Генпрокуратура: 1,5 миллиона уголовных дел закрыли из-за полицейской волокиты
По статистике Генеральной прокуратуры РФ, с 2014 года по истечению срока давности закрыли полтора миллиона уголовных дел. Ведомство обвинило полицейских в бумажной волоките и массовой нерегистрации заявлений о преступлениях, передает РБК заявление пресс-службы.
В основном были закрыты дела небольшой и средней степени тяжести со сроком давности не более шести лет. В 2014 году были закрыты 733 тысячи таких дел, в 2015 году — 542 тысячи дел, а за первую половину 2016 года — 223 тысячи дел, что в общем итоге составляет около полутора миллионов случаев.
В пресс-службе Генпрокуратуры заявили, что полиция не соблюдает «разумные сроки» доследственных проверок и может многократно отказывать в возбуждении уголовного дела, в результате чего проверки по одному и тому же преступлению могут идти годами. В ведомстве считают, что проблема в слабой скоординированности органов дознания и оперативно-розыскных подразделений. Из-за этого о нарушениях становится известно только после жалоб пострадавших в вышестоящие прокуратуры.
Как прокомментировала руководитель направления «Институты и общество» Центра стратегических разработок (ЦСР) Мария Шклярук, зачастую полиция закрывает дела, которые расследуют еще с советских времен и раскрыть которые невозможно, однако есть и другие мотивы.
«Например, если нет уверенности в обвинительном приговоре или имеется коррупционная заинтересованность, — заявила Шлярук, добавив, что точной статистики по таким случаям нет. — Полицейские не могут просто освободить человека, это испортит статистику, поэтому начинают затягивать дело до сроков давности»,
В Генпрокуратуре также отметили, что за последние два с половиной года прокуроры установили 4,2 тысячи случаев неправомерного отказа в приеме заявлений у потерпевших. Большинство нарушений происходили в Московской, Сахалинской и Тверской областях, Приморском, Забайкальском и Красноярском краях, а также в Карелии и Мордовии.
Полиция не согласна с мнением прокуратуры о массовых тенденциях в отказе приема заявлений — по данным МВД, процент таких отказов составляет 0,01-0,02% от всех заявлений, которые ежегодно рассматривают сотрудники ведомства. «В ходе проверок выявляются отдельные факты необоснованного отказа в приеме заявлений о преступлениях от граждан, но необоснованно считать их массовыми и повсеместными», — прокомментировала пресс-служба.
По статистике ЦСР, ежегодно в России регистрируют 30 миллионов сообщений о преступлениях. Из них полиция проводит проверку по 11 миллионам случаев, при этом уголовные дела возбуждаются только по двум с половиной миллионам заявлений. Выявленные прокуратурой незарегистрированные заявления — это «капля в море», отметила Шклярук.
«Сотрудники полиции могут на словах заявить, что разберутся с сообщением о происшествии, а на деле не дать заявителю его номер. После этого доказать, что вы заявляли в органы, невозможно, — объяснила эксперт. — Часто полиция не принимает заявления по преступлениям, которые сложно раскрыть, или регистрирует их уже после того, как дело удалось раскрыть».
В октябре полицейские двух московских округов обратились в профсоюз с жалобой на сильный стресс из-за нехватки кадров и сверхурочной работы. Полицейские рассказали, что из-за недостатка кадров рабочий день следователей и дознавателей длится 16 часов. Отдел «захлебывается в материалах и бумагах, руководители отдела относятся к личному составу как к скоту», добавили они, признавшись, что многие сотрудники находятся на грани суицида.
В августе в Уфе полицейский покончил с собой во время дежурства, оставив видеоролик с критикой начальства и действующей системы правоохранительных органов.