не может». В юрклинике считают, что земельный участок понадобился Алексею Галоганову, для этого была придумана история про овощехранилище.
По мнению Дранжевского, сторона истца рассчитывала, что семья Шибиных не смогла бы получить квалифицированную юридическую помощь: на платных юристов у семьи денег нет, а бесплатную помощь в Подмосковье предоставляют Госюрбюро и Адвокатская палата, которую возглавляет Алексей Галоганов. Шибиным бесплатно стала помогать юридическая клиника при МГУ. С самого начала процесса у преподавателей и студентов, помогающих семье Шибиных, были опасения, что на суд будет оказываться давление и решение будет вынесено в пользу истца, хотя для этого и нет юридических оснований.
Юрист уточнил, что Шибины и администрация Солнечногорска претензий друг к другу не имеют. По словам Дранжевского, и юрклиника, и администрация планируют обжаловать решение районного суда в Московском областном суде.
«Такие дела» отправили запросы в ГУ МВД России по Московской области, Адвокатскую палату Московской области и региональную прокуратуру. На момент публикации новости ответов получено не было.
Обновлено 14 апреля в 14:02. В пресс-службе ГУ МВД России по Московской области «Таким делам» ответили, что в декабре 2020 года из Солнечногорской городской прокуратуры в полицию поступило обращение. В нем говорилось о предполагаемом нарушении закона при постановке на кадастровый учет недвижимости и о возможном подлоге документов, указывающих на наличие прав на земельный участок. Как уточнили в пресс-службе, сотрудники полиции провели проверку. Полицейские не нашли состава преступления и вынесли постановление об отказе возбуждении уголовного дела. В МВД подчеркнули, что это решение Солнечногорской городской прокуратурой отменено не было.