Привет, друзья!
Сегодня на дворе 7 октября, с вами субботняя рассылка о лучших текстах недели и я, замглавреда «Таких дел» Инна Кравченко. Сегодня речь пойдет о редких видах, исчезающе малых величинах, о причинах и последствиях исчезновений.
|
|
|
![похороны похороны](https://takiedela.ru/wp-content/uploads/2023/10/geroy-min.png) |
Фото: Дарья Асланян для ТД
|
|
|
«Он хотел стать героем»
|
Армине родилась в 1977 году в селе Чайлу в Нагорном Карабахе. Во время первого азербайджано-армянского конфликта погиб ее старший брат. Семья Армине покинула родной дом, переехала в Гюмри. Там девушка познакомилась с Валерой, после школы они поженились, уехали жить в Россию, родили двух дочерей. В 2020 году вновь разгорелся конфликт в Карабахе, и Валера добровольцем ушел защищать родину жены. Вернулся оттуда с медалью, но разбитый, потерявший здоровье. А летом 2022 года стал говорить, что хочет поехать в ДНР.
|
«Не только Армения моя родина. Россия — тоже моя родина. Мои деды тут воевали. Мои родители тут похоронены. Надо родину защищать, пока идет военная операция».
|
В марте 2023 года Армине позвонила жена Валериного сослуживца и сказала, что Валера погиб. В БМП, где он находился, попал снаряд. А в сентябре 2023 года, обняв дочерей, Армине стояла на кладбище напротив надгробия с портретом мужа, вот только в могиле ее мужа не было. Почему семья ополченца из Самары, погибшего на СВО, устроила похороны без тела и установила памятник на пустой могиле, вы узнаете из текста нашего фоторедактора Даши Асланян.
|
|
|
![сурки сурки](https://takiedela.ru/wp-content/uploads/2023/10/surki-min.png) |
Фото: Владимир Киселев для ТД
|
|
|
«Сегодня исчезнут сурки, а завтра никого не останется»
|
Автор следующего материала, который я предлагаю вам прочесть, — главред «Таких дел» Женя Волункова. Ради этого текста она проделала огромный путь: самолетом из Москвы до Иркутска, потом 12 часов на машине до Усть-Баргузина на Байкале, потом вертолетом до самых красивых и труднодоступных мест заповедника. А все ради того, чтобы поучаствовать в экспедиции ученых, которые считают по головам черношапочных сурков. Этих симпатичных и трудолюбивых грызунов на Байкале осталось критически мало. В конце девяностых годов на мониторинговых площадках Баргузинского заповедника их насчитывалось около 200 особей, а сегодня осталось примерно 20. Сурок занесен во всевозможные Красные книги, но его популяция все равно стремительно исчезает. Сотрудники ФГБУ «Заповедное Подлеморье» ежегодно изучают состояние сурка. Женя и фотограф присоединились к экспедиции и уже на месте осознали, что главными героями этого материала станут вовсе не сурки.
|
|
|
![Адвокат Адвокат](https://takiedela.ru/wp-content/uploads/2023/10/zh-dirizhery-min.png) |
Фото: из личного архива героини
|
|
|
«Кто вас, бабу, на работу-то возьмет?!»
|
|
|
А вот еще один крайне редкий вид: женщины-дирижеры. Когда Виктория Добровольская, ныне главный дирижер Российско-китайского симфонического оркестра, училась на дирижерско-хоровом отделении Санкт-Петербургской консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова, она решила поступить на факультатив оперно-симфонического дирижирования. Дело было в 2007 году.
|
«Меня легко взять на слабо. Ореол того, что женщину туда никогда не возьмут, меня подстегнул. И тут объявили конкурс. Помню, на меня все смотрели, мол, девочка с третьего курса, что ты тут делаешь? Это был нонсенс, разрыв всех шаблонов», — вспоминает Виктория. Вопреки стереотипам, поступить Добровольской удалось. «Я точно знаю, что за меня никто не просил — просто некому было», — с гордостью говорит Виктория. Девушку приняли, но продолжали удивляться. «Ладно бы еще страшные, но красивые поступают. Им-то зачем?» — недоумевал пожилой профессор, принимавший экзамены.
|
«Такие дела» поговорили с мужчинами-дирижерами, чтобы понять, почему женщинам так трудно попасть на эту работу, и с женщинами, которые состоялись как дирижеры. Они рассказали, с какими проблемами и предрассудками им приходится сталкиваться в профессии.
|
|
|
|
«Вымрет ли когда-нибудь человечество?»
|
|
|
Есть ли у животных сознание? Кто победит в драке: горилла или медведь? Есть ли однополые браки в мире животных? Ответы на эти и другие вопросы вы узнаете, посмотрев свежий выпуск нашего нового видеоформата «Спроси и сохрани». Натуралист, популяризатор эволюционной биологии и автор канала «Всё как у зверей» Евгения Тимонова отвечает на вопросы, которые читатели «Таких дел» задали ей в соцсетях.
|
|
|
Что делать в эти выходные?
|
|
|
А еще я хочу поделиться с вами самыми сильными впечатлениями прошедшей недели. В первые, еще солнечные и теплые дни октября я гуляла в Коломенском, собирала яблоки, которые там в саду падают тысячами, и слушала подкасты. В этот раз эпизод моего любимого подкаста «Армен и Федор» — о самом древнем из дошедших до наших времен — эпосе о Гильгамеше. Это почти детективное расследование того, как клинопись с глиняных вавилонских табличек была найдена и расшифрована в конце XIX века, и подробный анализ на много сотен лет утраченного текста, звучащего сегодня невероятно современно.
Второй подкаст, захвативший мое внимание на целых пять выпусков, — «Он увидел солнце» — биографический очерк о Егоре Летове, который сделал журналист и музыкальный критик Александр Горбачев. Подробный, вдумчивый и невероятно интересный рассказ о лидере группы «Гражданская оборона», природе его таланта, философии, политических взглядах и жизненных выборах.
Тем, кто живет в Москве или планирует в нее приехать, советую сходить в крошечный театр «Пространство внутри» на улице Казакова. Там театральный коллектив «Дочери Сосо», созданный режиссеркой Женей Беркович (до сих пор находящейся в СИЗО по обвинению в пропаганде экстремизма пьесой и спектаклем «Финист — Ясный Сокол», который Женя поставила два года назад и который получил главную театральную премию страны «Золотая маска»), играет премьеру — спектакль «Хиросима». Это первая работа, сделанная без Жени, режиссером Александром Плотниковым. Звеняще-пронзительный рассказ о том, как жители Хиросимы провели тот день, когда над городом взорвали атомную бомбу. Никого из этих людей давно уже нет в живых, но их истории, оживленные голосами актрис, предупреждают нас о том, чего нельзя совершать никогда, ни при каких обстоятельствах.
|
|
|
Оставайтесь с нами, не исчезайте!
До новых встреч.
|
|
|
|
|
|
|