«Кровавое колесо». Юристы и историки — о возможном возвращении в России смертной казни
После теракта в «Крокус Сити Холле» 22 марта депутаты Госдумы инициировали дискуссию об отмене моратория на смертную казнь в России. «Такие дела» спросили у юристов и историков, чем опасно возвращение к смертной казни и что это будет означать для российского общества.
26 марта на заседании Госдумы спикер Вячеслав Володин заявил, что для отмены моратория на смертную казнь не нужен референдум.
«Насколько знаю, у нас и в Конституции, и в уголовном законодательстве никто смертную казнь не отменял. Есть решение Конституционного суда (КС), который отложил вынесение такого приговора. Поэтому не надо никаких референдумов, достаточно решения в этом вопросе Конституционного суда», — сказал Володин.
О том же заявил депутат Михаил Шеремет — он сказал, что собирается направить в КС запрос по поводу снятия моратория. «За» также выступили глава фракции КПРФ Геннадий Зюганов, председатель ЛДПР Леонид Слуцкий и Сергей Миронов
В КС не стали комментировать возможную отмену моратория на смертную казнь, заявив, что «в сегодняшней ситуации» этот вопрос может стать предметом рассмотрения суда.
В феврале 1996 года Россия вошла в Совет Европы, что обязывало ее принять закон об отмене высшей меры наказания. 1 января 1997 года в России вступил в силу новый Уголовный кодекс (УК), в котором смертная казнь была исключительной мерой наказания за особо тяжкие преступления. В апреле того же года российские власти подписали протокол № 6 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. После этого на территории страны вступил в действие мораторий на применение смертной казни. Последний смертный приговор в России был приведен в исполнение осенью 1996 года.
Сейчас, по данным Amnesty International, в мире около 55 стран применяют смертную казнь. Наибольшее количество казней в 2022 году прошло в Китае, Иране, Саудовской Аравии, Египте и США. Беларусь остается единственной страной в Европе, где смертная казнь применяется до сих пор.
Юристы и историки ответили «Таким делам» на самые популярные вопросы о смертной казни.
1. Что нужно изменить в действующем законодательстве России, чтобы начать легально практиковать смертную казнь?
Нужно просто отменить мораторий на смертную казнь. Весь механизм уже готов для этой формы наказания, объясняет адвокат Анастасия Пилипенко. Возможность применения смертной казни, несмотря на мораторий, сохраняется в 20-й статье Конституции. В ней говорится, что смертная казнь «впредь до ее отмены» может применяться «в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни». Но в таком случае обвиняемый имеет право на суд присяжных.
Ключевой вопрос сейчас не в том, как менять законы, чтобы применить смертную казнь, а в том, можно ли ее применять вообще, говорит юрист Института права и публичной политики Иван Брикульский.
«Фактический запрет применять смертную казнь сейчас содержится лишь в двух решениях КС [принятых в 1999 и 2009 годах], но и там запрет четко не сформулирован. Да, там говорится про “необратимый процесс”, про “конституционно-правовой режим” и так далее, но отмена не сформулирована достаточно четко. Более того, условия, на которые тогда опирался КС, отпали с выходом России из Совета Европы», — объясняет Брикульский.
Российским властям, чтобы начать практиковать смертную казнь, достаточно будет пересмотреть несколько решений КС, «что по меркам нынешнего Конституционного суда достаточно легко», говорит основатель «Первого отдела» юрист Иван Павлов. Другой вопрос, применять ли эту меру в отношении конкретных преступлений? Например, за терроризм в УК смертная казнь не предусмотрена, напоминает юрист. В России терроризм — это преступление против общественной безопасности. Если отменить мораторий на смертную казнь, не меняя Конституцию, то наказание будет применяться только к преступлениям против жизни.
«А это ограниченный круг преступлений. Если вы хотите расширять круг этих преступлений, то тогда надо менять Конституцию. А там написано, что обвиняемому в случае смертной казни должно быть предоставлено право на рассмотрение дела в суде присяжных. У нас не все дела подсудны суду присяжных», — рассуждает Павлов.
2. Если отменят мораторий на смертную казнь, то кто пострадает в первую очередь? Будет ли это касаться уже вынесенных приговоров?
Закон обратной силы не имеет, говорит Павлов. «Он должен распространяться только на те преступления, которые совершены после вступления в силу нового закона», — уточняет юрист.
Но смертная казнь может быть дополнительно внесена в УК, добавляет Пилипенко.
«Если какому-то преступлению сейчас не хватает чего-то, чтобы стать особо тяжким, никто не мешает его в несколько законодательных приемов до этого дотянуть», — объясняет она.
Пилипенко предполагает, что первой инициативой после отмены моратория станет введение смертной казни для террористов.
«205-я статья УК (теракт) резиновая. Туда попадает, например, нападение на объекты безопасности. Поджоги военкоматов у нас очень часто квалифицировали как теракт. Я думаю, что мы все заметим, что в УК статей со смертной казнью станет побольше, когда и если мораторий будет снят», — предполагает Пилипенко.
3. Как возврат к смертной казни повлияет на реализацию наказаний по другим статьям УК?
Отмена моратория на смертную казнь может использоваться как один из механизмов политических репрессий в России, считает юрист и правозащитник Юлия Евдокимова.
«Большое количество людей в России осуждены по политическим мотивам по статьям о финансировании терроризма, о государственной измене. И поскольку данные статьи подразумевают пожизненное лишение свободы, возможно, к ним и будет применяться самое жесткое наказание», — говорит Евдокимова.
В России все идет в сторону ужесточения законов, добавляет Павлов.
4. Как введение смертной казни изменит подход суда к обвинительным приговорам?
Если произойдет отмена моратория, вряд ли смертные казни станут массовыми, говорит Пилипенко.
«Смертные приговоры будут единичными, но количество пожизненных подскочит, потому что их будет психологически легче выносить, потому что это будет не самое строгое наказание», — предполагает юрист.
Евдокимова добавляет, что от введения смертной казни в России количество обвинительных решений не поменяется: «Суды Российской Федерации заточены на поддержание действующего режима в России. На процент оправдательных приговоров это не повлияет. Не повлияет и на процент дел, которые не дошли до суда».
5. Какими были причины введения моратория на смертную казнь в 1990-х?
По словам преподавателя, кандидата исторических наук Олега Петровича-Белкина, для введения моратория на смертную казнь в 1990-х было две группы мотивов — политические и общие соображения о неэффективности этой процедуры.
«На мой взгляд, главный мотив был именно политический. Шло активное сближение с Западом, поэтому мораторий на смертную казнь рассматривался как шаг на пути к интеграции в мировое сообщество и к улучшению отношений с ним. Власти показывали, что Россия встала на демократический путь развития, что она отказывается от тех неприглядных сторон, которые были в предыдущей эпохе. Наличие смертной казни, когда большинство цивилизованных стран от нее отказалось, — это причина для критики и неприятия», — объясняет Петрович-Белкин.
Вторая группа — мотивы, которые выдвигались противниками смертной казни. Например, судебные ошибки. Одна из самых громких историй связана с маньяком Андреем Чикатило. В июле 1983 года за убийство девятилетней девочки, которое совершил Чикатило, был расстрелян другой человек — Александр Кравченко.
6. К чему в итоге приведет возвращение к смертной казни в России?
«Смертная казнь приводит к еще большим смертям. Во-первых, это месть — кровавое колесо, которое так и будет катиться бесконечно. Во-вторых, если преступники будут знать о возможной смертной казни, они с гораздо меньшей вероятностью оставят в живых свидетелей», — рассуждает историк.
Павлов добавляет, что смертная казнь — это архаичная мера наказания, «не гуманная и совершенно не современная». «Ведь превентивный эффект достигается отнюдь не тяжестью наказания, не его строгостью, а неотвратимостью. Эффект сомнительный, эффект популистский», — уверен Павлов.
Заслуженный учитель России Тамара Эйдельман уверена, что любое применение смертной казни — даже к террористам — делает общество более жестоким и диким.
«Люди могут впадать в ярость и желать смерти убийце. <…> И вот здесь должно начать действовать государство. Оно обязано приложить все усилия для обеспечения безопасности своих граждан. И дело не только в эффективности ловли преступников. Государство должно последовательно заниматься гуманизацией жизни общества — это тоже залог безопасности. Гуманизацией жизни в семье, в школе, в армии. И гуманизацией системы наказаний тоже», — уверена Эйдельман.
Она напомнила, что в странах, где существует смертная казнь, уровень тяжелых преступлений не уменьшается.
«Террористы-смертники, совершающие ужасающие преступления ради ценностей, которые для них важнее сотен жизней, уж, конечно, не побоятся рискнуть своей жизнью», — добавляет историк.
Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране и предлагаем способы их решения. За девять лет мы собрали 300 миллионов рублей в пользу проверенных благотворительных организаций.
«Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям: с их помощью мы оплачиваем работу авторов, фотографов и редакторов, ездим в командировки и проводим исследования. Мы просим вас оформить пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать.
Оформив регулярное пожертвование на сумму от 500 рублей, вы сможете присоединиться к «Таким друзьям» — сообществу близких по духу людей. Здесь вас ждут мастер-классы и воркшопы, общение с редакцией, обсуждение текстов и встречи с их героями.
Станьте частью перемен — оформите ежемесячное пожертвование. Спасибо, что вы с нами!
Помочь нам