Американские ученые оправдали «нулевого пациента» с ВИЧ

Результаты последнего исследования американских ученых указывают на то, что Гэтан Дюга (Gaétan Dugas), которого называли «нулевым пациентом» и считали первым переносчиком ВИЧ в США, на самом деле не был причиной возникновении эпидемии заболевания, сообщает журнал Nature.

Исследователи установили геном штамма ВИЧ, и оказалось, что эпицентром распространения СПИДа был Нью-Йорк, откуда вирус достиг Калифорнии, где и проживал первый официально зарегистрированный пациент с синдромом приобретенного иммунодефицита (СПИД). До этого же вирус был перенесен на Карибские острова в 60-х годах с Африканского континента.

5 июня 1981 года центры по контролю и профилактике заболеваний США опубликовали еженедельный отчет по показателям заболеваемости и смертности, куда вошел и «нулевой пациент» Гэтан Дюга. Как отмечает BBC, известно, что мужчина был геем, работал бортпроводником в компании Air Canada и вел довольно беспорядочную половую жизнь. Сам термин «нулевой пациент» возник по ошибке, ведь на самом деле Дюга был «пациентом О», что означало «Out(side)-of-California».

«Около 1970 года мы видим сигнал о появлении ВИЧ в Нью-Йорке, а это доказательство того, что в тот момент времени там должен быть как минимум один зараженный человек. Позднее ВИЧ распространился в Сан-Франциско и, по-видимому, в других городах Калифорнии, например в Лос-Анджелесе, откуда и были пациенты из отчета 1981 года», — пояснил один из руководителей исследования, Майкл Воробей.

Ученые рассмотрели образцы крови пациентов из Сан-Франциско и Нью-Йорка, которые были взяты в 1978 и 1979 годах, для построения эволюционных деревьев различных штаммов ВИЧ. Кроме того, исследователями была изучена вся сохранившаяся информация о составе крови Дюга. Из-за того, что вирусная РНК со временем разрушается, ученым пришлось разработать для своего проекта особую технологию, которую назвали RNA jackhammering («молоткоотбивание РНК»).

После внесения в базу более двух тысяч образцов сыворотки 40-летней давности лаборатории под руководством Воробья и Маккейя удалось восстановить восемь полных образцов. Исследователи провели филогенетический анализ и определили по скорости мутаций в РНК, что первый ВИЧ-положительный должен был появиться в США в начале 70-х годов.

«Хотя образцы датируются концом 1970-х, временем задолго до того, как заметили СПИД, в них настолько много генетического разнообразия, что оно не могло появиться в это время», — подчеркнул Воробей. По словам ученого, именно этот факт является прямым свидетельством многолетней циркуляции вируса в Соединенных Штатах до того, как ВИЧ и СПИД в конце концов были официально признаны.

По словам ученых, результаты их исследования помогут понять, каким образом различные патогены распространяются в популяции людей. В дальнейшем это позволит разработать наиболее эффективные стратегии для предотвращения эпидемий и опасных инфекций.